Шпаргалка по «Дошкольной педагогике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Дошкольной педагогике»

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры дош пед.docx

— 237.89 Кб (Скачать файл)

Дальнейшее усложнение орудий труда и его разделение приводит, с одной стороны, к постепенному вытеснение детей из более тяжелых отраслей деятельности взрослых. С другой стороны, дети уже не могут овладеть сложными средствами труда путем упражнения с их копиями, так как, сохраняя сходство, они теряли свои основные функции. Так постепенно сложные копии орудий труда теряли своп непосредственную связь с его средствами и становились в новые отношения к ребенку.

В этот период развития общества возникает  игрушка в собственном смысле слова: она только отражает предметы труда и быта.

На протяжении тысячелетий игрушка  радикально меняется. Изменения прежде всего касается производства игрушек:. от кустарной к промышленной. Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек, появляется более сложные орудия труда, краски и материалы, из которых делаются игрушки.

Под влиянием господствующей идеологии  изменялось содержание образов (в начале века - куклы барыни, служанки, монахи, ангелы, городовые, цари; позже - мальчиши-кибальчиши, куклы-красноармейцы, пионеры и др.). Под влиянием социальной политики общества и научно-технического прогресса меняется ассортимент игрушек, их качество. Об этом свидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек, игрушек на космическую тематику, куклы Барби. На протяжении столетия менялись функции игрушек (когда-то для отпугивания злых духов, как защитники рода, символ благополучия и урожайности и пр.).

Воспитательное  значение игрушек:

- это обязательный спутник детских  игр;

- участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность

ребенка;

отвечают потребности ребенка  в активной деятельности, в разнообразных  движениях, помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

- нередко подсказывают идею  игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

- приучают ребенка к осмысленной,  целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

- помогают воспитанию у детей  интереса к труду, пытливости,

любознательности;

- способствуют воспитанию чувства  патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

- объединяют детей, требуя совместных  усилий, согласованных действий;

- наиболее доступное детям произведение  искусства.

Требования к  игрушкам:

- они должны давать правильное  представление о предметах, их  особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать  интерес к технике, к труду;

- содействовать воспитанию базиса  личности, формировать ценности познания, преобразования;

- иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование  их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

- соответствовать возрастным особенностям  восприятия детей;

- должны быть безопасными и  гигиеничными;

- развивать познавательные интересы, активизировать общение;

- приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

- пробуждать творческое воображение,  изобретательность.

В педагогической литературе существуют разные подходы к классификации  игрушек:по содержанию, форме, внешнему виду, по назначению для разных игр и др. А.С.Макаренко все игрушки делил на 3 типа: игрушка готовая, механическая, или простая (автомобили, пароходы, мишки и др.); игрушка полуготовая, которая требует от ребенка некоторой доработки (картинки, кубики, конструкторы и др.) и игрушка-материал (глина, песок, картон, дерево, и др.). Педагог считал, что у каждого типа игрушек есть свои положительные качества и недостатки.

Е.А.Аркин классифицировал игрушки  по тематике и видам игр: сенсорные, подвижные, производственные и технические, военные и охотничьи, общественные и бытовые, конструктивные, образные.

Е.А.Флерина группирует игрушки на сюжетные или образные, моторно-спортивные, и тренировочные, строительно-конструктивные, дидактические и творческо-трудовые игрушки (полуфабрикаты для игрушек-самоделок)

В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры,пластины), архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крышы); смешаный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки). Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные  игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

 Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Игровое оборудование составляет целиком обособленную группу- и представляет собой приспособления и конструкции для игр на участке детского сада.

 

 

 

 

 

 

59 Планирование педагогического процесса в детском саду.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА - это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического  процесса является та программа, по которой работает дошкольное учреждение. В практику работы- современных детских садов входит тенденция демократизации всех сторон деятельности, основанных на творческом подходе к разным процессам, в том числе и к планированию. Отсюда каждый детский сад может сам выбирать виды и формы планирования и вкладывать в них определенное содержание. Планирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возрастной группе. Основной целью планирования является определение / конкретных задач воспитательно-образовательной работы на конкретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечивающих выполнение программы.

Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность. Исходя из принципов планирование всей работы детского сада должно отвечать определенным требованиям:

1. Планирование должно исходить  из общей цели воспитания и  обучения детей, а также соответствующих  задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.

2. Планирование должно быть направлено  на организацию педагогического  процесса в целом: конкретизацию  задач, стоящих перед дошкольным  учреждением, отбор содержания  и способов педагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.

3. Планирование воспитательной  работы должно предусматривать сохранение основных принципов воспитания и обучения.

4. План должен быть реальным  и осуществимым, являться руководством  к деятельности. ]

В планах воспитательно-образовательной  работы получает конкретизацию содержание программы. При планировании занятий учитываются основные этапы усвоения (первичное восприятие, расширение и обобщение знаний и умений, использование их в жизни), предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения. Обучение продолжается и вне занятий, в процессе повседневной жизни, играх, труде. Планируется проведение наблюдений (программные задачи и основные приемы), дидактических игр, упражнений с дидактическими материалами. Формирование нравственных качеств личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

Поэтому как самостоятельный раздел нравственное воспитание не планируется. В плане находит отражение работа по формированию поведения и культурно-гигиенических навыков у детей (объем навыков, последовательность их формирования, приемы воспитания). Что касается игры, то планируется не игровая деятельность детей, а педагогическая деятельность воспитателя по руководству играми (задачи и приемы руководства).

Планирование трудовой деятельности опирается на 2 группы задач: воспитание у детей трудовых умений и навыков и формирование при зтем нравственных качеств. Наиболее эффективным является планирование по формам организации труда (указывается объем и содержание труда детой, оборудование, а также методы и приемы обучения трудовым навыкам, индивидуальная работа).

Кроме того планированию подлежат конкретное содержание и формы организации работы с родителями.

В практике работы дошкольных учреждений сложились следующие виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.

Годовой план - это совместная творческая работа всего коллектива. В нем определяются задачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности детского сада. В план входят такие разделы работы детского сада: а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление контроля; б) методическая работа; в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности; г) административно-хозяйственная работа; д) связь между детским садом и школой. Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).

Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:

I. Деятельность детей вне занятий (физкультурно-оздоровительная работа; воспитание культурно-гигиенических навыков; воспитание навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений; ознакомление с окружающим и развитие речи; ознакомление с природой; игра; труд; художественная самостоятельная деятельность; праздники и развлечения).

П. Обучение на занятиях.

Ш. Индивидуальная работа с детьми.

1У. Работа с родителями.

У. Учет работы.

У1. Дополнения.

К плану прилагаются список детей  гр; ты, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.

Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.

Календарно-перспективный  план обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

62 Взаимодействие семейного и  общественного дошкольного воспитания.

СЕМЬЯ - объединение личностей, которые  связаны материально, Духовно-нравственно, владеют личными и жилищными правами и обязанностями и выполняют функции рождения и воспитания детей.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ - взаимодействие родителей с детьми, которое основано на родственной интимно-эмоциональной  близости, любви, заботе, уважении и  защите ребенка, содействующее созданию благоприятных условий для удовлетворения потребностей в развития и саморазвитии национально сознательной, духовной, нравственной и интеллектуально подготовленной личности.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ - сфера жизнедеятельности  семьи, которая непосредственно  связана с удовлетворением потребностей ее членов.

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ - семья, в которую  входит один из родителей (мать или  отец; чаще всего мать), один или несколько  несовершеннолетних детей.

В Законе Республики Беларусь "Об образовании  в Республике Беларусь", в Концепции  образования и воспитания в Беларуси и Концепции воспитания в национальной школе Беларуси большое внимание уделяется семье и семейному воспитания.

Для реализации функций и возможностей семьи необходимо создать благоприятные  условия:

I) содействие со стороны государства  и общества повышению статуса  семьи как ячейки общества  и первой школы ребенка;

2) усиление ответственности родителей  за воспитание детей и охрану  здоровья;

3) организация соответствующей  подготовки молодежи к семейной  жизни и воспитанию детей; 

4) разработка рекомендаций по  семейному воспитанию и развитие  детей с целью его благоприятного  вхождения в дошкольное учреждение  и школу; 

5) подготовка специалистов по  семейному воспитанию и обучению;

б) издание журналов, пособий по проблемам семейного воспитания.

На современном этапе выделяются важные направления в семейном воспитании детей:

I) получение детьми качественного  образования. 

2) Гуманное внутрисемейное распределение  домашних обязанностей и функций. 

3) Систематическое просвещение  и обучение детей всех возрастов  основам семейной жизни. 

4) Обеспечение всех семей информацией  с целью предупреждения в них  насилия, а также правонарушений, злоупотреблений наркотиками и  т.д., оказание помощи семьям, потерпевшим  от чернобыльской катастрофы; осуществление  медико-педагогической реабилитации  родителей и детей.

Информация о работе Шпаргалка по «Дошкольной педагогике»