Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Дошкольной педагогике»
5) Сохранение и передача детям
культурных ценностей
6) Систематическое просвещение и обучение родителей, которое должно содействовать:
- защите детей на всех
- выработке и развитию у детей
и молодежи общечеловеческих
ценностей и моделей поведения,
-пониманию и использованию
В Принятой ООН Конвенции "О правах ребенка" (ст. 18) подчеркивается особая ответственность родителей за настоящее и будущее своих детей и отмечается необходимость оказания им всесторонней помощи со стороны государства в деле семейного воспитания, в том числе и через развитие сети детских учреждений.
Налаживание равноправных, партнерских отношений между семьей и детским садом требует не только специальной подготовки воспитателей к проведению работы с семьей, но и создания специальных программ воспитания и обучения дошкольников. В 1991-1993 г. сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Национального института образования подготовлены "Программа семейного воспитания детей раннего возраста" (для родителей); программа воспитания и обучения дошкольников "Гибкий режим в детском саду" для воспитателей.
В национальной программе воспитания и обучения в детском саду "Пралеска" одним из основных принципов является принцип взаимодействия семейного и общественного воспитания, предусматривающий приоритет семьи в воспитании, установлении партнерсхих отношений, сотрудничества, сотворчества с семьей. Одним из новых в программе разделов является "Сотрудничество с семьей". В нем размещены основные позиции "Пралески" по вопросам взаимодействия с родителями воспитанников. Программа ориентирует детский сад на организацию работы по семейному образцу. Воспитатель изучает и использует лучший опыт и традиции семейного воспитания. Педагоги, в свою очередь, делятся гуманистическими приемами воздействия на ребенка, помогают молодым, а также неблагополучным семьям, осуществляют просветительскую работу.
В педагогической литературе по проблемам взаимодействия семейного и общественного воспитания определяются три вида связей между семьей и школой (детским садом), что содействует повышению эффективности воспитания детей.
1 вид-связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на подрастающее поколение через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Связи такого рода определены как компенсаторные. Сущность связей «того вида - "детский сад - семья".
2 вид - характеризует включение
родителей в воспитательно-
3 вид - связи координационные.
Они возникает тогда, когда
родители и педагоги
Реально проявляется новая ориентация на работу с детьми, их родителями по основным направлениям:
1) работа с постоянным
2) работа с детыки и родителями, которые пользуются частичными услугами детского сада с гибким режимом (например, по подготовке детей к поступлению в школу, обучению плаванию и др.);
3) оказание помощи по воспитанию
и обучению детей на дому (гувернантки,
специалисты-дефектологи,
4) учет деформации семьи и ее воспитательных функций в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
5) учет специфики
Работа детского сада с семьей была и остается одним из сложных аспектов педагогической деятельности в дошкольном учреждении. Это связано со следующими причинами (выделены В.П. Дубровой):
- низкий уровень социально-
непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;
несформированность у родителей " педагогической рефлексии" (В.Л.Зверева), т.е. неумение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины педагогических ошибок, низкой эффективности применяемых методов, а также осуществлять выбор методов воздействия на детей, адекватных его особенностям в конкретной ситуации;
- непонимание воспитателем того, что в выборе содержания, форм и методов работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а семья, родители выступают социальными заказчиками;
-консервативность родительской позиции опеки детей дошкольного возраста;
- недостаточная
-формальное отношение
Все это препятствует гуманизации взаимоотношений родителей и воспитателей. Преодолеть это возможно, создав, как отмечает В.А.Петровский, "доверительный деловой контакт".
При организации взаимосвязи детского сада и семьи воспитателю необходимо руководствоваться следующими принципами:
I.-Единство в пониманий целей и задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста.
2. Реализация в совместной
3. Отношение к ребенку как формирующейся личности - члену семейного и детского коллектива.
4. Взаимное доверие и уважение в отношениях между педагогами и родителями.
В семье имеются благоприятные условия для формирования личности ребенка, что обусловливается следующими факторами:
I) глубоко эмоциональным, интимным характером семейного воспитания, основанным на родственных чувствах;
2) постоянством и длительностью воспитательных возможностей, воздействий родителей на детей п самых разнообразных жизненных ситуациях;
3) большими возможностями для активного включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную и другие виды деятельности.
специфические отличия семейногв воспитания от общественного
СЕМЬЯ |
ДЕТСКИЙ САД |
1.Отношения между родителями и детьми основаны но взаимных родственных связях и привязанностях выражающихся в глубокой любви и эмоциональной, насыщенности. 2.Многоролевая структура 3. Непосредственное 4. Наличие естественных условий для включения детей в самые разнообразные внутрисемейные отношения. Многообразие видов деятельности, в которые включается ребенок. 5. Процесс воспитания всегда индивидуализирован, так как ребенок единственный или их двое. 6. Подвижный режим дня. 7. Процесс воспитания более 8. Стихийный характер воспитания
и обучения ребенка, 9. Отсутствие программы |
1. Деловая (а иногда и 2. Наличие нескольких 3. Общение с детьми одного возраста. 4. Целенаправленный характер воспитания и обучения, основанный на использовании программ воспитания дошкольников и научно-методических пособий. 5. Ребенок равноправный член
детского коллектива, где у всех
детей группы имеются б.Достаточная жесткость режима. 7. Деятельность детей находится под контролем воспитателя к ограничена условиями или рамками методики обучения дошкольников. 8. Воспитание основано на 9. Создана целесообразная научно- |
63-64 Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ – педагогическая готовность их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей.
МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ - совокупность способов воспитательных взаимодействий родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, организацию самостоятельной жизнедеятельности, полноценное психофизическое, духовное, нравственное развитие.
Идеи и положения о
Практика семейного воспитания показывает, что большинство родителей является педагогически и психологически беспомощными как в налаживании семейных отношений, так и в воспитании детей. В.В.Чечет считает, что педагогическая культура и воспитание родителей в конечном итоге поможет им: преодолеть неуверенность в своих силах и возможностях в качестве воспитателя; нормализовать спою личную жизнь; улучшить воспитание детей через гуманизацию их жизнедеятельности; снизить и предупредить отрицательные явления непосредственно в семье.
Изучение положения психолого-
1. обучение основам воспитания
детей дошкольного возраста
2. обучение основам воспитания
детей школьного возраста в
лекториях и университетах
3. подготовка к материнству и отцовству в детских и женских консультациях, в специальных лекториях;
4. общее ознакомление взрослого
населения с основами
Воспитание родителей
В исследовании проблемы обучения родителей в литературе выделяются несколько аспектов: определение целей и значения воспитания родителей; разработка содержания работы по воспитанию родителей; определение форм и видов связей детского сада и семьи; создание моделей воспитания родителей; этапы взаимодействия детского сада и семьи применительно к разрешению отдельных проблем семейного воспитания дошкольника.
Все формы работы с родителями подразделяются
на коллективные (родительские собрания, встречи с родителями, вечера вопросов и ответов, заседания "круглого стола", занятия тренингового характера, выставки совместных работ родителей и детей, дни открытых дверей, школы для родителей, родительские конференции),
индивидуальные (индивидуальные беседы и консультации, посещение на дому, приобщение родителе!! к жизни детского сада),
наглядно-информационные (выставки детских работ, реклама книг, статей из газет и журналов по проблемам семейного воспитания, книги семейного опыта).
Задачи :в работе с родителями
1. Ознакомление с материальными
условиями жизни семьи, ее
2. Определение уровня
3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
5. Осуществление коллективного,
дифференцированного и
Можно выделить следующие методы изучения семьи: беседа, наблюдение, решение педагогических ситуаций, изучение рисунков ребенка, посещение воспитателем семьи, анкетирование и др.).
Педагоги, научные работники отмечают, что ведущими показателями готовности родителей к воспитанию детей является наличие у них положительного отношения к воспитанию детей, определенного объема конкретных психолого-педагогических знаний, владение в достаточной мере практическими навыками и умениями педагогической деятельности, знание основных принципов и методов воспитания.
В отечественных и зарубежных исследованиях отсутствует единая классификация методов воспитания детей в семье. Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, И.И.Рыданова и другие к основным методам относят две их группы:
I) методы организации поведения и деятельности (упражнение, тренировка, приучение, показ образца, напоминание, контроль, стимулирование к самоконтролю, требование) и
2) методы формирования сознания
(слово родителей, личный
Л.Ф.Островская с учетом воздействия на детей дошкольного возраста определяет методы нравственного воспитания, которые обеспечивают формирование у них практического опыта общественного поведения (упражнение, пример, показ, наблюдение) и методы, которые направлены на формирование у детей нравственных представлений, оценок (беседа, чтение художественной литературы).