Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Педагогика".
характер: не уделялось внимания трудовому воспитанию, не осуществлялись указания о тесной связи общего образования с политехническим. Более того, преподавание труда в школе было в 1937 году отменено, школьные мастерские оказались ликвидированными и накопленный опыт советской школы по трудовому воспитанию не использовался. Улучшению учебно-воспитательной работы советской школы препятствовали педологи, пытавшиеся присвоить себе монополию на изучение детей, на решение вопроса о приеме детей в школы, о профориентации и других важных проблемах школьной жизни. ЦК ВКП(б) в постановлении от 4 июля 1936 года «О педологических, извращениях в системе Наркомпросов» разоблачил педологию и вредную деятельность педологов, указал, что они базируются на лженаучных, антимарксистских положениях. Осудив педологические извращения, ЦК ВКП(б) в своем постановлении потребовал «восстановить полностью в правах педагогику и педагогов» С введением всеобщего обязательного начального обучения сильно возросла сеть педагогических техникумов (переименованных позже в педагогические училища), подготовляющих учителей начальных школ. В связи с ростом сети семилетних и средних школ в 1933 году были учреждены двухгодичные учительские институты для подготовки учителей V-VII классов. Большой размах получило заочное педагогическое образование, организованное для учителей, работающих в школах-заочные отделения педтехникумов, учительских и педагогических институтов. 9 апреля 1935 года было принято постановление « О повышении зарплаты учителям и другим школьным работникам», по которому разным категориям учителей заработная плата была увеличена в полтора-два раза. В 1936 году была проведена аттестация учителей -присвоение им особыми аттестационными комиссиями персональных пожизненных званий учителя начальной или средней школы в зависимости от полученного образования и пригодности к педагогической работе. Принятый на XVIII съезде третий пятилетний план развития народного хозяйства в СССР (1938-1942) наметил грандиозную программу культурного строительства. Съезд вынес решение перейти к осуществлению среднего образования в городе и завершить всеобщее семилетнее обучение в сельских местностях и национальных республиках Показателем роста советской педагогической науки явилось издание новых учебников и пособий по педагогике. Большую роль в развитии педагогической науки стал играть теоретический журнал «Советская педагогика», издающийся с 1937 года. В 30-е годы расширяются научные исследования пo вопросам дидактики и теории воспитания.
32 Педагогическая
система А.С. Макаренко.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) родился в г. Белополье.
По окончании городского училища в г. Кременчуге
и педагогических курсов он в 1905 году начал
работать народным учителем двухклассного
железнодорожного училища в посаде Крюково.
В революционные 1905-1907 годы стало складываться
марксистское мировоззрение Макаренко
Большое влияние на Макаренко оказали
произведения А. М. Горького. В 1914 году
Макаренко, имея уже 10-летний стаж народного
учителя, поступил для продолжения образования
в Полтавский учительский институт, который
окончил в 1917 году с золотой медалью.
В 1917-18 учебном году он был назначен инспектором
(заведующим) высшего начального училища
в Крюково и с увлечением отдался педагогической
деятельности. В 1920 году Полтавский губернский
отдел народного образования поручил
А. С. Макаренко организовать вблизи Полтавы
колонию для несовершеннолетних правонарушителей
и руководить ею. В течение 3-4 лет он создал
образцовое воспитательное учреждение
«Трудовую колонию имени А. М. Горького»;
число ее воспитанников в 1926 году дошло
до 120. С июня 1927 года Макаренко участвовал
в организации детской трудовой коммуны
имени Ф. Э. Дзержинского в поселке Новый
Харьков, совмещая эту работу с деятельностью
в колонии имени Горького. С конца 1928
года Макаренко ушел из колонии и в дальнейшем
в течение нескольких лет отдавал все
свои силы руководству трудовой коммуной
имени Ф. Э. Дзержинского. В 1935 году А. С.
Макаренко оставил работу в коммуне имени
Дзержинского. Он был назначен заведующим
учебно-воспитательной частью трудовых
колоний Украины и переехал в Киев, а затем,
поселившись в Москве, целиком занялся
по совету А. М. Горького литературной
деятельностью- обобщением педагогической
деятельности в колонии имени А. М. Горького
и коммуне имени Ф. Э. Дзержинского. В 1933-1935
годах была напечатана «Педагогическая поэма»,
в 1937 году появилась в печати «Книга для родителей»-художественно-
Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Макаренко исключительно большое место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Воспитание в коллективе и через коллектив-это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде-объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей «Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,- писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе» Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не исключает, -однако, применения «принципа индивидуального действия» -прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий». «Воспитать человека-значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость…» писал Макаренко в «Педагогической поэме». Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива. Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая социалистической Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. Дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться. Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми. Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Он требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность. Придал значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию. Феномен Макаренко и современная школа и педагогика Макаренко – автор воспитательной педагогики, создал педагогику параллельного действия – педагогический феномен , смысл которого состоит в идее единства воспитания и жизни. Макаренко доказал, что коллективная организация жизни и деятельности – это самый эффективный метод воспитания личности. Главная заслуга Макаренко в том, что он круто повернул педагогическую мысль и практику в русло воспитательной педагогики и «школы жизни». Макаренко верил в возможности полноценного развития каждого ребёнка.
Феномен Макаренко парадоксален и интересен уже только тем, что на всём протяжении XX века в мировой педагогике не было имени более известного, но при этом не было ни одного достойного повторении его опыта. На дворе уже XXI век, а Макаренко остаётся непревзойдённым мастером «производства настоящих людей» В современной педагогике произошло переосмысление ценностей, появились и альтернативные взгляды на систему Макаренко
34 Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны 1941-45гг
Обстановка Великой
организовано трудоустройство подростков. С 1944-45 учебного года было установлено обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Это мероприятие ликвидировало разрыв между детским садом и школой. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи. Таким образом, повсеместно с большой энергией проводилась борьба за всеобщее обучение .К концу войны удалось значительно сократить отсев учащихся из школы. Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Содержанию преподавания был придан более практический характер, устанавливалась более тесная связь "школьных курсов" с жизнью, вводились военно-оборонные темы.
Согласно специальному решению правительства с начала 1943 года при некоторых школах и в детских домах .стали открываться учебно-производственные мастерские. Исключительно важное воспитательное и образовательное значение приобрел труд школьников на полях колхозов и совхозов. В эти годы в ряде школ вырабатывались местные правила для учащихся. Этот опыт был обобщен, и в августе 1943 года СНК РСФСР были утверждены «Правила для учащихся», в которых определялись обязанности школьника по отношению к школе, учителям, родителям, старшим и товарищам, устанавливались правила культурного поведения учащихся как в школе, так и вне ее. Определенный положительный эффект в воспитательной работе давали те школы, где применительно к конкретным условиям учителя, включая учащихся в общественно полезный труд, руководствовались опытом А. С. Макаренко и опирались на коллектив. Преподавание ряда предметов, в особенности русского языка, было еще неудовлетворительным. Знания учащихся были часто формальными; они не умели связать их с практикой. Школа отставала от требований жизни. Соцсоревнование в учебной работе, механически перенесенное в школы с фабрик и заводов, было отменено. Известное значение имело введение в январе 1944 года цифровой пятибалльной системы для оценки успеваемости учащихся. С 1943-44 учебного года в ряде крупных городов было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1954 году это решение было отменено. В июне 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», согласно которому вводились: 1) обязательная сдача выпускных экзаменов учащимися, оканчивающими начальную и семилетнюю школу, и экзамены на аттестат зрелости + оканчивающими среднюю школу; 2) награждение золотой и серебряной медалью учащихся-отличников, оканчивающих среднюю школу. В связи с тем что в начале войны значительная часть учителей ушла в армию, были приняты меры к срочной подготовке лиц, имеющих среднее образование, к педагогической работе, к укреплению работы педагогических училищ, учительских институтов и педагогических институтов. И все же многие учителя не имели должной квалификации, что отрицательно сказывалось на работе школы. Партия и правительство проявили большую заботу об улучшении материально-бытового положения учителей: им была повышена заработная плата, установлен порядокснабжения продуктами питания и промышленными товарами по нормам рабочих промышленных предприятий.В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей и других работников народного образования были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе по воспитанию и обучению
детей.