Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

Shpora_pedg.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

18.Школа в России  в 1й пол.19века. Создание гос-й  системы образования.

Отмена крепостного права, отеч. Война, восстание декабристов. Реформы  Александра 1. 19 век связан с развитием  промышленности,России требуется новый человек. Александр 1 организовал ведомство- министерство народного просвещения 1802 г. Координирует все образование. 1803 г – реформа образования. Александр 1 хочет подеить Россию на 6 учебных округов,с попечителем во главе. Универ- главное учебное заведение, статус не только образовательного учреждения, но и статус административного центра, координированного. Типы учебных заведений:1)уровень начального образования-приходские училища- первый год обучения. Основная цель–подготовка к поступлению в уездные училища,религиозное и элементарное начальное обучение. Содержится на деньги местной власти. Предметы:закон божий,чтение. 9часов в неделю учились. Учителя священники. 2)уездные училища-2года, углубленное образование15предметов. 2 учителя+1н учитель преподающий рисование. Светские педагоги,28часов в неделю. 3) Губернское училище или гимназия.–4года. Цели:подготовка к универу. Циклы предметов: гуманитарные(латинский,немецкий,французский,история,философия,география),изящные науки(словестность,теория поэзии,эстетика),математические(алгебра,геометрия,тригонометрия),естественные науки(естествознание,физика),практический цикл(теория коммерции,технология-труд),рисование.4)университет-юридический,медицинский,филосовский. Большие права,автономия-универ управляется выборным советом,должности деканов и ректоров выборнее из сотстава коллектива. Универы имели право создавать научное общество, издавать литературу. Цель-подготовка чиновников к государственной службе. Принципы: приемственность,бесплатность,доступность(формальные,нереальные). Плата увеличилась за обучение.5)закрытые элитарные уч зав- наиболее одаренные дети из всех сословий. 1808г. –Сперанский готовит проект,1810г царскосельский лицей,открытие 1811г.-начало деятельности,эт о высшее учебное заведение. Мальчики 10-12лет,6-7лет. Мальчики из знаменитых дворянских семей, здоровье,ум,нравственность.Пушкин,Пущин,Дельвик,Горчаков.До 1843г-286человек подготовлено, деятельность успешна. Принципы: индивидуальный подход, равенство всех над всеми, сотрудничество педагогов и учащихся 7-8часов в день, гуманитарный характер образования но читается курс физико-математических наук. Ришельевский лицей в Одессе.1803г–ярославское училище юридических наук или Демидовский лицей. Высшее учебное заведение, частное учебное заведение на деньги Демидова. 1811г –отход от либеральных реформ, положение устава универа ограничивается. Новшества:из курса гимназии исключаются дисциплины, которые изучаются в универе; вводится закон божий,уисиливается преподавание языков классических,исключаются практические науки. 1812г –отечественная война. 1817г новое министерсво-духовных дел,и народного просвещения(религия+школа). Ревизия универов- универ Казанский закрывают,за остальными 5 устанавливают надзор. Универы лишаются автономии, запрещается организовать кружки, студентам запрещают читать литературу за рамками программы,обыски. Дети крестьян не могли поступать в гимназию- 30е годы 1819г-плата за обучение в среденей школе. В начальных школах усиливается религиозное воспитание. Обязательный предмет-чтение священного писания. Из курса гимназии исключаются физико-математические науки,философия,эстетика. Время реакционных настроений. 1821г-тайное общество декабристов,вопросы просвещения:1)они приписывали Просвещению решающее значение,2)образование для народа требуют,3) патриотическое и народное образование,русский язык главный предмет,4)против надзора в образовании,против телесных наказаний. Белл-ланкастерская система обучения-взаимное обучение. Достоинство- массовость,недостаток-качество. 1825г- Император Николай 1(1825-55г). 1826г- комиссия по устройству учебных заведений.основной результат-об основании новой реформы;вера,закон,нравственность,обязанности.1828г-новый устав универа: уничтожается приемственность учебных заведений. Пропаганда- каждому сословию свое образование, возвращение телесных наказаний(битьё розгой).1835г-устав,деятельность по ограничению прав универов:запрещается создавать научные общества,полицейский надзор за студентами-единая форма для всех студентов,пенсия для преподов,женам вдовам пожизненное содержание. Реформы гимназии: 40% учебного времени- изучение классических языков, плата за обучение,телесные наказания.3типа гимназий:1) древние языки, не изучалась литература, а изучались церковные тексты, 2)естествознание,физика с теологическим толкованием,3)законоведение,не изучалась юрид.теория.

 

  1. пореформенные изменения системы образования в России (2я половина 19 века)

Падение крепостного  права и либеральные  реформы  образования  вызвали серьёзные сдвиги в народном просвещении.  В  1860-90-е  годы  заметно  вырос уровень грамотности населения ( в среднем в 3 раза ), в городе  больше,  чем в деревне ( 2,5 раза ).  Согласно  данным  всеросийской  переписи  населения 1897 г., средний уровень грамотности в Российской империи  составлял  21,1%, среди мужчин – 29,3%, среди женщин  –  13,1%.  При этом  высшее  и среднее образование имели чуть более 1%  населения.  Таким  образом,  общий  уровень образованности в России до  второй  половины  XIX  в.  определяла  начальная школа.

В  60-е  годы  правительство  провело  реформы  в  сфере  просвещения. «Положение о начальных народных училищах»  1864г.  допускало,  в  частности, открытие начальных школ общественными организациями  (  органами  городского самоуправления и земствами на селе). Под влиянием общественности начальное образование получило значительный импульс к дальнейшему развитию. Наряду с церковно-приходскими школами  (учителей  для которых  готовили церковно-учительские школы, находившиеся в ведении Синода ),  начали действовать земские трёхгодичные школы (в это время наиболее распространённый  тип начальной школы), преподавали в которых представители земской интеллигенции, как правило, истинные подвижники, носители демократической культуры. Обучение в них  было поставлено лучше: кроме обычных для церковно-приходской школы предметов – письма, чтения, четырёх правил арифметики и закона божьего, здесь изучались география, природоведение, история.

Среднее образование одновременно с гуманитарными классическими гимназиями (число учащихся в которых выросло в 60-80-е годы почти в 3 раза) давали училища – с 1864 года  реальные (учебный план включал большой объём знаний по точным и естественным наукам) и с 1873 года коммерческие ( где изучались – бухгалтерия, товароведение и др). В период реформ открылись женские гимназии, которых к 90-м годам насчитывалось около  200; для дочерей православного духовенства действовало около 60 епархиальных училищ. В период контрреформ знаменитый циркуляр «о кухаркиных  детях»  1887 года закрыл доступ к образованию неимущим слоям.

В предреформенную эпоху качественные изменения наметились в высшем образовании. В Одессе и Томске были открыты новые университеты. Либеральный университетский устав 1863 года, предоставивший этим учебным заведениям автономию, привёл не только к росту числа студентов (в 60-90-е годы почти в 3 раза), но и к демократизации их состава, правда,  неравномерно (в 1897 году в Петербургском унивесситете доля детей дворян и чиновников  составила около 2/3, а в Харьковском – менее 40%). В университетах страны стали сосредоточиваться лучшие научные кадры (А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев и др.), оживилась научная работа и повысился образовательный уровень выпускников. Появились первые ростки высшего женского образования  – высшие женские  курсы, готовившие врачей и учителей  в Петербурге, 1878 и др.).

Понимая недостатки существовавшей системы  образования, представители передовой общественности способствовали становлению в России вне школьного образования: с 1859  года начали работать бесплатные воскресные школы, программа которых была шире, чем в казённых школах, и включала знакомство с основами физики, химии, естественной истории и др. Правительство также в ряде случаев выступало инициатором внешкольного образования. Так, начиная с 1871 года, проводились вызывавшие широкий интерес  народные чтения, в которых преобладала историческая, военная и религиозно-нравственная тематика.

В 70-90-е годы почти втрое возросло число периодических изданий  на русском языке (до 1  тысячи наименований в 1900 году). Количество книжных лавок увеличилось в 6 раз (до 3 тысяч в конце 90-ых годов). В городах и сёлах росло число библиотек и читателей, открывавшихся общественными учреждениями и органами местного управления. В 1862 году была открыта первая Публичная библиотека  в  Москве (сейчас Российская Государственная  Библиотека).  Главная  роль  в  развитии культурно-просветительных  учреждений  принадлежала  интеллигенции,  в  том числе земской.

Система образования в России рубежа XIX-XX веков по-прежнему  включала три ступени:  начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1913 года, грамотные среди подданных Российской империи (за исключением  детей моложе 8 лет) составляли в среднем 38-39%.

В значительной мере развитие народного  образования было связано с деятельностью  демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной. Так, в  1905  году  Министерство народного просвещения вынесло  проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на    рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона.

Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. Количество студентов многих университетов заметно выросло – с 14 тысяч в середине 90-ых годов до 35.5 тысяч в 1907  году. Получили распространение  частные высшие учебные заведения. Университет Шанявского, работавший в  1908-18 годах на  средства  либерального  деятеля  народного  бразования  А.  Л. Шанявского (1837-1905) и давший высшее и среднее образование, сыграл  важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной  принадлежности и политических взглядов.

Одновременно с воскресными  школами стали действовать новые  типы культурно-просветительских учреждений для взрослых – рабочие курсы (например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были  такие выдающиеся учёные как И. М. Сеченов, В. И. Пичета и  др.), просветительские рабочие общества и народные  дома – своеобразные  клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой (Лиговский народный дом  графини  С. В. Паниной в Петербурге).

Большое влияние на просвещение  оказало развитие  периодической  печати и книгоиздательства. Тираж массового литературно-художественного  и  научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894-1916) к 1900 году выросло с 9  до 235 тысяч экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала  третье место в мире (после Германии и Японии).

Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин (1835-1912) в Петербурге  и  И. Д.  Сытин  (1851-1934)  в  Москве   способствовали   приобщению   народа   к литературе,  выпуская  книги  пог  доступным  ценам  («Дешёвая   библиотека» Суворина, «Библиотека для самообразования» Сытина). В 1899 –  1913  годах  в Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание».


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"