Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Осн. формой обучения в  мире является классно- урочная форма  обучения.

Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга. Для урока характерны специфические признаки:

1.Постоянная группа  уч-ся.

2.Руководство уч-лем  деят-ти шк-ков с учётом индивид. особ-тей каждого из них.

3.Овладение осн. изученным  материалом на уроке.

Структура урока  и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе об-я. В зависимости от преобладающих методов и средств обучения один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей (видов).

Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов  предпринимались очень давно. Первым этой проблемой занимался К. Д. Ушинский.

Типы  и структура уроков.

Структура урока  – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.

Структурные элементы урока.

I.Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Проверка д.з. (3 минуты). Опр. уровень усвоенного м-ла предыдущей темы и подготовка шк-ков к восприятию новой информации.

III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением уч-ся.

IV.Первичное закрепление  знаний (5 минут). Можно использовать спец. задания после объяснения нового м-ла. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V.Подведение итогов  урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI.Информация о домашнем  задании (3 минуты). Сообщение д.з. и разъяснение способов его выполнения.

Классификация по Борис Петрович Есипов:

1.Изучение нового материала.

2.Урок закрепления  знаний и формирование умений и навыков.

3.Урок обобщения и  систематизации знаний.

4.Урок контроля и  коррекции знаний, умений и навыков  учащихся.

5.Комбинированный или  смешанный урок.

1 тип: Изучение нового материала.

Вид урока: лекция, урок с элементами беседы,

лекция с элементами презентации, урок конференция,экскурсия, исследовательская работа.

Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Структура урока:

I.Организация начала  урока (2 минуты).

II.Проверка домашнего  задания (3 минуты).

III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут).

IV.Первичное закрепление  знаний (5 минут).

V.Подведение итогов  урока (2 минуты).

VI.Информация о домашнем  задании (3 минуты).

2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Вид урока: практикум, экскурсия, лабораторная работа,деловая игра,урок дискуссия.

Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Структура урока:

I.Организация начала  урока (2 минуты).

II.Проверка домашнего  задания (3 минуты).

III.Эта часть меняется.

IV.Контроль и самопроверка  знаний учащихся.

V.Подведение итогов  урока (2 минуты

VI.Информация о домашнем  задании (3 минуты).

3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: семинары, конференция, обобщённый урок, урок собеседование,урок дискуссия, диспут.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.

Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.

Структура урока:

I.Организация начала  урока (2 минуты).

II.Основная часть. Изучение  нового материала (20 минут).

III.Контроль и самопроверка  знаний учащихся.

IV.Подведение итогов  урока (2 минуты). V.Информация о  домашнем задании (3 минуты).

4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Вид урока:  зачёт, экзамен, контрольная работа,

Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.

Структура урока:

I.Организация начала  урока (2 минуты).

II.Основная часть. Изучение  нового материала (20 минут).

III.Подведение итогов  урока (2 минуты).

IV.Рефлексия.

5 тип: Комбинированный или смешанный урок.

Вид урока: практикум,конференция,семинар, контрольная работа,лекция,

Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.

Структура урока.

I.Организация начала  урока (2 минуты).

II.Проверка домашнего  задания (3 минуты).

III.Основная часть.  Изучение нового материала (20 минут).

IV.Первичное закрепление знаний (5 минут).

V.Подведение итогов  урока (2 минуты).

VI.Информация о домашнем  задании (3 минуты).

У традиционных уроков есть «+» и «-»:

«+»

«-»

1.      Организационная чёткость педагогического процесса.

2.      Системный характер обучения.

3.      Эмоциональное воздействие учителя на учащихся.

4.      Обилие информации, использование ТСО и наглядностей.

1.      Учитель ограничен временными рамками.

2.      Трудно осуществлять индивидуальный подход при большой наполняемости класса

3.      Больше внимания уделяется на передачу ЗУНов, а меньше на развитие познавательной сферы.


3. Современные  требования к уроку.

Современные требования к уроку бывают трёх видов:

1. Дидактические 

- чёткое определение  места урока среди других уроков,

- соответствие содержания  урока учебной программе с  учётом подготовки учащихся,

- учёт принципов целостного педагогического процесса,

- выбор методов и  более эффективных средств и  приёмов обучения,

- наличие межпредметных  связей.

2. Воспитательные  и развивающие методы.

- формирование памяти, внимания и мышления школьников,

- воспитание нравственных  качеств личности,

- развитие познавательного  интереса и мотивов,

- соблюдение учителем  педагогического такта, выдержки  и терпения,

- развитие творческих  способностей,

- создание проблемной  ситуации.

3. Организационные  требования к уроку.

- наличие продуманного плана проведения урока,

- чёткость проведения  урока (в соответствии со структурой  урока),

- создание рабочеё  дисциплины,

- использование средств  обучения и информационных технологий,

- завершённость урока,  его гибкость и подвижность.

 

16. Пед.общение  в УВП. Стадии пед.общения

Пед общение – уст-ие контакта между уч-ем и уч-ся.

Функции: 1) познание личности. 2) обмен инф-ей 3) самоутверждение 4)организация деят-ти.

Структура: 1) моделирование пед-ом предстоящего общения с классом (учит. продумыв. мат-ал, возможн. вопр. и ответы.) 2) коммун-ая атака (быстрое включение класса в работу) 3) управление общением 4) анализ результатов.

Стиль общения. 1. Авторитарный - уч-ль определяет, кто с кем должен сидеть, работать, цели; методы учит-приказ, указание, инструкция, выговор. 2. Демократический (сотр-во, инициатива дет.) 3. Либеральный (попустительство, невмешательство)

Типы уч-ей: 1)проактивный (знает чего хочет, достигает цель) 2)реактивный (расплывчат. цели, следует за уч-ами) 3)сверхактивный (склонен к завышению)

Модели общения: 1.Китайская стена(дистанция, кот. установил сам учитель) 2. Избирательное отношение, внимание либо на группе сильных уч-ся, либо на группе слабых. 3. Действует по плану, по программе. 4. Думает правильно ли поймут его ученики, что они подумают. 7. Поглащен своими мыслями- теряется обратная связь   

Культура  пед. общения: умение упр-ть своими жестами мимикой, самообладание, умение выслуш, культ. речи, пед.такт (уравновеш. повед. учит.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Методы и приемы обучения Классификация и их характеристика Лернер, Скаткин, Харламов

Метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей. Методы обучения являются носителями функций обучения: образовательной, воспитательной, развивающей. 
   При выборе методов необходимо учитывать цели и задачи обучения особенности содержания обучения; уровень развития коллектива и каждого обучаемого в отдельности; возможность использования разнообразых организационных форм обучения; умения и навыки преподавателя его личный опыт. 
   Выделяют методы общие и частные. Общие разрабатывает дидактика, частные — методики преподавания предметов. 
   Прием — часть метода, его этап Овладеть приемами — значит найти путь реализации метода, последовательность учебных действий, закрепляющихся в навыках и привычках. В общем виде приемы можно разделить на логические (постановка проблемы, выявление признаков, сравнения, выводы, обобщения), организационные (запись плана, ответ по плану, ответ у доски, демонстрация, наблюдение по плану, разделение работы по операциям), технические (вопросы на доске, анкеты, прикрепление рисунков к доске, использование таблиц, постановка вопросов)

Исаак Яковлевич .Лернер и Михаил Николаевич Скаткин разрабатывали  методы об-я исходя из х-ра учебно-познавательной деят-ти уч-ся по овладению м-лом. С этой точки зрения выделяют такие методы: 
- познавательно-иллюстративный, 
- репродуктивный, 
- частично-поисковый (эвристический), 
- проблемного изложения, 
- исследовательский. 
Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал) - осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т.п. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание, в результате формируются «знания - знакомства»).

Репродуктивный  метод (преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т.д.; в результате формируются «знания-копии».

Метод проблемного  изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одной из разновидностей которого является эвристическая беседа - проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.

Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Иван Фёдорович  Харламов методы обучения подразделяет на пять групп:

- методы устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности учащихся (рассказ, объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и показа при устном изложении материала);

- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником);

методы самостоятельной  работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, лабораторные работы);

- методы учебной  работы по применению знаний  на практике и выработке умений  и навыков (упражнения, лабораторные занятия);

методы проверки и оценки ЗУН учащихся (наблюдение за работой учащихся, устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка домашних заданий и пр.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Понятие  «Пед.технология». Х-ка осн.пед  технологий    

 Технология– совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов. 
      Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса можно назвать технологией учебного процесса. 
      В отечественной литературе понятие «технология обучения» расширили до термина «педагогические технологии», понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса. 
      Наиболее емко смысл термина «педагогические технологии» передает следующее определение. 
       Педагогические технологии– это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. 
      В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами. 
      Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующей: 
      – выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами; 
      – выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель; 
      – выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель; 
      – разработка технологии обучения. 
      Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации этого процесса, выбор методов и средств обучения. 
       Технология обучения– системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса; учащийся, преподаватель; результат деятельности. 
      Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. 
      На сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, однако выделено две градации – традиционные и инновационные. 
   Традиционное обучение опирается на объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, и основная его сущность сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся. 
      Новые образовательные технологии зарождаются как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности. 
      Формирование новых технологий осуществляется в следующей последовательности:  

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"