Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Понятие  коллектива. Теория коллектива в  трудах отечественных педагогов  (Луначарский, Крупская, Макаренко,  Шацкий, Сухомлинский)

Коллектив представляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для значительного числа людей, не только членов этого коллектива.

Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ.Шацкий, В.А.Сухомлинский и другие видные педагоги и общественные деятели.

Основной целью воспитания, считал Антон Васильевич Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности.

 

Надежда Константиновна Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. коллектива.

Н. К. Крупская рассматривала  коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др.

Теория коллективного  воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной  из таких школ в составе Первой опытной станции по народному  образованию руководил Станислав Теофилович Шацкий.

Он на практике доказал  возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.

Антон Семенович Макаренко первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.

Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте Василия Александровича Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

Многолетняя педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского в  качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.

 

   


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Роль детского  коллектива в развитии личности. Структура и типы детский коллективов,  этапы и уроки развития.

Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта.

Коллектив открывает  возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Коллективная жизнедеятельность  школьников открывает практически  неограниченные возможности для  реализации физического и художественного  потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная  и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Роль коллектива в  развитии личности состоит и в  том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

ТИПЫ:

По характеру  деятельности три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу: одновозрастные и разновозрастные.

СТРУКТУРА

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ:

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение реально действующего актива.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. Система самоуправления: наличие органов коллектива и наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

Развитие групп (Уманский):

1.   Группа – конгломерат  – 1-ый класс – ничто не  связывает.

2.   Группа – ассоциация  – притирка друг к другу.

3.   Кооперация –  отличное знание друг друга.  Высокий уровень групповой подготовки  и сотрудничества, но нет психологической совместимости.

4.   Группа – автономия  – не только деловые и межличностные  отношения. «моя группа».

5.1   Группа –  корпорация – зацикленность на  своих проблемах – отношения  на уровне соподчинения и страха.

5.2   Группа –  коллектив – демократические  отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Методы и  формы работы классного руководителя  с детским коллективом и родителями.

Классный руководитель — учитель, организующий учебно —  воспитательную работу в порученном ему классе. Он является организатором  деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика. Воспитательные задачи КР определяются запросами, интересами потребностями детей и родителей, условиями класса, школы, социума.

Формы работы КР с уч-ся: по видам д-ти (учебные, трудовые, спортивные), по способу влияния педагога (непосредственные и опосредованные), по времени проведения (кратковременные, продолжительные, традиционные), по субъекту организации(орган. яв-ся педагоги, родители, деятельность детей ор-ся на основе сотрудничества, инициатива и реализация принадлежат детям), по результату (резу. м/б: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт), по числу участников(индивидуальные[беседа, консультац, задушевный разговор], групповые массовые [спектакли , концерты, спорт. меропр.]).

В практической работе с  родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем и в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Традиционные  формы работы с родителями:

– родительские собрания;

– общеклассные и общешкольные конференции;

– индивидуальные консультации педагога;

– посещения на дому.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Общешкольные  родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для  демонстрации положительного опыта  воспитания в семье. Так, в конце  учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Родительские  конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований.

Индивидуальные  консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Учитель должен дать родителям  возможность рассказать ему все  то, с чем они хотели бы познакомить  учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей  профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении, в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивация учения; моральные ценности семьи.

Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи  является посещение ученика на дому. Посещение возможно только после получения разрешения родителей.

Нетрадиционные  формы работы с родителями:

– тематические консультации;

– родительские чтения;

– родительские вечера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Нравственное  воспитание учащихся. Понятие, содержание, методы осуществления.

Нр.в. – фор-е нравст.-но цельной лич. (нравств. нормы, убеждения, отношения, чувства, попедение)

Содерж. НВ:

1)моральное восп. (форм. нравст. созн, воли, чувств) 2)этич.восп. (правила хорошего тона, к-ра повед.) 3)патриот.восп. (любовь,, ответст. за родину) 4)национальное восп. (чувство нац дост-ва, горд-ти) 5)полит (уважение к закону, демократии) 6)эколог. (защита окр. среды)

Уровни сформированности:

1.доморальный – выполнение  норм из страха наказания.

2. конвенциальный - …не  потому, что с ними согласны, а потому, что хотят быть приняты в референтной группе.

3. автономный - ..из-за  осмысления их, принятия.

Межнациональные нормы.

Показатели:

1.сформир. нравств.  знания, выраж через чел. ценности

2.нравств. отношения  и чувства.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний.

 

29. Эстетическое воспитание учащихся. Понятие, содержание, методы осуществления.

ЭВ — процесс формирования у детей эстет. культ., способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни.

 Цель ЭВ — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты: 1)Эстет восприятие (способность увидеть в искусстве и жизни прекрасное) 2)Эстетические чувства (эмоциональные состояния) 3)Эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным) 4)Эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.) 5)Эстетические идеалы (представления о совершенной красоте)

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"