Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 02:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"
Статистические
источники содержат интересный
материал по количественной
Статистические
источники дают обобщенный
Наглядно-изобразительные
педагогические источники —
К этой
же группе источников следует
отнести схемы, диаграммы,
Вещественные
источники — это предметы и
вещи человека, которого изучают;
они могут быть изготовлены
им самим или просто он ими
пользуется; это — учебные принадлежности,
вещи школьника, модели, макеты, приборы
и другие поделки, рисунки и
предметы. Вещественные источники
представляют собой
Народная педагогика является богатым источником. Народные традиции, обычаи, обряды, фольклор взрослых и детей, народные праздники, игры и игрушки, песни, танцы, шутки, прибаутки, считалки, дразнилки, народные приметы, поверья по разному случаю, предания и сказы на разные темы, трудовые и другие отношения в семье и обществе представляют собой кладезь народной педагогической мудрости. Все это передается от поколения к поколению, обогащается новым опытом. Обращение исследователя к народной педагогике дает ему возможность черпать материал из сокровищницы богатого опыта воспитания молодежи настоящего времени и прошлых эпох. Более подробно этот вопрос рассматривается в отдельной теме.
Произведения
искусства также следует
Материалы
смежных наук вполне можно
причислить к педагогическим
источникам, поскольку они тоже
исследуют проблемы воспитания,
хотя и со своих позиций.
В частности, невозможно
Публицистика – род произведений, посвященных актуальным вопросам и проблемам текущей жизни общества.
Публицистика играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения общественного мнения.
Формы публицистики:
- словесная: письменная и устная
- графически изобразительная (плакат, карикатура)
- фотографическая и кинематографическая ( док. кино, телевидение)
- театрально-драматическая
- словесно-музыкальная
Виды публицистики:
-информационная
-аналитическая
-художественная
Педагогическая публицистика как массовое явление возникает с развитием журналов и газет в 19в.
Педагогическая пресса – вся совокупность газет, журналов и другой печатной продукции посвященная целиком или частично проблемам образования, вопросам педагогической теории и практики.
Функции педагогической публицистики:
- информационная
- формирующая
- воспитательная
- интегрирующая
-стимулирующая
-актуализирующая
- инверсионная и др.
В современной научной
литературе педагогическое творчество
понимается как процесс решения
педагогических задач в меняющихся
обстоятельствах. Обращаясь к решению
неисчислимого множества
Художественная
литература возникла из
Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений. В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: а) дошкольное образование, б) общее среднее образование, в) внешкольное обучение и воспитание, г) профессионально-техническое образование, д) среднее специальное образование, е) высшее образование, г) подготовку научных и научно-педагогических кадров, з)последипломное образование, и) повышение квалификации или переподготовку кадров. На развитие системы образования влияет: уровень развития общественного производства и совершенствование его научно технических основ, обуславливающих все возрастающие требования общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей и к соответствующему развитию образовательно-воспитательных учреждений. В более развитых в техническом отношении странах быстрее расширяется сеть школ, раньше создаются типы учебных заведений. Государственная политика в области образования влияет на развитие различных типов образовательно-воспитательных учреждений и их работы. Иногда именно политикой определяется существование различных типов общеобразовательной школы, одни из которых предназначены для массового обучения, другие для обслуживания элиты общества.
Стратегическая цель
государственной политики в области
образования – повышение
В настоящее время
в сфере образования
Основанием разделения педагогических специальностей являются:
а) различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства (например, математика, язык, физика, биология и т. п.);
б) возрастные периоды развития личности (дошкольный, младший школьный и т. п.);
в) особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушения слуха, зрения и т. п.).
Преподаватели педагогических учебных заведений должны обладать квалификацией, которая позволяет им вести преподавание своих предметов на уровне, сравнимом с уровнем высшего учебного заведения. Преподаватели педагогических дисциплин должны иметь опыт преподавания в школе и, по мере возможности, периодически обновлять этот опыт путем педагогической практики в школе.
Следует поощрять исследования
и экспериментирование в
Как учащиеся, так и преподаватели должны иметь возможность высказывать свое мнение относительно положений, регулирующих жизнь, работу и дисциплину в педагогическом учебном заведении.
Педагогические учебные заведения должны вносить свой вклад в развитие образования, распространяя в школах результаты исследований и новое в методике преподавания, а также используя в своей работе опыт школ и учителей.
Педагогические учебные заведения, каждое в отдельности, совместно или же в сотрудничестве с другими высшими учебными заведениями или с соответствующими органами народного образования, должны удостоверять удовлетворительное завершение студентами курса подготовки.
Органы народного образования в сотрудничестве с педагогическими учебными заведениями должны принимать меры, необходимые для того, чтобы обеспечивать выпускникам учебных заведений работу, соответствующую их квалификации, личным пожеланиям и семейному положению.
Карьера – продвижение в какой–либо сфере деятельности; достижение известности; род занятий, деятельности. Вершина в профессиональном развитии не обязательно занятие высокопоставленных должностей (директор, зам. директора, руководитель народного образования и др.) Прежде всего это освоение вершин мастерства. Например В.А. Сухомлинский и А.С. Макаренко более известны как выдающиеся педагоги, чем руководители образовательных учреждений. Поэтому будем исходить из того что карьера педагога это путь не по должностям, а по ступеням педагогического мастерства.
Различают 2 ветви педагогической карьеры вертикальная и горизонтальная.
Вертикальная – это служебный рост, который ограничен. Директор, зам.директора – наивысшие ступени возможные в образовательном учреждении. Конечно, возможно продвижение в органы управления образования, но таких высот достигают немногие.
Горизонтальная – рост профессионального мастерства, то, что невозможно отнять у человека. Именно рост в горизонтальной педагогической карьере важен для педагога, поскольку он является менеджером, а педагогический менеджмент – это искусство управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. Учитель как менеджер ориентирован на профессиональный рост, а не на служебную карьеру, так как он учится. Карьера – это знание, умение, желание профессионального роста. Педагог должен учиться, так как профессиональный рост, создание карьеры – это не что иное, как процесс накопления знаний, которыми он просто постоянно пользуется. Так же педагог должен уметь выбирать цели учебно-воспитательной работы и дисциплинировать себя, добиваться поставленных целей.