Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 02:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"
Педагогическое общение
– форма общения, имеющая свои
особенности и в тоже время
подчиняющаяся общим
Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющая характер взаимодействия педагога и учащихся.
Исследования в
области педагогической психологии
показывают, что значительная часть
педагогических трудностей обусловлена
не столько недостатком
Насколько педагогическое общение будет оптимальным зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и его педагогической культуры. Для установления положительных взаимоотношений с обучаемыми педагог должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников процесса, сопереживать им. Исследования показывают, что педагог, акцентирующий собственное «я», проявляет формализм в отношении к учащимся, подчеркивает собственное превосходство и навязывает свои способы поведения. У педагога с центрацией «я - другой» выявлено стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогичной форме. Такое взаимодействие способствует гуманизации отношений педагога и обучаемого и всего обучения в целом.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется в темпераменте ( время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость) ; характере реакций на различные педагогические ситуации; выборе методов обучения; подборе средств воспитания; стиле педагогического общения и др. А.К. Маркова и А.Я. Никонова рассматривают 3 группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности: 1) содержательные, 2) динамические, 3) результативные характеристики.
Среди важнейших содержательных характеристик ученые указывают такие как:
- преимущественная
ориентация педагога на
- адекватность –
неадекватность планирования
- оперативность –
консервативность в
- рефлективность – интуитивность.
Аналогично выделяются динамические характеристики.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют ввиду те или иные средства педагогического взаимодействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, выбирая из множества учебных или воспитательных задач, могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.
Педагогическое мастерство – знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в действительность; совокупность личностных и профессиональных качеств педагога.
Умения и навыки
учителя (воспитателя) это не педагогическое
мастерство это всего лишь один из
внешних компонентов
А.С. Макаренко считал, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу только при условии целенаправленной работы над собой.
Педагогическое мастерство формируется на основе практического опыта, главным является педагогическая деятельность самого учителя (воспитателя), но проанализированная и осмысленная. Учитель мастер от просто учителя отличается знанием психологии детей. Эти знания становятся ведущими в структуре деятельности тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на свои действия.
Одним из важных слагаемых
педагогического мастерства является
педагогическая техника, которую можно
рассматривать как арсенал
Педагогическая техника включает 2 группы умений: 1) умение управлять собой, 2) умение взаимодействовать с учащимися в процессе решения учебных задач.
Наиболее характерные проявления педагогической техники к деятельности мастера производственного обучения:
- четкая, доходчивая,
наглядная демонстрация
-скромность и простота
общения с учащимися,
-умелое владение
диалоговыми формами учебного
общения с учащимися в
-богатое педагогическое
воображение, способность
-эмоциональность ведения
учебного процесса, живость, способность
увлечь учащихся, вызвать у них
ответную эмоциональную
- умение убеждать учащихся, не навязывая своего мнения и др.
А.С. Макаренко в своей педагогической деятельности придавал большое значение педагогической технике, рекомендовал обращать внимание на такие «пустяки» как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос и прочие мелочи. Мастер как актер находится постоянно в поле зрения учащихся, которые быстро замечают и на все реагируют. Поэтому привлекательный внешний вид, опрятность, чувство меры в цвете и фасоне одежды и т.п. – все это составные части педагогической техники и педагогического мастерства.
Педагогический артистизм – феномен, функционирующий в той или иной степени активности на всех стадиях педагогического творчества. Это совокупность духовных и физических качеств, способствующих становлению контакта с обучаемыми, получение доверия от них и осуществление на этой основе педагогической деятельности.
Артистизм педагога представляет
собой способность к
На сегодняшний день перед педагогом стоит задача вступать в соперничество с другими источниками информации которые быстро распространяются и становятся все более доступными для обучаемых. Он должен увлечь ученика приблизить проблемы и задачи своей науки к миру его интересов, верно определить содержание и атмосферу общения и подходы к организации педагогической деятельности. Общение для ребят с педагогом должно быть ярким, многоцветным, зовущем к творчеству и саморазвитию.
Следовательно, овладение профессией учителя и развитие творческой индивидуальности должно предполагать воспитание ряда личностных качеств, которые в свою очередь становятся профессиональными. Среди них: эмоциональность, интуиция, эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации и др.
Артистичный учитель реализует в деятельности неповторимые особенности своей творческой индивидуальности, которые становятся профессиональными качествами и характеристиками.
Речевая культура –
область лингвистики и
Психологию педагогической
деятельности можно определить как
отрасль психологического знания, изучающую
психологические закономерности труда
учителя и то, как учитель воспринимает,
трансформирует и реализует задаваемые
обществом через институты
Содержание и психология педагогической деятельности определяется социальными факторами - местом и функциями учителя в обществе, требованиями общества к учителю; затем социально-психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности.
К личности педагога предъявляется
ряд самых серьезных
Главным и постоянным
требованием, предъявляемым к педагогу,
является любовь к детям, к педагогической
деятельности, наличие специальных
знаний в той области, которой
он обучает детей; широкая эрудиция,
педагогическая интуиция, высокоразвитый
интеллект, высокий уровень общей
культуры и нравственности, профессиональное
владение разнообразными методами обучения
и воспитания детей. Все эти свойства
не являются врожденными. Они приобретаются
систематическим и упорным
Дополнительными, но относительно
стабильными требованиями, предъявляемыми
к педагогу, является общительность,
артистичность, веселый нрав, хороший
внешний вид и другие. Эти качества
важны, но без каждого из них в
отдельности учитель вполне может
обойтись. Можно представить, например,
не очень общительного математика,
знания и преподавательские
В качестве факторов профессиональной успешности педагога выделяются различные
переменные: уровень и характер профнаправленности (А.Т. Колденкова); психологическая
готовность к профдеятельности (Е.П. Кораблина); интеллект (А.К. Белоусова, Н.И. Иоголо-
вич, Л.М. Метельский); мотивация педдеятельности (В.К. Гербачевский, Ю.Н. Кулюткин,
М.В. Матюхина, А.А. Реан); личностные качества (О.А. Конопкин, Г.С. Прыгин, И.Б. Котова),
целеустремленность, сила воли, низкий уровень тревожности (О.М. Анисимова), работоспо-
собность (А.Л. Гавриличева, Н.Ф. Лукьянова), потребность в достижении успеха (Н.С. Копе-
ина, Ю.М. Орлов); сформированность педагогических умений, регулярность повышения
уровня профессионализма (Г.В. Икрин, Л.М. Метельский, В.А. Якунин); развитая профессио-
нально-психологическая культура (Н.И. Исаева, А.А. Леженина, Н.Ю. Певзнер, В.В. Семикин);
смысложизненные ориентации (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Ю.Ю. Бузакина); психологиче-
ская компетентность (А.А. Деркач, Л.А. Лазаренко, Л.М. Митина, Т.Н. Щербакова); индивиду-
ально-психологические особенности и профессионально важные качества (С.Т. Джанерьян,
Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, З.И. Рябикина, В.Д. Шадриков и др.).
Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя, от его умения владеть и управлять своим психическим состоянием, активностью, памятью, волей, воображением, мышлением, речью и т.д. Известно, что отрицательные психические состояния лишают человека воли, парализуют речь и мышление, отрицательно сказываются на принятии решений, что влечет за собой изменения и других состояний.
Психические состояния являются фоном психической деятельности, влияют на динамику психических процессов, выполняют интегрирующую функцию, объединяя на временном отрезке процессы и свойства в «психологический строй» личности, и регуляторную функцию, обеспечивая саморегуляцию психической деятельности и др. Психические состояния во многом обуславливают эффективность общения и поведения, продуктивность труда. Особенно актуальна проблема учета психических состояний в обучении, где от способности субъектов приходить в адекватные для учебной деятельности состояния зависит продуктивность учебного процесса