Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы к экзамену по педагогике.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

25Характеристика устных методов опроса (беседа, интервьюирование)

Метод интервью -- психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Виды интервью:

1) По степени  формализации

a) Стандартизированное, полустандартизированное  исвободное.

b) Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью.

c) Полустандартизированное, или фокусированное, интервью. Каждому  из этих видов интервью присущи  свои преимущества и недостатки.

2) По стадии  исследования

a) Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.

b) Основное интервью. Используется  на стадии сбора основных сведений.

c) Контрольное интервью. Используется  для проверки спорных результатов  и для пополнения банка данных.

3) По количеству  участников

a) Индивидуальное интервью -- интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

b) Групповое интервью -- интервью, в котором участвует более  двух человек.

c) Массовое интервью -- интервью, в котором участвуют от сотни  до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.

Процесс интервьюирования.

Установление контакта с опрашиваемым. Интервьюер должен стремиться к созданию ситуации, в которой опрашиваемый побуждался бы к искренним ответам. Первое условие успешного интервьюирования -- создание дружеской атмосферы. Некоторые исследователи считают что метод интервью уже несет в себе большую потенциальную возможность для создания доброжелательных отношений, так как опрашиваемый принимает во внимание тот факт, что кто-то позаботился лично поговорить с ним.

Регистрация данных интервью.

Существует ряд способов регистрации данных интервью.   1. Дословная запись.   2. Запись по памяти  3. Механическая звукозапись.   4. Классификация.   5. Кодирование.

2. Метод беседы

Метод беседы -- психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Виды беседы

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

v Терапевтическая беседа

v Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных  гипотез)

v Автобиографическая беседа

v Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности  субъекта)

v Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

v Телефонная беседа

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

1. Рефлексивное слушание

Рефлексивное слушание -- стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.

Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

  • Выяснение (использование уточняющих вопросов)
  • Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)
  • Словесное отражение психологом чувств респондента
  • Резюмирование

 2. Нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание -- стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

26.Характеристика  письменных методов опроса (анкетирование, тестирование)

Метод анкетирования -психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов -- анкета. Анкетирование -опрос при помощи анкеты.

Сущность метода анкетирования

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных [1, 44 с.].

Виды анкетирования

По числу респондентов

· Индивидуальное анкетирование (один респондент)

· Групповое анкетирование (несколько респондентов)

· Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

· Сплошное (опрос всех представителей выборки)

· Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

· Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

· Заочное (анкетёр отсутствует)

o Рассылка анкет по почте

o Публикация анкет в прессе

o Публикация анкет в интернете

o Вручение и сбор анкет по  месту жительства, работы и т. д. [1, 42 с.]

Онлайн анкетирование

ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫ

Тесты личности предназначены для выявления и оценки особенностей ментальных способностей или интеллекта; они разделяются на тесты действия (целевые личностные тесты) и ситуационные тесты, предназначенные для оценки принятия решения испытуемым в экспериментальной (специфической) ситуации.

К тестам действия (целевым личностным тестам) можно отнести:

1. Тест структуры интеллекта (Р.Амтхауэр, 1953), модификация -- Методика исследования  особенностей мышления (МИОМ).

2. Прогрессивные матрицы Равена (Дж.К.Равен, 1936) - оценка особенностей  и уровня интеллекта.

3. Корректурная проба - оценка концентрации  и устойчивости внимания (Б.Бурдон, 1895).

4. Тест памяти Мейли - оценка  зрительной, слуховой памяти.

5. Шкала оценки Озерецкого - оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики (Н.И.Озерецкий, 1923).

6. Тест «Спираль» - оценка двигательных  функций.

7. Тест «Линеограммы» - оценка переключения  внимания, пластичности мыслительных  функций.

8. Тест «Комбинаторные способности».

9. Тест «Установление закономерностей» - оценка внимания, памяти, логического  мышления.

10. Тест «Красно-черные таблицы» - оценка переключения внимания.

11. Тест «Перепутанные линии» - оценка  устойчивости внимания.

12. Корректурная проба: «Информационный поиск» - оценка кратковременной памяти, внимания.

13. Тест «Умозаключения» - оценка  логического мышления.

14. Тест «Компасы» - оценка пространственного воображения.

К ситуационным тестам, исследующим принятие решения испытуемым в экспериментальной ситуации, можно отнести:

1. Методику «Дилемма выбора» (Н.Коган, М.Уоллэлч), представляющую собой  оценку стратегии поведения испытуемого  и прогноз его стиля принятия  решения посредством выбора и  описания им 12 житейских ситуаций.

2. Метод последовательной динамической оценки -- МПДО (Б.Я.Шведин, 1989).

3. Автоматизированную диагностическую  ситуационную игру «ТЕСТ», «РИТМ», состоящую из семи субтестов, оценивающих состояние, интеллект  и результативность специфической  игры (И.Н. Носс, Е.В.Суслов, 1990)

27.Методы изучения передового педагогического опыта

Под педагогическим опытом следует понимать практику обучения, воспитания и образования, т.е. организованный целенаправленный педагогический процесс и его результаты, находящие свое отражение в качестве личности учащегося.

Массовый педагогический опыт – это типичный опыт работы учреждений народного образования, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки.

Понятие «передовой педагогический опыт» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога, т.е. такую практику, которая дает высокий устойчивый педагогический результат. Профессор М.Н. Скаткин считает, что «опыт учителя может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов, он явится хорошим образцом для тех учителей, которые ещё не овладели педагогическим мастерством». (М.Н. Скаткин. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986, с. 7).

В узком смысле под передовым педагогическим опытом понимают только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством.К новаторам педагогического труда можно отнести Ш.А. Амонашвили, О.С. Газмана, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, С.Н. Лысенкову, В.Ф. Шаталова и др.

Научное изучение и обобщение педагогического опыта направлено на решение различных исследовательских целей:

- выявлению существующего  уровня решения образовательных  и воспитательных задач;

- определению узких  мест, «белых» пятен и противоречий, возникающих в практике;

- выявлению ведущих  тенденций, оригинальных идей, элементов инновационного, прогрессивного, рождающегося в каждодневном творческом поиске лучших педагогов, а также характерных недостатков и ошибок;

- изучению доступности  и эффективности научных рекомендаций, которые становятся достоянием  науки и практики.

Но что значит изучить, понять сущность передового педагогического опыта? Вопрос непрост. Дело в том, что немалая часть учителей (особенно начинающих) не имеют ясного представления о том, как изучать передовой педагогический опыт и что в нем изучать. И это вполне оправдано. Потому что метод по изучению и обобщению передового педагогического опыта – это действительно достаточно сложный путь научного поиска.

Сущность этого метода заключается в том, что, во-первых, он основан на изучении и теоретическом осмыслении ведущих (стратегических) идей практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение, воспитание, развитие и образование; во-вторых, он позволяет выявить наиболее актуальные научные проблемы; в-третьих, он создает теоретико-методологическую базу не только для установления внешних закономерностей педагогического процесса, но и получения возможности приблизиться к пониманию скрытых (внутренних) педагогических закономерностей; в-четвертых, он представляет возможность изучить педагогическое новаторство, т.е. опыт, содержащий собственные, оригинальные педагогические находки.

Каковы же критерии передового педагогического опыта? Назовём критерии, которые представляются нам наиболее бесспорными и важными.

1.Новизна и оригинальность  в деятельности педагога. Этот признак может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон учебно-воспитательной работы.

2.Высокая результативность  педагогического труда: высокое качество знаний, существенные сдвиги в уровне воспитанности, в общем, и специальном развитии учащихся.

3.Методическая система, которая представляет научно-обоснованную  модель (парадигму) усовершенствованного  процесса обучения и воспитания.

4.Стабильность и эффективность опыта, при котором положительные результаты удерживаются на протяжении достаточно длительного времени.

5.Возможность творческого  применения идей передового опыта  другими педагогами.

Применение указанных критериев обеспечивает комплексную оценку педагогического опыты и даёт основание, на наш взгляд, для его квалификации как передового.

Таким образом, приведенный нами анализ методов научно-педагогических исследований позволяет, что каждый из этих методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон учебно-воспитательного процесса. Указывая на многообразие методов в педагогике, уместно отметить, что для их совершенствования необходимо применять к научно-исследовательской деятельности более широкий круг педагогов-новаторов, учить их педагогическому творчеству.

28.Социометрия  как метод педагогического исследования 
 Термин «социометрия» - от латинского societas (общество) и metrium измеряю – обозначает 1. отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, 2. прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.   
         Целью социометрического исследования могут стоять следующие вопросы: 
1.     измерение степени сплоченности – разоблаченности; 
2.     выявление соотносительного авторитета внутри группы по позициям симпатии-антипатии. 
3.     обнаружение внутригрупповых подсистем. 
В процессе социометрии используются так называемые «социометрические опросы». Социометрический опрос отличается от обычного, ведь в нем вместо признака, как в обычном опросе, ответом является фамилия или номер, под которым зашифрована фамилия. При обычном опросе респонденты после обработки материала распределяются по данному признаку; в социометрическом же опросе создается структура отношений изучаемом множестве.  Поэтому при обработке данных социометрии не используются методы, характерные для обычных опросов.   Результаты социометрии, полученная в ходе исследования информация представляются в особых формах: социограммы и социоматрица.  
Социометрическая процедура может проводиться в двух вариантах.  
1.     Непараметрическая процедура 
2.     Параметрическая процедура 
 Вопросы могут быть социометрические и аутосоциометрические.  
 Простейшими способами обработки результатов социометрии являются табличный, графический и индексологический.  
Социоматрица представляет собой таблицу, в которую включаются все положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами группы. 
 Социограмма. На основе социоматрицы строится социограмма. Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий.    
Есть несколько вариантов социограммы. Первый вариант: совокупность концентрических окружностей с размещенными внутри номерами фамилий, которые соединяются между собой стрелками, характеризующими выборы. Наиболее популярные члены группы располагаются во внутреннем круге, в следующем круге находятся лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому и так далее. Второй вариант: произвольное плоскостное изображение, на котором выделены группировки взаимно выбравших друг друга индивидов. Расстояния между группировками характеризуют выборы между ними. Третий вариант: индивидуальная социограмма. Она заключается в том, что выбранный член группы изображается  в системе выявленных в ходе исследования связей.  
Обычно внутри социограммы лица мужского пола изображаются с помощью маленьких треугольников, женского – окружностей. Такая форма изображения делает социограмму более наглядной.         
Социометрические индексы 
Вычисление индекса социометрического статуса i-члена группы осуществляется по следующей формуле: 
          N              N      
         S Bi+   +   S Bi-  
          i=1                       i=1 
Ci =                  
                  N — 1 

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"