Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 18:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Педагогика".
1. МПЕ – педагогическая наука. Предмет, задачи и методы исследования МПЕ.
МПЕ – педагогическая наука, так как имеет объект исследования (процесс преподавания курса естествознания в начальной школе), присущую только ей системы научных понятий, определенные методологические основы и специфические методы исследования. МПЕ изучает закономерности педагогического процесса обучения учащихся основам наук о природе, это наука о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета. МПЕ решает следующие задачи: правильно выделить цели начального естественно-научного образования; определить принципы отбора материала и содержание учебного предмета; разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания; выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса естествознания. Решение этих задач требует интеграции знаний различных наук, поэтому МПЕ тесно связана с естественными науками, философией, педагогикой, психологией и другими науками.
Методы
исследования – способы решения
научно-исследовательских
2. История развития МПЕ.
Первая
школа, в которой преподавались
сведения из географии, была открыта
в Москве в 1701 году при Петре 1. С
середины 18 века в русской педагогике
стали появляться высказывания о
необходимости естественно-
Зарождение МПЕ связано с именем Василия Федоровича Зуева, которому было поручено написать первый российский учебник по естественной истории. В 1786 году учебник вышел без указания фамилии. Он состоял из 2 частей: в 1 изучалось ископаемое и прозябаемое царство, во второй – животное царство. Так впервые была определена последовательность изучения природы: от неживого – к живому. Подобно Линнею, ученый поместил человека среди животного царства, что было по тем временам смелым поступком. Как приложение к 2 части был издан атлас «Фигуры по естественной истории». Рисунки животных размером со страницу во время урока раздавались учащимся. Для знакомства с местной природой предлагалось проводить экскурсии.
В 1804 году преподавание естествознания было введено во 2 классах малых народных училищ. В гимназиях этот предмет преподавался как во 2, так и в 4 классах. Каждая гимназия была обязана иметь комплект натуральной наглядности по 3 царствам природы: минералы, растения, животные. С 1809 года учебник Зуева начал заменяться учебником Теряева, перегруженным ботаническими терминами. В 1821 в школах появился учебник «Три ботаника» Мартынова, требовавший механического зазубривания материала. В 1828 по указу Николая 1 естествознание было исключено из программ учебных заведений. Предмет был вновь введен только через 20 лет в кадетских корпусах, в 1852 – в гимназиях. Новым стал порядок курса: зоология – ботаника – минералогия.
Большой вклад в развитие МПЕ во второй половине 19 века внес К.Д. Ушинский. Под влиянием его идей стали появляться учебники естествознания и географии, основанные на принципе отечествоведения. В 1862 году вышли три части «Уроков географии» Семенова, получившие высокую оценку Ушинского. Семенов предлагал начинать преподавание географии с окрестности той местности, где живут учащиеся. Так впервые были выражены основы краеведческого принципа обучения.
Одним из значимых имен в МПЕ во второй половине 19 века было имя Александра Яковлевича Герда. Им была обоснована система изучения природы в начальной школе от неорганического мира к растениям, животным и человеку. Учебник «Мир божий», написанный Гердом для учащихся 2 и 3 классов, состоял из 2 частей – «Земля, воздух, вода» и «Растения, животные, человек». В 1883 Гердом было издано методическое пособие для учителей «Предметные уроки в начальной школе», в котором он предложил методику проведения наблюдений и опытов на уроках естествознания. Он требовал от учителя регулярного составления конспектов уроков и сам разработал методическое руководство для учителей «Первые уроки минералогии». Планы уроков по изучению неживой природы явились первым образцом методики преподавания отдельного предмета. Значение трудов Герда было оценено позднее, так как в 1871 естествознание вновь было исключено из народных училищ. Вновь вопрос об изучении окружающей природы начинает обсуждаться в конце 19 века. Этому способствовал журнал «Естествознание и география», где поднимались вопросы использования природного окружения детей при организации различных форм учебной работы.
В начале 20 века министерство народного просвещения было вынуждено ввести изучение естествознания до 7 класса средней школы. В 1901 году в гимназиях действовала программа, составленная профессором Д.Н. Кайгродовым, в основе которой лежал «принцип общежития». Основой преподавания была экскурсия. Методику проведения уроков естествознания в начальной школе в это время разрабатывал Л. С. Севрук. В 1902 он издал учебник «начальный курс естествознания» и методическое пособие «Методика начального курса естествознания». Ведущими методами он считал беседу и рассказ. Разработкой содержания образования в начале 20 века занимался И.И. Полянский. В 1904 он издал учебник природоведения для начальной школы «О 3 царствах природы»: неживая природа, ботаника и зоология. В 1917 вышла «методика начального естествознания». Основной формой организации учебного процесса считался урок, также использовались экскурсии и внеурочные наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Первые лекции в Петербургском университете по МПЕ для студентов читал В.В. Половцев, издавший в 1907 «Основы общей методики естествознания». В это же время пособия дл младших школьников создавались В.П. Вахтеровым («Мир в рассказах для детей»). В 1916 вышли «практические занятия по естествознанию в начальной школе» К.П. Ягодовского, которые содержали теоретическую и практическую часть и служили методическим руководством для учителей начальной школы.
В 1918 школа стала трудовой. В программах единой трудовой школы предполагался комплексный подход к преподаванию. Например, выдвигалась тема «Приготовление к зиме», и при разработке этой темы ученики изучали природу и человеческую жизнь поздней осенью, наблюдали, записывали, рисовали и лепили, производили математические вычисления. Учебный материал был расположен по 3 разделам: природа, труд, общество. На первом году обучения изучались жизнь и труд семьи и школы, на 2 - деревни, на 3 – волости (краеведение), на 4 – страны и земного шара.
В 1932 в
школе были вновь введены учебные
предметы, на естествознание в 1,2 классах
отводилось 2 часа, в 3,4 – четыре. С 1933
стали развиваться новые
В 1958 было введено обязательное восьмилетнее образование, пересмотрены программы. Природоведение изучалось только в 4 классе по 3 часа в неделю. В основу курса был положен краеведческий материал. Автором учебников более 20 лет был М.Н. Скаткин. К 1965 была создана программа для 3 класса Л.Ф. Мельчаковым. Совместно с Скаткиным им был издан учебник «Природоведение» для 3-4 класса. Программа для 2 класса З.А. Клепининой была построена на основе принципов сезонности и краеведения.
В 1984 в 1-2 классах был введен новый предмет «Ознакомление с окружающим миром». В основу программы был положен краеведческий принцип. В 3 классе изучался курс природоведения Клепининой.
Сегодня в школе действуют курсы «Природа и люди» Клепининой, «Зеленый дом» Плешакова, «окружающий мир» Виноградовой и Калиновой, «Окружающий мир» Поглазовой и Шилина, «Окружающий мир» Вахрушева и Раутиан, «Мы и окружающий мир» Дмитриевой и Козакова, «Окружающий мир» Товпинец, «окружающий мир» Чудиновой, Букваревой, Беларевой.
3. Принципы отбора материала по предметам образовательного компонента ОМ. Цели изучения предмета.
В основу естественно-научных
программ для начальной школы
положен принцип интеграции, т.е.
объединения знаний различных дисциплин.
Также это дидактические принципы научности,
доступности (от простого к сложному, от
известного к неизвестному; от близкого
к далекому; от конкретного к отвлеченному),
наглядности, систематичности и последовательности,
преемственности знаний, сознательности
и активности учащихся, практической направленности
в обучении, краеведческий принцип обучения,
связь обучения с жизнью, принцип экологической
направленности обучения. Основные задачи
изучения ОМ: формирование целостного
взгляда на окружающий ребенка мир: основ
экологической культуры, представлений
о прошлом и настоящем Отечества; воспитание
культуры взаимоотношений с людьми и окружающей
природой; формирование умений рационально
организовывать свою жизнь; воспитание
любви и уважения к родному краю и родной
стране.
4. Экологическое образование младших школьников в процессе преподавания курса естествознания.
В последнее
время в начальной школе
5. Краеведческий принцип преподавания курса естествознания.
Краеведческий
принцип – нормативное
7. Методика образования и развития естественнонаучных понятий.
Одной из самых сложных проблем в теории и практике обучения младших школьников является проблема образования и развития научных понятий. В настоящее время существует 2 подхода к данной проблеме. Первый базируется на эмпирической теории познания и необходимости живого созерцания (Ушинский), второй провозглашает повышение роли теоретических знаний (Эльконин-Давыдов).
Познание человеком окружающего мира проходит 2 уровня: эмпирический и логический. У МШ преобладает конкретно-образное мышление, поэтому главная роль принадлежит эмпирическому уровню познания. Исходным уровнем являются ощущения – отражение отдельных свойств предметов и явлений. На втором этапе включается синтетическая деятельность, формируются восприятие, т.е. отражение в коре головного мозга предмета в целом при непосредственном контакте с ним. Третьим этапом познания является образование представления, т.е. отражение внутреннего образа предмета, хранимого в памяти человека. Этот этап является мостиком между чувственным и логическим познанием. Следующий этап – образование понятий, т.е. формы мышления, в которой отражаются общие, существенные и необходимые признаки предметов и явлений.
Младшие школьники мыслят образами, поэтому формирование представлений – важнейшая задача учителя. Ели ребенок вынужден заучивать то, что не вызывает в его сознании ярких представлений, то мысль подменяется памятью, а это отбивает охоту к учению.
Образовавшееся
понятие не остается неизменным, но
постоянно развивается. Можно выделить
этапы развития понятий: эмпирический
(накопление фактов); операционно-доказательный
(самостоятельное применение нужных фактов
для доказательств); теоретический (учащиеся
оперируют понятиями); творческий (наиболее
высокий уровень).