Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 18:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен по ОМ.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

20. Экскурсия по естествознанию. Методические требования  к подготовке и  проведению естественнонаучных экскурсий.

Экскурсия –  форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить наблюдения и изучать природные процессы в естественных условиях. Экскурсии стали обязательной формой обучения в 1901 году. Выделяют вводные, текущие и обобщающие экскурсии. На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление о природных объектах и явлениях, которые им предстоит изучать на последующих уроках. Главная цель – формирование образных представлений, на основе которых будут в дальнейшем развиваться новые понятия. Примером могут служить вводные сезонные экскурсии. На них наблюдают за неживой природой, растениями и животными. Существует ряд методических требований к экскурсии. 1. Она должна быть предварительно подготовлена. 2. Учитель должен говорить только о том, что может показать. 3. Изучаемый объект должен быть у каждого участника экскурсии. 4. Учитель обеспечивает активность участников экскурсии. 5. Материал должен быть закреплен в памяти последующей проработкой. Экскурсия имеет следующую структуру: 1. Предварительная подготовка учителя. 2. Проведение экскурсии (вводная часть, основная часть, заключительная часть). 

21. Внеурочная работа по естествознанию.

Внеурочная работа по естествознанию – форма организации  учащихся для самостоятельного выполнения обязательных, связанных с изучением курса практических заданий учителя, не укладывающихся в рамки учебного расписания по времени и не связанных с определенным местом их проведения всеми учащимися класса. Внеурочные задания выполняются в классе, в уголке живой природы, на природе, на учебно-опытном участке, на географической площадке. Необходимость организации внеурочных работ по естествознанию объясняется длительностью проведения многих наблюдений за растениями и животными, отсутствием возможности провести некоторые опыты с учащимися всего класса и т.д. Внеурочные работы могут быть предварительными и выполняться за несколько недель до урока, на котором используются результаты работы (проращивание семян, размножение растений), и непосредственными, которые требуется выполнить вне урока по изучаемой теме (уход за комнатными растениями). К внеурочным работам относятся прежде всего фенологические наблюдения. 

22. Методика проведения  фенологических наблюдений  с младшими школьниками.  Методика работы с дневником наблюдений.

Фенологические  явления – сезонные изменения в жизни растений и животных. Проведение фенологических наблюдений является необходимым условием изучения курса естествознания. Для организации наблюдений за сезонными явлениями в природе учителю нужно знать основные правила их проведения: 1. Выбрать постоянный участок для наблюдений. Он должен быть расположен недалеко от школы или от места жительства детей. 2. Выбранный участок по своему рельефу и составу растительности должен быть характерным для окружающей местности. 3. Определите названия деревьев, кустарников и травянистых растений вашего участка. По каждому виду ведите отдельные записи. 4. Проводите наблюдения весной ежедневно, летом и осенью 2 – 3 раза в неделю. 5. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными проводите в полной тишине. Не берите животных в руки. 6. Наступление фенологического явления соотнесите с погодой. 7. Все записи происходящих в природе явлений делайте в тот же день. 8. Проводить летние наблюдения дети могут вместе с родителями.

В классе должен быть фенологический уголок, который имеет следующие рубрики: наблюдение за погодой (за месяц), план фенонаблюдений, народный календарь, это интересно, подумай и ответь.

Регулярные внеурочные наблюдения за сезонными изменениями  вы природе начинаются в 1 классе и  ведутся на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Задания для наблюдения на предстоящий отрезок времени выбираются из Дневника наблюдений с учетом вероятности наступления в это время определенных сезонных явлений. Учащимся разъясняется, на каких объектах и явлениях следует сосредоточить внимание, объясняются правила определения дат наступления ожидаемых явлений. Итоги наблюдений подводятся на Минутке календаря – особом этапе каждого урока естествознания по следующему плану: характеристика погоды за неделю, анализ сезонных изменений в неживой природе, фенологические явления в жизни растений и животных, установление причинно-следственных связей между сезонными изменениями в неживой и живой природе, участие детей в сезонных работах и природоохранной деятельности. 

23. Домашняя работа по естествознанию.

Домашняя работа – форма организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий  учителя, связанных с уроками. Выделяют несколько групп домашних заданий. 1. по содержанию: задания на формирование общих понятий, задания, связанные с отработкой умений и навыков. 2. по дидактической цели: закрепление полученных знаний, систематизация знаний, подготовка к восприятию нового материала. 3. по характеру деятельности: репродуктивные, творческие. 4. по способу выполнения: устные, письменные и графические, практические.

Давая ученика  домашнее задание, учитель должен руководствоваться  следующими требованиями: 1. целевая  установка перед заданием. 2. специально отведенное на уроке время на инструктаж. 3. фиксация домашних заданий учащимися. 

24. Внеклассная работа  по естествознанию.

Внеклассная работа по естествознанию – форма организации  добровольной работы учащихся для развития их интересов и творческой познавательной деятельности в расширение и дополнение школьной программы. Внеклассные занятия имеют целями расширение кругозора и углубление знаний учащихся по предмету, развитие исследовательских умений и навыков, проведение длительных наблюдений, постановку простейших экспериментов, экологическое образование, развитие природоохранных умений, доступных для младших школьников, формирование умения пропагандировать знания о природе, развитие коммуникативных качеств личности.

Выделяют 3 основных формы организации внеклассной  работы: массовая (праздники, викторины, устные журналы, выставки творческих работ, факультативные занятия), групповая (кружки, выпуск стенгазет, подготовка праздников), индивидуальная (работа в уголке живой природы, литературные обзоры, оформление фенологического уголка). 

25. Проверка и учет  ЗУН учащихся.

Проверка и  оценивание результатов учебных достижений МШ является важной составляющей педагогической деятельности учителя. Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций. Социальная функция проявляется в требованиях ГОСТа к уровню образованности школьников. Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого результата обучения с действительным. Полученные оценки позволяют ученику проанализировать, какой материал усвоен прочно, а какой требует повторения. Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности. Эмоциональная функция проявляется в том, что оценка всегда вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Она может как вдохновить ребенка, так и огорчить его, снизить самооценку, записать в отстающие. Информационная функция является основой планирования и прогнозирования. Анализ неудачных результатов поможет наметить пути улучшения учебного процесса. Функция управления важна для развития самоконтроля школьника, умения правильно оценивать свою деятельность и принимать оценку педагога. Учителю она помогает осуществить корректировку учебного процесса. При проверке знаний учащихся следует соблюдать определенные требования. 1. осуществление всесторонней и систематической проверки знаний и умений. Это приучает школьников регулярно готовиться к урокам, формирует более прочные знания. 2. учет индивидуальных особенностей школьников. 3. разнообразие форм и методов проверки. 4. Создание атмосферы доброжелательности и творчества во время проверки. 5. Проверка прежде всего программного материала.

Контроль результатов обучения бывает текущий, тематический и итоговый. Методы организации контроля – устный и письменный опрос, самостоятельная и контрольная работа, тестовые здания, лабораторная работа с оборудованием, приборами, моделями, графические работы.

Критерием отметки  могут служить уровни обученности: различение, воспроизведение, понимание, уровень умений и навыков, уровень переноса.  

26. Материальная база обучения естествознанию. Средства обучения.

К материальной базе относят учебный кабинет, учебно-опытный  участок и географическая площадка для начальной школы. На качество знаний учащихся существенно влияют средства обучения, которыми оборудован кабинет. Средства обучения – совокупность материальных учебно-методических объектов, которые используются для передачи и овладения знаниями, умениями и навыками и общего развития личности учащихся. К наглядным средствам относят учебные программы, учебники, учебные пособия, методические пособия для учителя, рабочие тетради, тетради для контрольных работ, дневники наблюдений, хрестоматии, книги для чтения, справочники, определители. К наглядным относятся изображения и отображения предметов и явлений, натуральные объекты неживой и живой природы, аудиовизуальные средства. К вспомогательным – средства для проведения лабораторных опытов (приборы, посуда, реактивы, лабораторные принадлежности) и ТСО.


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"