Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 18:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Педагогика".
20. Экскурсия по естествознанию. Методические требования к подготовке и проведению естественнонаучных экскурсий.
Экскурсия –
форма организации учебной
21. Внеурочная работа по естествознанию.
Внеурочная работа
по естествознанию – форма организации
учащихся для самостоятельного выполнения
обязательных, связанных с изучением курса
практических заданий учителя, не укладывающихся
в рамки учебного расписания по времени
и не связанных с определенным местом
их проведения всеми учащимися класса.
Внеурочные задания выполняются в классе,
в уголке живой природы, на природе, на
учебно-опытном участке, на географической
площадке. Необходимость организации
внеурочных работ по естествознанию объясняется
длительностью проведения многих наблюдений
за растениями и животными, отсутствием
возможности провести некоторые опыты
с учащимися всего класса и т.д. Внеурочные
работы могут быть предварительными и
выполняться за несколько недель до урока,
на котором используются результаты работы
(проращивание семян, размножение растений),
и непосредственными, которые требуется
выполнить вне урока по изучаемой теме
(уход за комнатными растениями). К внеурочным
работам относятся прежде всего фенологические
наблюдения.
22. Методика проведения фенологических наблюдений с младшими школьниками. Методика работы с дневником наблюдений.
Фенологические явления – сезонные изменения в жизни растений и животных. Проведение фенологических наблюдений является необходимым условием изучения курса естествознания. Для организации наблюдений за сезонными явлениями в природе учителю нужно знать основные правила их проведения: 1. Выбрать постоянный участок для наблюдений. Он должен быть расположен недалеко от школы или от места жительства детей. 2. Выбранный участок по своему рельефу и составу растительности должен быть характерным для окружающей местности. 3. Определите названия деревьев, кустарников и травянистых растений вашего участка. По каждому виду ведите отдельные записи. 4. Проводите наблюдения весной ежедневно, летом и осенью 2 – 3 раза в неделю. 5. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными проводите в полной тишине. Не берите животных в руки. 6. Наступление фенологического явления соотнесите с погодой. 7. Все записи происходящих в природе явлений делайте в тот же день. 8. Проводить летние наблюдения дети могут вместе с родителями.
В классе должен быть фенологический уголок, который имеет следующие рубрики: наблюдение за погодой (за месяц), план фенонаблюдений, народный календарь, это интересно, подумай и ответь.
Регулярные внеурочные
наблюдения за сезонными изменениями
вы природе начинаются в 1 классе и
ведутся на протяжении всех лет обучения
в начальной школе. Задания для наблюдения
на предстоящий отрезок времени выбираются
из Дневника наблюдений с учетом вероятности
наступления в это время определенных
сезонных явлений. Учащимся разъясняется,
на каких объектах и явлениях следует
сосредоточить внимание, объясняются
правила определения дат наступления
ожидаемых явлений. Итоги наблюдений подводятся
на Минутке календаря – особом этапе каждого
урока естествознания по следующему плану:
характеристика погоды за неделю, анализ
сезонных изменений в неживой природе,
фенологические явления в жизни растений
и животных, установление причинно-следственных
связей между сезонными изменениями в
неживой и живой природе, участие детей
в сезонных работах и природоохранной
деятельности.
23. Домашняя работа по естествознанию.
Домашняя работа – форма организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий учителя, связанных с уроками. Выделяют несколько групп домашних заданий. 1. по содержанию: задания на формирование общих понятий, задания, связанные с отработкой умений и навыков. 2. по дидактической цели: закрепление полученных знаний, систематизация знаний, подготовка к восприятию нового материала. 3. по характеру деятельности: репродуктивные, творческие. 4. по способу выполнения: устные, письменные и графические, практические.
Давая ученика
домашнее задание, учитель должен руководствоваться
следующими требованиями: 1. целевая
установка перед заданием. 2. специально
отведенное на уроке время на инструктаж.
3. фиксация домашних заданий учащимися.
24. Внеклассная работа по естествознанию.
Внеклассная работа по естествознанию – форма организации добровольной работы учащихся для развития их интересов и творческой познавательной деятельности в расширение и дополнение школьной программы. Внеклассные занятия имеют целями расширение кругозора и углубление знаний учащихся по предмету, развитие исследовательских умений и навыков, проведение длительных наблюдений, постановку простейших экспериментов, экологическое образование, развитие природоохранных умений, доступных для младших школьников, формирование умения пропагандировать знания о природе, развитие коммуникативных качеств личности.
Выделяют 3 основных
формы организации внеклассной
работы: массовая (праздники, викторины,
устные журналы, выставки творческих работ,
факультативные занятия), групповая (кружки,
выпуск стенгазет, подготовка праздников),
индивидуальная (работа в уголке живой
природы, литературные обзоры, оформление
фенологического уголка).
25. Проверка и учет ЗУН учащихся.
Проверка и оценивание результатов учебных достижений МШ является важной составляющей педагогической деятельности учителя. Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций. Социальная функция проявляется в требованиях ГОСТа к уровню образованности школьников. Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого результата обучения с действительным. Полученные оценки позволяют ученику проанализировать, какой материал усвоен прочно, а какой требует повторения. Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности. Эмоциональная функция проявляется в том, что оценка всегда вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Она может как вдохновить ребенка, так и огорчить его, снизить самооценку, записать в отстающие. Информационная функция является основой планирования и прогнозирования. Анализ неудачных результатов поможет наметить пути улучшения учебного процесса. Функция управления важна для развития самоконтроля школьника, умения правильно оценивать свою деятельность и принимать оценку педагога. Учителю она помогает осуществить корректировку учебного процесса. При проверке знаний учащихся следует соблюдать определенные требования. 1. осуществление всесторонней и систематической проверки знаний и умений. Это приучает школьников регулярно готовиться к урокам, формирует более прочные знания. 2. учет индивидуальных особенностей школьников. 3. разнообразие форм и методов проверки. 4. Создание атмосферы доброжелательности и творчества во время проверки. 5. Проверка прежде всего программного материала.
Контроль результатов обучения бывает текущий, тематический и итоговый. Методы организации контроля – устный и письменный опрос, самостоятельная и контрольная работа, тестовые здания, лабораторная работа с оборудованием, приборами, моделями, графические работы.
Критерием отметки
могут служить уровни обученности:
различение, воспроизведение, понимание,
уровень умений и навыков, уровень переноса.
26. Материальная база обучения естествознанию. Средства обучения.
К материальной базе относят учебный кабинет, учебно-опытный участок и географическая площадка для начальной школы. На качество знаний учащихся существенно влияют средства обучения, которыми оборудован кабинет. Средства обучения – совокупность материальных учебно-методических объектов, которые используются для передачи и овладения знаниями, умениями и навыками и общего развития личности учащихся. К наглядным средствам относят учебные программы, учебники, учебные пособия, методические пособия для учителя, рабочие тетради, тетради для контрольных работ, дневники наблюдений, хрестоматии, книги для чтения, справочники, определители. К наглядным относятся изображения и отображения предметов и явлений, натуральные объекты неживой и живой природы, аудиовизуальные средства. К вспомогательным – средства для проведения лабораторных опытов (приборы, посуда, реактивы, лабораторные принадлежности) и ТСО.