Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 13:57, шпаргалка
Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.
Воспитание возникло на заре человеческой истории, около 40 тыс. лет назад. Начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим покалениям накопленного социального опыта. Эта передача реализовывалась на практике как подготовка молодежи ко взрослой жизни. Еще в доклассовом обществе воспитание стало объективной потребностью общества и важнейшей предпосылкой его развития. В процессе дальнейшего развития социально-экономических отношений усложнялось и воспитание.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал необходимым ввести демократическую
систему, которая должна способствовать
выявлению у ребенка дарований, заложенных
природой. Воспитание будет содействовать
развитию ребенка только в том случае,
если приобретет естественный, природосообразный
характер, если оно будет напрямую связано
с естественным развитием индивида и побуждением
его к самостоятельному приобретению
личного опыта и знаний, на нем основанных.
Воспитание,
считал Ж.-Ж. Руссо, дается человеку природой,
людьми и окружающими его вещами. Воспитание,
получаемое от природы, — это внутреннее
развитие способностей и органов человека;
воспитание, получаемое от людей, — это
обучение тому, как пользоваться этим
развитием; воспитание со стороны вещей
— это приобретение человеком собственного
опыта относительно предметов, дающих
ему восприятие. Все эти три фактора должны,
по мнению Ж.-Ж. Руссо, действовать согласованно.
Воспитание человека начинается вместе
с его рождением и продолжается всю жизнь,
и главная задача воспитания — создать
человека. Этим новое воспитание, по мнению
Ж.-Ж. Руссо, должно отличаться от старого,
которое ставило себе целью подготовку
из ребенка доброго христианина и добропорядочного
гражданина. Для Ж.-Ж. Руссо воспитание
было искусством развития подлинной свободы
человека, зависящей только от него самого.
Отсюда вытекало отрицание им системы
общественного воспитания, так как, по
его мнению, нет отечества и нет граждан,
а есть лишь угнетенные и угнетатели. Обращаясь
к родителям и воспитателям, он призывал
их развивать в ребенке естественность,
прививать чувство свободы и независимости,
стремление к труду, уважать в нем личность
человека и все полезные и разумные ее
склонности. Стремление к природе у Ж.-Ж.
Руссо проявляется в неприятии искусственности
и в притягательности всего естественного,
простого, непосредственного.
Ребенка
Ж.-Ж. Руссо поставил в центр воспитательного
процесса, но в то же время он выступал
против чрезмерного потакания детям, уступок
их требованиям, капризам. Отвергая любую
форму воспитания, основанную на подчинении
воли ребенка воле воспитателя, он в то
же время утверждал, что ребенок не должен
быть предоставлен самому себе, так как
это ставит под угрозу его развитие.
Воспитатель
должен сопровождать ребенка во всех его
испытаниях и переживаниях, направлять
его формирование, способствовать его
естественному росту, создавать условия
для его развития, но никогда не навязывать
ему своей воли. Ребенку необходима определенная
среда, в которой он сможет обрести самостоятельность
и свободу, реализовать заложенные в нем
от природы добрые начатки.
В обучении
важно, полагал Ж.-Ж. Руссо, не приспосабливать
знания к уровню ученика, а соотносить
их с его интересами и опытом. Важно организовать
передачу знания так, чтобы ребенок сам
брал на себя эту задачу. Для этого нужен
педагогический подход, который основывается
на значении передаваемого знания с учетом
интересов каждого воспитанника.
Ж.-Ж. Руссо
постоянно акцентировал внимание на значении
труда в воспитании. Труд внушает ребенку
чувство долга, ответственности за то,
что он делает. Кроме того, живя в обществе,
человек обязан своим трудом оплачивать
стоимость своего содержания. Труд — это
неизбежная обязанность человека. Трудовое
воспитание у Ж.-Ж. Руссо связано с нравственным,
умственным и физическим совершенствованием.
Задача нравственного воспитания, по мнению
Ж.-Ж. Руссо, состоит в том, чтобы предохранить
ребенка от влияния испорченного общества,
искусственной культуры и следить за развитием
его собственных потребностей и интересов.
Нравственное воспитание должно осуществляться
после умственного, поэтому основная предпосылка
нравственного воспитания — развитие
разума. И лишь только потом — выработка
моральных качеств, формирование понятий
об общественных отношениях. Рассматривая
собственно проблемы воспитания детей,
Ж.-Ж. Руссо жизнь ребенка делил на четыре
периода. В первый период— от рождения
ребенка до двух лет— он считал необходимым
главное внимание уделять физическому
воспитанию; во второй — от 2 до 12 лет—
воспитанию чувств; в третий— от 12 до 15
лет— умственному воспитанию; в четвертый
— от 15 до 18 лет — нравственному воспитанию.
Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771) – французский
педагог, философ-материалист.
Основные
его труды: «Об уме», «О человеке».
Гельвеций
отрицал врожденные идеи и, будучи сенсуалистом, полагал, что
все представления и понятия у человека
образуются на основе чувственных восприятий,
большое значение он придавал формированию
человека под влиянием среды, общественно-политического строя, господствующего
в стране.
Он указывал,
что феодальный строй калечит людей. Церковь
портит человеческие характеры, религиозная
мораль лицемерна и бесчеловечна. Он считал,
что наступило время, когда проповедь
морали должна взять на себя светская
мораль.
Гельвеций
считал необходимым сформулировать единую
цель воспитания для всех граждан. Эта
цель заключается в стремлении к благу всего общества, к наибольшему
удовольствию и счастью наибольшего количества
граждан.
Гельвеций
утверждал, что все люди в равной мере способны
к образованию, т.к. они рождаются с одинаковыми духовными
способностями.
Гельвеций
считал, что человек формируется только под
влиянием среды и воспитания.
Гельвеций
полагал, что схоластическая школа, где
одурманивают детей религией, не может
воспитать не только настоящих людей,
но и вообще здравомыслящего человека.
Требуется поэтому коренным образом перестроить
школу, сделать ее светской и государственной
и уничтожить монополию привилегированной
касты дворян на образование. Необходимо широкое
просвещение народа, надо перевоспитывать людей. Гельвеций
надеялся, что в результате просвещения
и воспитания будет создан человек, свободный
от предрассудков, от суеверий, настоящий
атеист, патриот, человек, умеющий сочетать
личное счастье с «благом наций».
8. Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега
Иоган Генрих Песталоцци (1746-1827) –швейцарский педагог, свыше 30-ти лет руководил опытными воспитательными учреждениями ( приюты для детей, школы, учительский институт). Разработал теорию элементарного образования как единство нравственного, умственного и физического образования. В своих приютах пытался соединить обучение с производственным трудом.
Иоган Фридрих Гербарт (1776-1841) нем. Философ, психолог, педагог. Высоко ценил роль воспитания и делил задачи воспитания на 2 группы:
Поддерживал единство воспитания и обучения, ввел принцип воспитывающего обучения. Разработал основные методы воспитания. Разработал этапы усвоения учебного материала.
Адольф Дистервег (1790-1860) немецкий педагог, последователь Песталоцци, директор учительскй семинарии, основатель пед. Журнала, автор более 400 книг и статей по вопросам педагогики. Главный труд « Руководство к образованию немецких учителей». Разработал основные принципы воспитания:
Дополнил принципы обучения, разработанные Каменским и Песталоцци. Разработал требования к педагогу.
9. Педагогические взгляды белорусских просветителей.
10.Педагогическая деятельность К.Д.Ушинского. Вклад Ушинского в развитие педагогической науки.
11.Поиск новых подходов к обучению и воспитанию в зарубежной педагогике (Дж. Дьюи, Дальтон-план, Йена-план и др.).
12.Педагогика
как наука и учебный предмет.
Становление педагогической
Педагогика-наука о воспитании, образовании человека (детоведение)
Педагогика наука о закономерностях процессов воспитания, обучения, образования, проф.подготовки и повышения квалификации человека в различный период антигинеза.
Педагогика совмещает в себе 2 аспекта-теоретический и практический. Теоретический аспект предоставлен совокупностью методологических, теоретических и методических положений по проблемам воспитания и обучения. В теориях воспитания и обучения заключено основное содержание наработанного наукой знания о педагогических явлениях и процессах.
Педагогикой называют также учебный курс в педагогических и других учебных заведениях, преподается по профильным программам
Курс педагогики в педагогических вузах является основным базисным курсом в подготовке педагогических работников любых специальностей и профилей Важным его задачей является вооружение будущих учителей четкой методологии педагогики, глубокими и прочными знаниями из основных педагогических категорий и понятий (воспитание, образование, обучение, развитие, формирование, система, процесс, принципы, организационные формы и метод воспитания, образования и обучения; научные основы управления образованием и т.д.).
Воспитание долгое время рассматривалось как естественный процесс. Первые теоретические обобщения в области педагогики были сделаны древнеиндейскими-китайскими философами( Конфуций), древнегреческими ( Пифагор, Сократ, Аристотель, Платон, А. Македонский и др.), древнеримскими философами ( Квинтиллиан).
Педагогика долгое время развивалась в рамках философии.
Самостоятельной педагогика стала в 17в. , благодаря трудам Яна Амоса Коменского(1592-1670), который в 1632 написал свой труд « великая дидакция»
Родоначальником российской педагогики явл. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) « Человек как предмет воспитания.Опыт педагогической антропологии».
13.Объект,
предмет и задачи
Объект пед-ки- человек развивающийся.
Предмет пед-ки- процесс образования ( воспитания) человека.
Задачи- 1: выявление пед. Закономерностей, принципов и правил
2: изучение
и обобщение практического
3: прогнозирование развития пед. Реальности.
4: разработка и внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Основн. Кат. Пед-ки:
Воспитание- целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоциональной сферы деятельности обучающегося. Целенаправленный процесс формирования качеств личности.
Обучение- целенапр. процесс организации и стимулирования учебной дея-ти обучающихся по овладеванию ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей.
Обучение-целенапр. процесс освоения системы знаний, навыков и умений.
Образование- обучение и воспитание в интересах личности, общества и гос-ва, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.
14.Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками
Педагогика,
зародившаяся в недрах философии как ее
часть, имеет в настоящее время большое
число ответвлений, которые развиваются
как ее отрасли. Эти отрасли определяются
особенностями объекта воспитания: возрастом,
профессией, психофизиологическими данными
и т.д.
Основные «ветви» древа педагогической
науки следующие.
Общая педагогика — изучает и формирует
принципы, формы и методы обучения и воспитания,
являющиеся общими для всех возрастных
групп и учебно-воспитательных учреждений.
Эта отрасль педагогических знаний исследует
фундаментальные законы обучения и воспитания.
Составными частями общей педагогики
являются: теория воспитания, теория обучения
(дидактика) и теория организации и управления
в системе образования.
Возрастная
пед-ка( дошкольная, средней школы, проф-техническая,
андрогогика(взрослые), герентогогика(
пожилые и старые)
Специальная педагогика (дефектология)
— наука об особенностях развития и закономерностях
обучения и воспитания аномальных детей,
имеющих физические или психические недостатки.
В зависимости от вида дефектов выделяют
такие ее направления: сурдопедагогика
— изучает закономерности обучения и
воспитания глухих; тифлопедагогика —
слепых и слабовидящих детей; олиго- и
френопедагогика — умственно отсталых
детей; логопедагогика — разрабатывающая
вопросы исправления речи детей и подростков.
Исправительно-трудовая педагогика
занимается вопросами перевоспитания
правонарушителей всех возрастов.
Военная педагогика изучает особенности
воспитания воинов.
Значительное место в системе педагогических
знаний занимает история педагогики, раскрывающая
историю развития теории и практики обучения
и воспитания в разные исторические эпохи,
разных стран и народов.
15.Понятия методологии педагогики и её уровни.
Методология от греческого методос-путь исследования или познания, логос- слово, понятие, мысль.
Методология пед-ой науки-система исходных философских идей, которые лежат в основе познания и преобразования педагогической действительности.
Уровни методологии:
1.Философский
-определяет философские основания пед-ки,
различные фил-кие учения, которые лежат
в основе мировозрения)- экзистенциализм- существование
2.Общенаучный-применяется во всех науках-системный подход, синергетический подход и др.
3, Конкретно-научный(
пед-кий)-личностно-
4.Технологический_ методы конкретного пед. исследования.
16.Эмпирические и теоретические методы исследования.
Метод пед.исследования-способ изучения пед. явлений и процессов.
Методика пед. исследований-совокупность методов, которые применяются в конкретном исследовании.
Теоретические методы:
А) работа с литературой
Б) операции мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация.
В) моделирование
Эмпирические м-ы ( практические): наблюдение, экспиримент, методы опроса, анализ пед. документации, анализ продуктов деятельности.
17.Педагогический эксперимент и его разновидности. Этапы педагогического эксперимента.
Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. (И.П. Подласый)
Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н. Скаткин).
В зависимости от цели, которую преследуют эксперимент, различают:
1)констатирующий, при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы;