Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2014 в 13:57, шпаргалка
Зарождение воспитания и школы в первобытном обществе.
Воспитание возникло на заре человеческой истории, около 40 тыс. лет назад. Начало становления воспитания как общественного явления связано с усложнением деятельности по передаче подрастающим покалениям накопленного социального опыта. Эта передача реализовывалась на практике как подготовка молодежи ко взрослой жизни. Еще в доклассовом обществе воспитание стало объективной потребностью общества и важнейшей предпосылкой его развития. В процессе дальнейшего развития социально-экономических отношений усложнялось и воспитание.
Форм воспитательной работы существует огромное множество.
Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:
Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.
Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:
Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:
Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.
Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.
В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации.
Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.
42.Пути и средства формирования научного мировоззрения обучающихся
43.Гражданская культура личности. Пути и средства формирования гражданских качеств обучающихся
Гражданская культура — интегративное качество личности, характеризующее степень овладения ею общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа и идеологией белорусского государства, сформирован-ности готовности личности к исполнению гражданского долга Основу гражданской культуры личности составляет ее гражданственность. Гражданственность может рассматриваться (по А. В. Беляеву) в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом, педагогическом, социально-педагогическом аспектах.
Социально-правовой
аспект гражданственности
Достаточный уровень развития демократического сознания, принятия гражданами демократических ценностей, опыта демократических отношений, готовности к активному участию в управлении государством, к укреплению социальной стабильности. Служит характеристикой степени цивилизованности государства, общества, определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства, власти с институтами гражданского общества, с отдельными гражданами
Морально-этический
аспект гражданственности
Уровень нравственной культуры общества, нравственный императив, оценивающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, гуманность, милосердие
Социально-психологический аспект гражданственности
Чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость.
Социально-педагогический аспект гражданстве! шости
Понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированное™ эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности
Педагогический аспект гражданственности
Интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами. Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них — патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, политическая, правовая и нравственная культура; достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, к социальному и профессиональному самоопределению, культура межнационального общения и другие.
Воспитанию политической культуры способствуют следующие условия: ознакомление учащихся с основами политических знаний; изучение истории белорусского народа и народов других стран на уроках обществоведческого цикла или в ходе спецкурсов; формирование умений жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму; проведение информационных часов, работа информационно-пропагандистких групп в учреждениях образования; включение школьников в социально значимую деятельность с учетом индивидуальных особенностей; педагогическая поддержка социальных инициатив учащихся.
44.Сущность процесса формирования нравственной культуры личности
45.Цели и средства эстетического воспитания личности
46.Формирование экологической культуры и здорового образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, программа направлена на сбережение здоровья всех участников образовательного процесса, включая педагогов.
Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
· сформировать представление об основах экологической культуры на примерах экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
· формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
· сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
· научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
· научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
· сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
· сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
· дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
· дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
· обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
· сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
· сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
· сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
· сформировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных ситуациях.
Для активного развития здоровьесберегающей среды в школе намечено решение следующих задач:
- усиление контроля за медицинским обслуживанием участников педагогического процесса;
- создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению учащихся к здоровому образу жизни;
- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
- четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
- привлечение внеурочной работы к формированию экологической культуры и здорового образа жизни;
- развитие психолого-медико-
- посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике;
- расширение организации спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу, широкое привлечение родителей и партнеров школы к различным формам оздоровительной работы.
47.Экономические установки, идеи и взгляды как часть научного мировоззрения обучающихся
Мировоззрение
– это система взглядов на объективный
мир и место в нем человека, на отношение
человека к окружающей его действительности
и самому себе, а также сложившиеся на
основе этих взглядов убеждения, идеалы,
принципы познания и деятельности, ценностные
ориентации. И действительно, человек
не существует иначе, как в определенном
отношении к другим людям, семье, коллективу,
нации, в определенном отношении природе,
к миру вообще. Это отношение упирается
в самый существенный вопрос: «Что такое
мир?».
Научное мировоззрение опирается на научную
картину мира, на выводы и обобщения, сделанные
путем научного анализа и теоретического
осознания причинно-следственных связей,
которые характеризуют развитие природных
и общественных явлений. Научное мировоззрение
создает основу для правильного предвидения
возможностей развития того или иного
явления, процесса, события. Ведущую роль
в формировании научного мировоззрения
должна играть школа. Научное мировоззрение
является целью и результатом воспитания
в школе. Основные задачи работы школы
по формированию научного мировоззрения:
1) добиваться научно-материалистического
понимания закономерностей развития природы,
общества и сознания людей; 2) убеждать
учащихся в материальности мира и познаваемости
его закономерностей; в решающей роли
человека в развитии производительных
сил общества, в преобразующей роли сознания
человека; 3) вырабатывать у школьников
стремления, мотивы и умения совершать
поступки в соответствии с научным мировоззрением
путем участия в созидательной, трудовой
и общественной деятельности; 4) научить
школьников оценивать явления природы,
общества с научных позиций, активно выступать
против антинаучных взглядов, некоторых
пережитков прошлого в сознании людей
и др. Научное мировоззрение формируется:
а) на всех учебных занятиях; б) во время
общения и взаимодействия; в) в процессе
разнообразной деятельности школьников;
г) во внеклассной и внешкольной работе;
д) под воздействием СМИ, телевидения,
радио; е) в процессе самообразования и
самовоспитания и др. Хотя формирование
научного мировоззрения осуществляется
на всех этапах школьного обучения и воспитания,
тем не менее нельзя сказать, что к окончанию
школы все ее выпускники имеют достаточно
устойчивые взгляды и убеждения. Причины
тут разные. Во-первых, немало учащихся
завершает школьное образование со слабыми
знаниями. Во-вторых, школа не в состоянии
обеспечить выработку у учащихся достаточного
жизненного опыта, без чего невозможно
сформировать устойчивые взгляды и убеждения.
Но при надлежащей организации учебно-воспитательной
работы она закладывает интеллектуальные
и эмоционально-чувственные основы научного
мировоззрения и создает предпосылки
для его дальнейшего развития и укрепления.
Научное мировоззрение позволяет человеку
правильно воспринимать и осмысливать
факты и явления окружающего мира, давать
им правильную научную оценку.
48.Самовоспитание в структуре процесса
формирования личности