Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 15:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на 13 вопросов по дисциплине "Педагогика".
9. возрождение и развитие образования в московской руси (14-17 в)
В этот период на Руси господствовало монголо-татарсоке иго (1237-1480). Произош.упадок культуры и образования. Основной институт обр-я- семья. Татары не посягали на веру – большинство монастырей были сохранены, в них сохр.элементы культуры. Образ.в Новгороде активно развивалось, появ.элементы светск.обр-я: демократ., без вмешательства церкви. Появились училища, еретич.секты. После Ига началось возрождение – возобн.тогровли, ремесел, появ.образов.люди. Появ.книги для чтения – печ.и рукописные. Появ. мастера грамоты -свящ., кот. за плату давали элементарные знания, основы делопризводства. Стали использ.упрощённый алфавит – образование пошло в массы. Этот алф.сохран. до 18 века. Со второй половины 14 века появилось черное монашество. Цель воспитания: личное нравственное, самостоятельность каждого послугника. Методы: саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование. В монашестве воспит.носило комплексний характер - трудовое, умственное, культурное, духовное, нравственное. Школы развивались в рамках церкви. К 16 в. Не было ни одной школы, дававшей высшее образование. Появились пед.сборники, например «Пчела», в кот. были статьи о воспитании детей. «Домострой» - древне-рус.свд правил поведения в жизни, в обществе, в быту. 1часть – духовное стронеие (почит.веры), 2 часть – мирское строение (семейное воспитание, роли м.(глава)и ж.(помошник)). 3 часть – домовой строй (ведение хозяйства). На Украине и в Беларуси появ.братские школы. Они отвечали интересам православной церкви. В них была классно-урочная система обучения (коллектив); Светское образование; чаще всего бесплатное; хорошая организ.обеспеч.учителями. Школы и родители заключали договор (сроки и содерж.обр-я, варианты помощи школе). Элемент самоуправления – ректор и учителя. Образование сословное. Содержание – греч.и латынь, славянкий + 7 свобод искусств (). 1632 – на основе одной из братских школ Пётр Могила открыл первое высшее учебное заведение- Киево-Могилевская академия. Курс обучения – 12 лет, Модел обучения – диспут. 60е годы 17 века – школа в Спасо-Преображ.монастыре, открыт. Симеоном Полоцким. 1681 – школа при печатном дворе: подготовка духовных лиц – дипломатов, учителей, обучение греч. и латыни + 7 искусств. 1687 – братьсями Лихудами открыта Славяно-Греко-Латинская академия. Изучали семь искусств, богословие, элемент. медико-хурургич.дела. Начало – подготовительный курс (рус.шк), затем школа греч.книжного писания. Учеников набирали сами братья. Срок обучения на каждом курсе был разным в зависимости от успеваемости. Основной метод – диспут. 2 раза в году – два публичных диспута (замена экзаменам). Был свой театр. Учились только мужчины. Известн.выпускник – Ломоносов. Стерты границы меджу средним и высшим образованием. Епифаний Слованецкий «Гражданство обычаев детских»: ответственность за результаты обучения возлагаются на учителей (написано в виде вопросов-ответов). После церковного раскола в 17 в. появилось 3 тчз на образование: 1) Аваакум (рус.чел-ку необходимо вернуться к старым традициям, религиозность, изучение богословных наук). 2) Симеон Полоцкий (России необходимо смотреть на запад и учиться естественным наукам) 3) византийское образование ( оставить как всё было). Крестьяне были самым малообразованным сословием.
12. образование в России в первой половине 18 в. Реформы Петра Великого.
18 век занимает особое положение в истории рус.образ. В этом веке была создана светская школа, сделана попытка организовать госуд.сис-у образования. Выделяют 4 периода: 1) первая четверть 18 века – создание светких школ, дававших начальные практические знания, необходимые для реформ разных сторон жизни общества. Создание АН, униерситета и гимназий при ней. 2) 1730-е – 1765 - возниконовение сословных дворянских уч.заведений, формирование системы дворянского образ-я, борьба Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета. 3) 1766 – 1782 – развитие просветительских пед.идей, возраст.роль МУ, осознание необход.госуд.системы народного образования, реформы учебных заведений. 4) школьная реформа 1782- 1786 – первая попытка создания гос.сис-ы народного образования. Для этого века большой вклад в развитие образования внес П.П.Цели реформ П.П заключались в следующем: 1) создание государственных гражданских школ, где готовили специалистов, необходимых государству. 2) развитие реального образования 3) вводит гражданский (упрощённый) алфавит 4) светский характер образования 5) период государственной педагогики 6) попытка сформировать систему образования: начальная ступень, техническое + специальное. 7) разнообразное содержание образования 8) увлекающаяся натура – каждая школа отображает интересы П.П. на тот или иной период. МОСКОВСКАЯ ШКОЛА математических и навигационных наук: - первая реальная школа в мире – 1701. Выпускала моряков, инженеров, землемеров, артиллеристов, препод.математики. Обучались мальчики 12-20 лет. Поступление – добровольное. Жестокая дисциплина. Три ступнеи, 9-10 часов в день. Образование приравнивалось военной службе. Универсальное образование. МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ 1715 г. – в С.-П. военное учебное заведение, соединение теории и практики. 1712 – инженерные и артиллирейские школы, в них обуч.дети дворян, по 150 чел-к. 1707 – ХИРУРГИЧЕСКАЯ ШКОЛА – подготовка военных врачей, обуч. 50 чел-к, в течении 5 лет. В Екатеринбурге открывались горные училища (при участии Татищева) – сочетание проф.подготовки и общего образования. 1704 – разноязычная школа и гимназия. Создатель – Глюк. Подготовка переводчиков посольского приказа. Изуч.: фр, немец., латынь, арифм., танцы, верховн.езду. 50 человек. Просуществовала недолго, т.к. не было госуд.поддержки. 1714 – обязательное образоание для всех сословий кроме крестьян. Повсеместно открывались циферные, гарнизонные, адмиралтейские школы. 1721 – духовный регламент: подготовка детей духовенства возлагалась на архиерейские школы и духовные семинарии. Изучали: чтение, письмо, закон божий, арифметику. Системы образования не вышло, т.к. не было связи между элементами. Во всех заведениях – узкая специализация образования. Насильственный характер образования. П.П. подготовил открытие российской Академии Наук. 7 декабря 1724 – открытие. С 1726 АН приступила к занятиям. Основные идеи реформ: 1) теоретические знания должны быть связаны с жизнью, с пользой государству. 2) особое внимание уделялось математическим наукам 3) научная работа академиков должна сочетаться с учебной. 4) 1726-1733 – 38 педагогов, 7 из них – русские. 5) образование причислялось к государственной\военной службе. Заслуги П.П.: 1) образоание стало носить профессиональный характер 2) стал использоваться зарубежный опыт 3) сословный характер 4) «Юности честное зерцало».
1) история пед-ки и обр-ия как науч.деят-ть
Историю педагогики и образования нужно изучать потому что: 1)родителям и детям нужно вырастить полноценную всестронне развитую личность 2)обучть ребенка непереходящим ценностям, дабы он передал их будущему поколению. Изучение истории образования и педагогических учений – важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.. Главная задача науки – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции: а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования. Иными словами, в истории педагогики и образования педагогические явления прошлого анализируются в тесной взаимосвязи с генезисом культуры, науки, общественной мысли, и на этой основе выявляются тенденции развития этих явлений в будущем.
( не знаю вся ли это информация)
2)Происхождение воспитания.Древнее общество.Народная пед-ка славян
ВОСПИТАНИЕ — РЕЗУЛЬТАТ МНОГОФАКТОРНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ: 1) до 45-35 тыс. лет назад в праобщинах— собирателей и охотников начинается постепенный переход от первичных животнообразных форм деятельности к подлинному человеческому труду. Первые зачатки собственно трудовой, орудийной деятельности человека обнаруживаются в нижнем палеолите 2) улучшение условий труда и жилья(постоянниые стойбища и совершенствование изготовления орудий и т.д) приводят к росту рождаемости В условиях роста рождаемости в заботе старших о подрастающем поколении происходили качественные изменения: воспитание детей ста-новится коллективным делом, а передатчиками подрастающему поколению накопленных в сообществе традиций и опыта выступают представители старшего поколения. отсутствовали специальные приемы и организационные формы воспитания, а воспитание не отделялось от совместного труда. Тенденции, свидетельствующих о зарождении самых примитивных форм воспитания: а)полностью отсутствовал специально организованный процесс обучения и воспитания; б)воспитательное влияние осуществлялось как непосредственное и преимущественно спонтанное в)воздействие на ребенка окружающей его социальной среды. Воспитательные отношения с самого момента своего возникновения базировались на активности и самостоятельности подрастающего поколения. По мере становления общей хозяйственной деятельности и складывавшихся социальных связей происходило качественное преобразование доставшегося в наследство от животного мира инстинктивного механизма заботы родителей о потомстве и присущего потомству инстинкта подражания в социальный механизм наследования человеческого опыта. В общем, можно сделать вывод, что вместе с сознательной целенаправленной орудийно-трудовой деятельностью людей зарождается и воспитание как один из ее видов. Славяне: Факторы,влияющие на педагогику др славян: 1)природа. Природа
влияла непосредственно на каждого ребенка: учили его лес и трава, степь и река, птицы и животные. Мир живой природы открывал перед ним свои законы, вызывал радостные или печальные чувства, учил правилам поведения. Мягкость, размытость очертаний, отсутствие резких переходов в природе, скромность и даже робость тонов и красок — все это вызывает чувство невозмутимого покоя. Лес, степь, река — основные географические реалии, которые повлияли на быт, хозяйство, культуру и политический строй людей в Древней Руси. Река являлась даже воспитательницей, как бы подавая пример порядка и закономерности: восточноевропейские реки спокойны, размеренны. Река воспитывала у человека дух предприимчивости, развивала стремление к совместной, артельной деятельности, в которой важно было уметь взаимодействовать, общаться, учитывать характеры и интересы друг друга, обмениваться товаром, придерживаться определенного этикета. однообразие ландшафта, что предопределило основные виды занятий жителей различных мест. 2)История этноса наложила свой отпечаток и на его педагогическую культуру. В процессе переселения в новые природно-климатические условия изменялись быт, виды труда, появлялись новые занятия. Это означало необходимость развития у детей тех трудовых навыков, которые диктовались новыми обстоятельствами жизни (например, умения ухода за скотом в условиях более суровой При этом в педагогическую культуру проникали приемы, методы воспитания, используемые соседними коренными народами, приспособившимися ранее к данным условиям жизни.
3)религия. Языческие представления о мире сохранялись в памяти людей еще в XIX в. и проникали в систему воспитания: дети приобщались к старинным праздникам, утверждались в вере языческие персонажи, действия, заклинания. Желая предотвратить какие-то поступки детей, родители запугивали, их русалками, лешими и др. Пытаясь узнать свою судьбу, девочки подростки обращались к гаданиям и верили в них. Сохранялись и старинные обереги: вышивки на платье вокруг шеи и на подоле; (существовала система славянских богов,которым люди молились)
3.Воспитание в древнем мире.Спартанская и афинская с-мы
Что же представляет собой быт и воспитание спартанцев? Воспитательный процесс в Спарте начинался с самого рождения ребенка и, по сути, не зависел от воли отца, – «он приносил его в «лесху», (место для просмотра ребенка,где решалось убить его или нет.оценивалось здоровье).Когда ребенку исполнялось семь лет, он вместе с остальными детьми попадал в специальный отряд – «агелу», где дети жили и ели вместе Начальником «агелы» становился тот, кто оказывался понятливее других и более смелым в гимнастических упражнениях, что указывает на доминирующее влияние физического воспитания перед интеллектуально-эстетическим. Впрочем, как пишет Плутарх, «чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать». Воспитание девочек в Спарте мало отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте стояли физическая сила и выносливость девочек, ведь их готовили в матери будущих граждан-воинов. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже борьбе. Поскольку они должны были участвовать в религиозных торжествах, их учили пению и танцам.С возрастом воспитание молодых спартанцев становилось суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе, как правило, без одежды. Они не принимали теплых ванн и не умащались благовониями (за исключением нескольких дней в году). Спали они все вместе на постелях, сделанных из тростника, собранного собственными руками без помощи ножа. В этом возрасте к юношам «приставлялся еще другой воспитатель, «педоном», из числа лучших, достойнейших граждан, сами же они выбирали из каждой агелы всегда самого умного и смелого в так называемые «ирены»». «Иренами» назывались те, кто уже больше года вышел из детского возраста. Двадцатилетний ирен предводительствовал над своими подчиненными в тренировочных сражениях и распоряжался приготовлениями к обеду. Взрослые юноши должны были собирать дрова, подростки – овощи. Все, что они приносили, было ворованным, пишет Плутарх. Попадавшегося без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Перед самым концом обучения молодые спартанцы должны были пройти «криптию». Целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был начеку, дабы никто не мог его выследить и застать врасплох. Успешно отбыв криптию, юный спартанец мог быть допущен к участию в принятых в Спарте совместных трапезах мужчин – «фитидиях».Кроме военно-физической подготовки молодых спартанцев как будущих воинов значительное внимание уделялось их нравственному развитию и умению отличать дурное от хорошего – как будущих граждан. Заставляя детей подолгу молчать, их приучали давать меткие, глубокомысленные ответы. По мере возмужания и участия в военных мероприятиях воспитание молодых людей становилось уже не таким строгим – им позволяли ухаживать за своими волосами, украшать оружие и платье. Изнурительные военные упражнения делали излишними гимнастику и другую спортивную нагрузку, обязательную в более раннем возрасте. Воспитание спартанца не прекращалось с наступлением совершеннолетия и обрядом инициации, и продолжалось до зрелого возраста. «Никто не имел права жить так, как он хотел. Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не себе лично, но отечеству». Если им не давалось других приказаний, пишет Плутарх, они смотрели за детьми, учили их чему-либо полезному, или же сами учились от стариков. «заниматься ремеслами им было строго запрещено, копить же богатство, что сопряжено с массой труда и забот, им не было никакой надобности: богатству уже никто не завидовал и не обращал на него внимания. (...) Вместе с деньгами, – пишет Плутарх, – исчезли в Спарте, конечно, и всякие тяжбы. Ни корысти, ни бедности там не стало больше места, вместо них явилось равное распределение достатка, простота же жизни имела своим следствием беззаботность. Танцы, пиры, обеды, гимнастика, разговоры в народных собраниях поглощали все их время, когда они не были в походе».Те, кому не было еще тридцати лет, даже не ходили на рынок; продукты закупали их родственники и друзья. Большую же часть времени спартанцы проводили в гимнасиях и «лесхах», где они собирались для бесед друг с другом. «Ни о денежных, ни о торговых делах там никогда не шло речи, – главным предметом их разговора была похвала хорошему поступку и порицание – дурному; но и это было облечено в шутливую, веселую форму и, не оскорбляя никого, служило к исправлению других и наставляло их».афины воспитание гармонийной человека, основными качествами которого были духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Именно в Афинах возникла воззрение гармоничного развития лица вдруг цели воспитания. В афинских городах длительное место существовала традиция, впоследствии которой наизаслужениша особа удостаивался должности гимна-сиарха — руководителя школы дабы детей свободных граждан. в Афинах значительного развития приобрели разные ремесла и торговля. Высокого уровня достигли в Афинах архитектура, скульптура, живопись, художественная литература, история, география, математика, философские науки. Особенности экономического положения и политической жизни населения Афин нашли свое видображення в системе воспитания детей и молодежи. Афинская система воспитания, вдруг и спартанская, также осуществлялась в интересах рабовласникив, все была разнообразнее. До семи лет деть обоего пола воспитывались дома, в семьях. Потом мальчики поступали в школу, а девочки проводили все место в женской половине дома — гинекеи. Здесь их учили читать, писать, забавлять для музыкальных инструментах, а остов — работать рукоделием. После брака в положении девушек практически ничего не изменялось: они переходили из одной гинекеи в другую. Между тем мальчики добывали всемирный интеллектуальный розвиток, многоразлично совершенствуя культуру тела. Мальчики 7—14 лет учились в частных школах граматистив и кифаристив. Занятие проводили учителя, которых называли дидаскалами (от греческого болтовня «ди-даско» — учу). В школах граматистив учили писать, скандовать и считать.. Деть заучували назубок буквы впоследствии их названиями (альфа, бета, гамма все др.), после складывали их в составы, болтовня писали для навощенных дощечках палочкой (стилем). Считали для пальцах, камнях и рахивницях. В школах кифаристив (музыки) ученикам исключая элементарной грамоти предоставляли литературное образование и эстетичное воспитание. Учеба в школах граматистив и кифаристив осуществлялось враз аль последовательно — прежде в школе граматистив, а потим — кифаристив. Эти школы были частными и платными. В школе-палестре (школе борьбы) подростки 14—16 лет учились пятиборью (бежал, прыжки, борьба, бросание диска и копье), а также плаванию. С ними проводили беседы применительно политическим и моральным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре занимались наиболее известные граждане государства. Юноши 17—18 лет из семей самых зажиточных аристократов виховувалися в гимнасиях (гимназиях), где изучали философию, политику, литературу, дабы того, дабы подготовиться к участию в управлении государством и работать гимнастикой. Юноши 18—20 лет готовились к военной службе в группах ефебив, где продолжалось их военно-физическое воспитание. Они изучали оружие, морское дело, фортификацию, военные уставы, законы государства, принимали покровительство в общественных праздниках и театральных представлениях. В целом, таким способом в Афинах утверждалась воззрение (гармоничного развития личности, в котором все содержание направлялось для достижение физической и духовной совершенственности). Кроме того, самые способные юноши продолжали свое навчання еще почти 10 лет в академии основанная Сократом дабы подготовки философов и крупных политиков). Отметим, сколько общим дабы обеих воспитательных систем был класовий норов образования и воспитания и презрительное известие к физическому труду. Дети рабов не должны были проходить образование и учились наравне со взрослыми в труде. ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ДАВНЕЙ ГРЕЦИИ: Афинская система: Цель воспитания: разностороннее гармоническое развитие личности. Формы и содержание. в 0—7 г. — семейное воспитание; в 7—13 г. — музыкальная школа; общество грамматика (учеба грамоте и счету); общество кифариста (литературно-музи-чине воспитание); в 13—18 г. — гимназические школы: палестра (школа давнего пятиборья); гимнасия (риторика, гимнастика, мызыка); в 18—20 г. — ефебия.
Традиционные ценности полисного управления: единство, близость перед законом, верх смелый и безукоризненное служение родному городу. Спартанская система. Цель воспитания: действие мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов. Формы учебы и воспитания: в 0—7 г. — семейное воспитание; в 7—18 г. агеллы (военные отряды); в 18—20 г. — военная угождение (ефебия). Содержание учебы и воспитания: владения оружием, развитие силы и выносливости; элементарное учеба чтению и письму, развитие смекалки, умения виднеться мнения аргументовано и лаконично; эстетичное образование путем военные песни и танцы, развитие чувства красоты тела. Методы воспитания: принадлежащий приклад, соревнование, образование привычек, наказания, беседы.
4)зар-ие пед теории в древн.греции(демокрит сократ аристотель платон)
Сократ (469—399 прежде н.э.) — дитя ремесленника, стал идеологом громадный земельной аристократии. Отрицал знание мира и природи путем их недоступность человеческому уму, пытался довести, сколько особа должны понимать лишь самих себя и исправлять свою мораль. Это и было целью воспитания применительно мнению Сократа. Сократ — философ-трибун, вел беседы применительно вопросам морали для площадях, заставляв своих слушателей путем вопросов и ответов выдумывать «истину», Такой манера ведения бесед из слушателями стал именоваться сокративским, а со временем — эвристическим.Платон (427—347 прежде н.э.) — лучший древнегреческий философ, объективный идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, последователь Сократа. Образованиях «Государство», «Законы», «Протагор» накреслив намерение новой системы воспитания детей и молодежи в рабовласницький государстве. За его теорией, дети из 6-летнего возраста должны образовываться на «площадках» около храмов, где женщины-воспитательницы, призначени государством, развивают их с путем игр, сказок, песен, бесед и тому подобное. С 7 прежде 12 годов деть посещают государственную школу, где учатся читать, писать, считать, музыке и пению. Для детей 12—16 лет предлагается общество физического воспитания — палестра — с гимнастичними упражнениями. При этом неспособные дети отсеваются в лавки земледельцев и ремесленников. С 18 прежде 20 годов — ефебия — усилена вийськово-гимнастична подготовка. С 20 годов юноши, которые не обнаружили способностей к наукам, становились воинами. С 21 прежде ЗО лет те, которые остались, изучают такие науки, арифметику, геометрию, астрономию и музику. Они готовятся к выполнению важных государственных поручений. Лица в возрасте путем ЗО прежде 35 г. самые способные могут продолжать исправлять свое образование, дабы после останавливаться чиновниками государства. После 50 годов они освобождаются путем руководства государством и могут дальше самоусовершенствоваться. Воспитание женщин, В его государстве женщина должна быть не только женой, но и соратницей214. Платон верит, что женщина способна вместе с мужчиной принимать участие в создании общества, оч похоже на спарту.т.е женщина практич не в чем не уступает мужчине.Относительно воспитания рабов, то Платон рекомендует ставитись к ним сурово, не нежить, за все проступки их надо наказывать и не допускать сговора между ними. Следовательно, педагогическая система Платона была построена у интересах рабовладельцев, игнорировала интересы народа, не принимала к сведению воспитания рабов. Он с презрением относился к физическому труду, считаядети рабовладельцев работать не должны. Однако Платон выдвинул много интересных мыслей, в частности: физическое воспитание, расширение програми учебы, создания государственной системы воспитания, образование дабы взрослых и самоусовершенствования человека в движение жизни. Аристотель (384—322 прежде н.э.) — последователь Платона, философ и педагог, виновник научных трудов в отрасли философии, политики, этики, эстетики, природоведения. Он был воспитателем О. Македонского. Впервые вывел основные положения логики. В 335 г. учредил в Афинах философскую школу — Ликей. Цель воспитания — развить в человеке высшие качества души — умственную и волевую. Воспитание нуждаться исполняться государством, которое определяет цель, вопрос и содержание воспитания и учебы. Аристотель предлагает свою вековую периодизацию детей: до 7 лет; 7-14 зрелость); от До 21 года. Такая периодизация, применительно мнению Аристотеля, отвечает природе человека. До 7 годов дитя образовывается в семье, где родители должны закалять ребенка, воспитывать средствами игры, сказки, музыки, моральных бесед. От 7 прежде 14 годов деть должны были гостить государственные школы, в которых будут работать физичними упражнениями, учиться читать, оценивать и музыке. От 14 прежде 21 возраст подростки и юноши добывают в школах среднее образование, которое включает чтение, истории, философии, математики, астрономии, музыки. Такое содержание воспитания и образования Аристотель советовало предпочтительно детей мужского пола, а женщин программа учебы ограничивал. Платон и Аристотель придерживались мысли, что эстетичное, моральне образование является свидетельством гармонии, а реальны ее проявления выходит в грамматике, математике, астрономии спорте. Демократ (460—370 прежде н.э.) — древнегреческий философ-мате-риалист. Он создал атомистическую теорию, признавал знание мира. В своих трудах миллион внимания уделил проблемам воспитания. Де-мокрит отстаивал принципы природовидповидности, гармонийного развитию человека; большого значения предоставил трудовому образрованию детей и молодежи, моральным упражнениям в их поведении. Цель воспитания, применительно мнению Демокрита, — подготовить молодежь к реальнй жизни. Основным в воспитании считал овладение знаниями о природе.