Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 15:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 13 вопросов по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры педаг-ка (1).doc

— 462.00 Кб (Скачать файл)

 

16.Педагогическая мысль и школа в период Великой Франц.революции 18 века. Проекты Кондорсе и Лепелетье.

В 70—80-х годах XVIII века во Франции создалась революционная ситуация. В продолжение многих столетий феодалы и духовенство держали народ в темноте и невежестве. Еще в 1790 году 53% мужчин и 73% женщин во Франции были неграмотны. Вопросы школьного строительства на новых основах вызывали всеобщий интерес. На выдвигаемые в этой области проекты и предположения прямое воздействие оказывали идеи французских просветителей(Руссо в особенности)и французских материалистов(Гельвеций,Дидро). Представители прогрессивной тогда буржуазии выдвинули в период 1789—1794 годов ряд передовых идей в области народного образования. Однако они почти не были осуществлены. После контрреволюционного переворота 9термидора(27 июля 1794 г.),когда к власти пришла крупная реакционная буржуазия, утвердилась та система народного образования, которая отвечала ее интересам. Проект Кондорсе. Жан Антуан Кондорсе(1743—1794)был видным философом, экономистом, математиком,физиком,а также одним из руководителей партии жирондистов. Он представил свой проект в организованный Законодательным собранием Комитет общественного образования. Кондорсе провозгласил,что образование народа — это обязанность государства по отношению ко всем без исключения гражданам;обучение должно быть всеобщим и бесплатным на всех школьных ступенях,равным для молодежи обоего пола;преподавание религии должно быть отменено. Кондорсе предлагал школьную систему:

1)Первичная(начальная)школа с четырехлетним курсом. В нее обязаны поступать все мальчики и девочки без различия сословий и профессии родителей. Эти школы открываются во всех местах с населением в 400 человек. чтение,письмо,элементарные сведения по грамматике и арифметике,начатки геометрии,знакомство с сельским хозяйством и ремеслами,основы общественного строя и морали. 2)Школа второй ступени(вторичная)с трехлетним курсом. В нее поступают оканчивающие первичную школу. Вторичная школа открывается в каждом городе или округе,насчитывающем не менее4000жителей. Программа обучения:математика,естествознание,элементарные сведения по торговле,принципы морали и обществоведение. Каждая школа должна иметь библиотеку и кабинеты с моделями машин,с коллекциями по естествознанию,с набором ремесленных инструментов,приборы для метеорологических наблюдений.

3)Институты—учебные заведения с пятилетним курсом,где завершается среднее образование,профессиональную подготовку для непосредственного участия в жизни. Кондорсе предлагал открыть лишь 110 институтов на всю страну,т.е.этот вид образования оставался фактически недоступным для народа. 4)Лицеи—высшие учебные заведения(одиннадцать на всю Францию)—учреждаются взамен схоластических университетов,являвшихся оплотом феодальной реакции для избранных,для верхушки буржуазного общества.

Кондорсе выдвигал в своем проекте идею единой светской школы,в которой все школьные ступени взаимосвязаны друг с другом административно и программно,ибо институты управляют школами своего департамента,а лицеи—институтами своего округа. Всей же системой учебных заведений должен руководить Национальный институт наук и искусств—административный и исследовательский центр. Проект Кондорсе был в целом прогрессивен, но в ряде его положений отражены не интересы народа, а интересы восходящей буржуазии. Кондорсе ничего не предлагал для решения вопроса о материальном обеспечении учащихся, а в то время малоимущие родители не имели возможности учить детей и содержать их, не включая в трудовую жизнь. Вместо религии был введен курс буржуазной морали, который должен был закрепить основные нормы поведения в новом, буржуазном государстве.

Но в проекте: исключено изучение религии, отстаивается реальная школа, подчеркивается большое значение физико-математических наук, признано равенство мужчин и женщин в области образования. Проект Кондорсе был заслушан в Законодательном собрании, но не был там принят. Его передали в Конвент. 30 мая 1793 года Конвент принял декрет, в основу которого был положен проект Кондорсе. По этому декрету признавалась обязанность государства давать знания, необходимые всем гражданам в пределах начальной школы, но ничего не говорилось о бесплатности и обязательности обучения, о равенстве полов в правах на образование, о светском характере обучения. Начальные школы намечалось открывать в населенных пунктах с числом жителей от 400 до 1500. Таким образом, жирондисты сами отказались от многих прогрессивных идей проекта Кондорсе. Проект Лепелетье. Лепелетье,учитывая слабые стороны проекта Кондорсе,стремился в соответствии с желанием трудящихся сделать образование доступным народу. Луи Мишель Лепелетье(1760—1793)принадлежал к аристократической семье. После смерти Лепелетье составленный им проект был представлен братом в комиссию по подготовке нового закона об образовании,во главе которой стоял вождь якобинцев Робеспьер. выражено желание установить подлинную общедоступность школы и всемерно прийти на помощь «гражданам-пролетариям, единственное достояние которых заключается в труде». остро критиковал проект Кондорсе. В этом проекте,указывал Лепелетье,всеобщее начальное образование лишь декларировано,на самом же деле следует обеспечить возможность получить это образование малоимущей части населения. Лепелетье, горячий последователь французских просветителей, отстаивал решающую роль воспитания в деле создания нового человека. предлагал организовать дома национального воспитания, которые содержатся на средства государства,в них получают подготовку все дети:мальчики с5до12лет и девочкис5до11лет. Следуя за Руссо, Лепелетье считал, что помещенные в интернатах дети будут изолироваться от нежелательного влияния среды. «Дома» могут быть размещены в конфискованных дворянских замках и зданиях монастырей. Одним из источников для их содержания должен быть прогрессивный подоходный налог, тогда «дети бедных будут воспитываться за счет богатых». Кроме того, производительный труд самих детей будет дополнительным источником средств на содержание «домов». физическое воспитание детей гимнастическими упражнениями,физический труд на полях и в специальных мастерских. Обслуживающего персонала в «домах» не должно быть:делать все будут сами дети. Работа закаляет тело,укрепляет мышцы и  воспитывает«благоприятную привычку к труду». умственного образования:письмо,счет,элементы геометрии, мораль,общественное устройство(изучение«Декларации прав человека и гражданина»),рассказы из истории свободных народов и французской революции,основы сельского хозяйства и домоводства. мелкобуржуазной утопией. Лепелетье рассчитывал, что организация «домов национального воспитания» осуществит «революцию, кроткую и мирную», исправит пороки общественного неравенства путем воспитания бедноты на средства богачей, что было утопичным. И в то же время проект Лепелетье намечал пути решительной демократизации образования в интересах народа. 13августа1793года проект Лепелетье был принят, однако со следующей поправкой:помещать детей в«дома национального воспитания»не обязательно,наряду с«домами»следует открывать школы и для приходящих детей. Но это решение было отменено в октябре того же года. Не был решен практический вопрос о развертывании сети начальных школ.

 

17.Гумманистическая педагогическая система ИГ Песталоцци.

«Лингард и Гертруда» -худ.роман,о семье кузнеца и жены,они обуч-ли детей. «Как Гертруда учит деьтей своих детей». Мать-осн.воспитатель ребенка. Всестороннее,гармоническое развитие. Принцип природосообразности-в основе(Коменский,Демокрит). Песталоцци счит-л,что это развитие прир-х сил и задатков ребенка. Основ-к «разв-го» обуч-я-осн.цель-не накопление суммы знаний,а разв.чел-ка на их основе. Основ-к «элементарного образования». Осн.элементы для каждого аспекта:-умственное-число,форма,слово(освоить 1н десяток),-нравственное-любовь к матери,-физическое-простейшие физ.упражнения,-трудовое-прост-е труд-е умения(«азбука умений»). Связал умственное и трудовое обуч-е. По его мнению трудовое воспит-е – механическое,подготовка к буд.жизни,самообочпеч-е сегодня. Он основоположник методики начального обучения. Звукослагательный метод обучения чтению. Методика препод-я математики – палочки для счета,материал из жизни.

 

18.Школа в России в 1й пол.19века. Создание гос-й системы образования.

Отмена крепостного права, отеч. Война, восстание декабристов. Реформы Александра 1. 19 век связан с развитием промышленности,России требуется новый человек. Александр 1 организовал ведомство- министерство народного просвещения 1802 г. Координирует все образование. 1803 г – реформа образования. Александр 1 хочет подеить Россию на 6 учебных округов,с попечителем во главе. Универ- главное учебное заведение, статус не только образовательного учреждения, но и статус административного центра, координированного. Типы учебных заведений:1)уровень начального образования-приходские училища- первый год обучения. Основная цель–подготовка к поступлению в уездные училища,религиозное и элементарное начальное обучение. Содержится на деньги местной власти. Предметы:закон божий,чтение. 9часов в неделю учились. Учителя священники. 2)уездные училища-2года, углубленное образование15предметов. 2 учителя+1н учитель преподающий рисование. Светские педагоги,28часов в неделю. 3) Губернское училище или гимназия.–4года. Цели:подготовка к универу. Циклы предметов: гуманитарные(латинский,немецкий,французский,история,философия,география),изящные науки(словестность,теория поэзии,эстетика),математические(алгебра,геометрия,тригонометрия),естественные науки(естествознание,физика),практический цикл(теория коммерции,технология-труд),рисование.4)университет-юридический,медицинский,филосовский. Большие права,автономия-универ управляется выборным советом,должности деканов и ректоров выборнее из сотстава коллектива. Универы имели право создавать научное общество, издавать литературу. Цель-подготовка чиновников к государственной службе. Принципы: приемственность,бесплатность,доступность(формальные,нереальные). Плата увеличилась за обучение.5)закрытые элитарные уч зав- наиболее одаренные дети из всех сословий. 1808г. –Сперанский готовит проект,1810г царскосельский лицей,открытие 1811г.-начало деятельности,эт о высшее учебное заведение. Мальчики 10-12лет,6-7лет. Мальчики из знаменитых дворянских семей, здоровье,ум,нравственность.Пушкин,Пущин,Дельвик,Горчаков.До 1843г-286человек подготовлено, деятельность успешна. Принципы: индивидуальный подход, равенство всех над всеми, сотрудничество педагогов и учащихся 7-8часов в день, гуманитарный характер образования но читается курс физико-математических наук. Ришельевский лицей в Одессе.1803г–ярославское училище юридических наук или Демидовский лицей. Высшее учебное заведение, частное учебное заведение на деньги Демидова. 1811г –отход от либеральных реформ, положение устава универа ограничивается. Новшества:из курса гимназии исключаются дисциплины, которые изучаются в универе; вводится закон божий,уисиливается преподавание языков классических,исключаются практические науки. 1812г –отечественная война. 1817г новое министерсво-духовных дел,и народного просвещения(религия+школа). Ревизия универов- универ Казанский закрывают,за остальными 5 устанавливают надзор. Универы лишаются автономии, запрещается организовать кружки, студентам запрещают читать литературу за рамками программы,обыски. Дети крестьян не могли поступать в гимназию- 30е годы 1819г-плата за обучение в среденей школе. В начальных школах усиливается религиозное воспитание. Обязательный предмет-чтение священного писания. Из курса гимназии исключаются физико-математические науки,философия,эстетика. Время реакционных настроений. 1821г-тайное общество декабристов,вопросы просвещения:1)они приписывали Просвещению решающее значение,2)образование для народа требуют,3) патриотическое и народное образование,русский язык главный предмет,4)против надзора в образовании,против телесных наказаний. Белл-ланкастерская система обучения-взаимное обучение. Достоинство- массовость,недостаток-качество. 1825г- Император Николай 1(1825-55г). 1826г- комиссия по устройству учебных заведений.основной результат-об основании новой реформы;вера,закон,нравственность,обязанности.1828г-новый устав универа: уничтожается приемственность учебных заведений. Пропаганда- каждому сословию свое образование, возвращение телесных наказаний(битьё розгой).1835г-устав,деятельность по ограничению прав универов:запрещается создавать научные общества,полицейский надзор за студентами-единая форма для всех студентов,пенсия для преподов,женам вдовам пожизненное содержание. Реформы гимназии: 40% учебного времени- изучение классических языков, плата за обучение,телесные наказания.3типа гимназий:1) древние языки, не изучалась литература, а изучались церковные тексты, 2)естествознание,физика с теологическим толкованием,3)законоведение,не изучалась юрид.теория.

 

27.        пореформенные изменения системы образования в России (2я половина 19 века)

Падение крепостного права и либеральные  реформы  образования  вызвали серьёзные сдвиги в народном просвещении.  В  1860-90-е  годы  заметно  вырос уровень грамотности населения ( в среднем в 3 раза ), в городе  больше,  чем в деревне ( 2,5 раза ).  Согласно  данным  всеросийской  переписи  населения 1897 г., средний уровень грамотности в Российской империи  составлял  21,1%, среди мужчин – 29,3%, среди женщин  –  13,1%.  При  этом  высшее  и  среднее образование имели чуть более 1%  населения.  Таким  образом,  общий  уровень образованности в России до  второй  половины  XIX  в.  определяла  начальная школа.

В  60-е  годы  правительство  провело  реформы  в  сфере  просвещения. «Положение о начальных народных училищах»  1864г.  допускало,  в  частности, открытие начальных школ общественными организациями  (  органами  городского самоуправления и земствами на селе). Под влиянием общественности начальное образование получило значительный импульс к дальнейшему развитию. Наряду с церковно-приходскими школами  (учителей  для которых  готовили церковно-учительские школы, находившиеся в ведении Синода ),  начали действовать земские трёхгодичные школы (в  это время наиболее распространённый  тип начальной школы), преподавали в которых представители земской интеллигенции, как  правило, истинные подвижники, носители демократической культуры. Обучение в них  было поставлено лучше: кроме обычных для церковно-приходской школы предметов – письма, чтения, четырёх правил арифметики и закона божьего, здесь изучались география, природоведение, история.

Среднее образование одновременно с гуманитарными классическими гимназиями (число учащихся в которых выросло в 60-80-е годы почти в 3 раза) давали училища – с 1864 года  реальные (учебный план включал большой объём знаний по точным и естественным наукам) и с 1873 года коммерческие ( где изучались – бухгалтерия, товароведение и др). В  период реформ открылись женские гимназии, которых к 90-м годам насчитывалось около  200; для дочерей православного духовенства действовало около 60 епархиальных училищ. В период контрреформ знаменитый циркуляр «о кухаркиных  детях»  1887 года закрыл доступ к образованию неимущим слоям.

В предреформенную эпоху качественные изменения наметились в высшем образовании. В Одессе и Томске были открыты новые университеты. Либеральный университетский устав 1863 года, предоставивший этим учебным заведениям автономию, привёл не только к росту числа студентов (в 60-90-е годы почти  в 3 раза), но и к демократизации их состава, правда,  неравномерно (в 1897 году в Петербургском унивесситете доля детей дворян и чиновников  составила около 2/3, а в Харьковском – менее 40%). В университетах страны стали сосредоточиваться лучшие научные кадры (А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев и др.), оживилась научная работа и повысился образовательный уровень выпускников. Появились первые ростки высшего женского образования  – высшие женские  курсы, готовившие врачей и учителей  в Петербурге, 1878 и др.).

Понимая недостатки существовавшей системы образования, представители передовой общественности способствовали становлению в России вне школьного образования: с 1859  года начали работать бесплатные воскресные школы, программа которых была шире, чем в казённых школах, и включала знакомство с основами физики, химии, естественной истории и др. Правительство также в ряде случаев выступало инициатором внешкольного образования. Так, начиная с 1871 года, проводились вызывавшие широкий интерес  народные чтения, в которых преобладала историческая, военная и религиозно-нравственная тематика.

В 70-90-е годы почти втрое возросло число периодических изданий на русском языке (до 1  тысячи наименований в 1900 году). Количество книжных лавок увеличилось в 6 раз (до 3 тысяч в конце 90-ых годов). В городах и сёлах росло число библиотек и читателей, открывавшихся общественными учреждениями и органами местного управления. В 1862 году была открыта первая Публичная библиотека  в  Москве (сейчас Российская Государственная  Библиотека).  Главная  роль  в  развитии культурно-просветительных  учреждений  принадлежала  интеллигенции,  в  том числе земской.

Система образования в России рубежа XIX-XX веков по-прежнему  включала три ступени:  начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1913 года, грамотные среди подданных Российской империи (за исключением  детей моложе 8 лет) составляли в среднем 38-39%.

В значительной мере развитие народного образования было связано с деятельностью  демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной. Так, в  1905  году  Министерство народного просвещения вынесло  проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на    рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона.

Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности  технического, образования. Количество студентов многих университетов заметно выросло – с 14 тысяч в середине 90-ых годов до 35.5 тысяч в 1907  году. Получили распространение  частные высшие учебные заведения. Университет Шанявского, работавший в  1908-18 годах на  средства  либерального  деятеля  народного  бразования  А.  Л. Шанявского (1837-1905) и давший высшее и среднее образование, сыграл  важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной  принадлежности и политических взглядов.

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых – рабочие курсы (например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были  такие выдающиеся учёные как И. М. Сеченов, В. И. Пичета и  др.), просветительские рабочие общества и народные  дома – своеобразные  клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой (Лиговский народный дом  графини  С. В. Паниной в Петербурге).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"