Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 13:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Развитие речи".
1.Естественнонаучные, психологические и лингвистические основы изучения детской речи.
Методологические основы – учение о взаимосвязи языка и мышления
производственная ДТь людей
необходимость обмена совместными действиями и мыслями
Мышление как одна из психических функций — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Язык – СПб выражения, обозначения мыслей
Речь – СПб формирования мысли с помощью языка
Естественно-научная (физиологическая) Павлов
связь двух сигнальных систем
основа: образуются временные связи в коре головного мозга. В результате воздействия на человека предмета и явления окружающей действительности слов их обозначающих
Психологическая основа – Леонтьев
речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка
речь имеет полифункциональный характер (выполняет несколько функций: коммуникативная, номинативная (слово – средство обозначения предмета), интеллектуальная) Все функции взаимосвязаны
речь является полиморфной Дтью (речь м.б. громкая, коммуникативная, м.б. громкая, но не выполняет роль коммуникативную, речь м.б. внутренней) Эти формы м. переходить друг в друга.
2 стороны речи: внешняя (звучащая), внутренняя (смысловая)
процесс развития речи не только количественный, но и качественных изменений.
Лингвистическая основа – учение о языке как знаковой системе
Соссюр рассматривал язык как универсальную знаковую систему, имеющую вследствие этого четко выраженную структуру. Знак представляет собой некое целое, являющееся результатом ассоциации означающего (акустического образа слова) и означаемого (понятия). Означающее и означаемое неотделимы друг от друга как две стороны бумажного листа (мысль - его лицевая сторона, а звук - оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную). Кроме того, язык носит коллективный характер и коммуникативен по своей природе. Отсюда и представление о коде как о совокупности правил или ограничений, обеспечивающих функционирование речевой деятельности естественного языка или любой знаковой системы, то есть коммуникацию.
учение о типах связных
2.Роль родного языка в развитии личности ребенка. Функциональные характеристики языка.
Сила родного языка как
Кроме знаковых элементов, в языке содержатся и внезнаковые элементы — фонемы (звук а ), просодемы. Вне языка они ничего не обозначают, но служат для конструирования языковых знаков; в лингвистике такие языковые единицы называют фигурами. Ребенок, обучающийся речи, должен запомнить (узнавать на слух и уметь артикулировать) все фигуры — фонемы и просодемы (силу голоса, высоту тона, темп речи, тембр голоса) родного языка, чтобы конструировать из них языковые знаки. Школьник, обучающийся письменной речи, должен научиться соотносить фонемы и просодемы своей устной речи с буквами и другими графическими знаками.
Смысл языковых знаков (морфем, слов, словосочетаний, предложений) — это их соответствие предметам, действиям, признакам, отношениям реального мира, которые они обозначают. Следовательно, понимать языковой знак — значит соотносить определенную морфему, слово и т. д. с конкретным явлением действительности. Например, слово книга понимают все говорящие на русском языке, потому что соотносят с ним определенную вещь; словоформу в книге (форму предложного падежа существительного) понимают все как ответ на вопросы где? в ч е м?.
Функциональные характеристики языка. Зимняя
3. Влияние среды на детскую речь. Педагогические требования к речи воспитателя.
Дети, овладевая словом, постоянно усваивают новые формы языка, знакомятся со структурой речи. Источником слов для детей являются взрослые, которые входят в их окружение, и с которыми ребёнок часто общается. Взрослый может повлиять на язык ребёнка, как в положительном смысле, так и в отрицательном. Он имеет самые большие возможности, для формирования языковой структуры ребёнка. Поэтому надо понимать, что от вашей речи зависит речь детей. Дети перенимают абсолютно все особенности и формы речи у людей, с которыми они общаются. Поэтому речь окружающих взрослых, имеет огромное влияние на детскую речь.
Требов к речи пед: 1содержат, точн, логичн высказываний 2лексич, орфоэпич правельн высказ, построен содерж речи3выразительность речи пед 4знание и соблюден правил речевого этикета
4.Вопросы развития речи детей в педагогической системе К.Д. Ушинского.«Учение о родном языке», «родное слово», «детский мир», «человек как предмет воспитания»Создал систему обучения родному языку. Положения:
Пед. концепция:
Цели преподавания родного языка:
развивать у
детей способность
Для реализации цели предлагал использовать наглядные материалы, упражнения –придумывание предлож.из данных слов, рассказывание по картинкам, сравнение предметов (общее, различия), чтение худ. Произв.
Цели достигаются одновременно, а не последовательно!
Предложил 2 вида обучения: 1. систематическое (методическое) с 7 лет в школе. обучения родному языку у мл. школьников. 2. подготовительный до 7 лет дома или в д/с в шк. вводятся уроки по 30 минут
5. Использование педагогического наследия К.Д. Ушинского в современной теории и практике развития речи детей дошкольного возраста. 1824-1870
Продолжением прогрессивных
К. Д. Ушинский называл родной язык «удивительным педагогом». К. Д. Ушинский обосновал необходимость целенаправленного руководства со стороны взрослых усвоением ребенком языка. Оно должно начаться до школы, ведь ребенок часто не может выразить свои мысли и чувства в верной языковой форме, ему нужна помощь педагога.
Ценным вкладом в дошкольную
педагогику являются взгляды К. Д. Ушинского
на необходимость «
В первоначальном обучении детей родному языку К. Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться одновременно.
К. Д. Ушинский сумел претворить в жизнь свои теоретические взгляды на роль художественного слова в воспитании детей, создав классические учебники «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). (В список литературы, рекомендуемой «Программой воспитания в детском саду» для чтения и рассказывания детям, включены его рассказы «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Утренние лучи».)
Итак, К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, что способствовало выделению развития речи в специальный раздел педагогики. Теоретические и практические положения великого педагога послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки.
Многие прогрессивные взгляды К. Д. Ушинского на первоначальное обучение родному языку были использованы в дальнейшем в русской и советской дошкольной педагогике, воплощены в практике дошкольного воспитания.
6. Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные. Е.И. Тихеевой. 1867-1944
обучение речи дошкольников
Принципы: народного воспитания
1937 – «Развитие речи дошкольника». Задача: развитие словаря ребенка
Задачи обучения:
Факторы развития речи:
речевая среда дает детям словесные формы и образцы для подражания
ведущие прц:
Виды занятий по обучению речи: 1. по словарю 2. по живому слову
10.Развития речи детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками (Е.И. Тихеева, М.И. Лисина).
Цели развития языка – развитие двух сторон языка по культуре речи: грамотность и целесообразность.
средства: 1. общение со взрослым 2. культура яз.среды 3. обучение 4. виды искусства 5. худ. литература
общение – взаимодействие двух или нескольких людей, направлены на согласование и объединения их усилий с целью налаживания отношений.
формы общения ребенка со взрослым:
ситуативно-личностное (0-1) Дть ребенка
– эмоциональное общение
ситуативно-деловое (1-3) Дть ребенка – предметная Дть Средства – вербальные средства, слова
ситуативно-познавательное (3-6) Дть ребенка – игра, продуктивные виды Дти Средства – речь
внеситуативно-личностное (5-7) Дть ребенка – Лное общение Средства – речь
Культура яз.среда (речевая среда)
Требование от педагога:
содержательность речи взрослого, последовательность и логичность играющих, точность высказываний, понятность и ясность речи, выразительность речи
Недостатки речи педагога: