Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 13:21, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Развитие речи".
Усложнение овладения этой стороной речи:
Арушанов выделяет направления в изучении грамат строя языка:
Дидакт игры с материалом. выбирая предмет, кот связ с их жизнью,он рассматривается и по его существу ведется беседа: дети рассматривают, сравнивают, описывают. все что будет ими воспринято (осмотрено, обнюхано, ощупано) отражается в слове. так заня облегчают слож проц анализирования детьми окружго матер мира и закрепл отделх явлй эт мира словом.
Игры-заня с игнрушками. в игрушках представлены в уменьш виде те же предметы жизнего окружения. Это позволяет ребенку пользоваться ими в игре соответственно ситуациям, в которых подлинные предметы фигурируют в жизни. Игрушки выдвигают многократные возможности для закреп как тех представл, кот дети опытным путем добыли в ж, так и обусловленных ими словесных форм. По мере разв детей, расшир круга их представлений и навыков речи содерже игр усложняется, число включенных в них персонажей и предметов увеличся. Актив речь детей проявлся все дополняя речь взр.
Игрушки эти подбираются по категориям. Люди: фигурки детей, рабочих, колхозников, солдат. Дидактически оборудованная кукла: мебель, платье, белье, обувь, посуда, предметы жизнго обихода. Жилища людей и их окружение. Строения разных типов. Срва передвижения. Живот домашние и дикие. Птицы домаш и дикие. Овощи, плоды, грибы. Орудия труда
В основу заняй по разв речи д б положены требования: дети д слышать обращенную к ним речь, д говорить сами.
Содержание и методы ведения игр: 1. номенклатура называн предметов, качв, действий, числовый, пространственх соотношений. 2. описание предмета 3. сравнение предметов(2-3) 4. составле и отгадывание загадок о предмете. 5. нахождение игрушки по стишку 6. составле фраз.
Упражнения по разв речи Для расширея лексикона мален детей испол опыт и наблюдя, нагляд образом знакомится с предметом, его сввами (как прдмет), его качми (особенности пред) Последовать: знакомство с предметом, образование представления, отражение его в слове.
Существует ряд спец методич
упраж речи, цель кот – расширение
лексикона и речев навыков.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношеиие, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.) 7 связанные с ними двигател средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тотальность детской речи; поза и двигател навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры — речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Звуковая сторона языка
У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. При движениях органов речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, а такие качества формируются постепенно. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе
Особенно важно чистое зпукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук — основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Что?
- формирование восприятия речи
- формир звукопроизношения
- формир выразительности
Этапы:
Программное содержание: задачи направлены на 1. восприятие 2. звукопроизношение 3. выразительность
Структура занятия: зан по звук культуре речи. 3 гр задач: 1. восприятие речи 2. звукопроизношение речи 3.выразит речи
Виды занй: дидакт игры с игрушками, рассказ – драматизация, рассказ вля с включ высказываний детей, игры с элементами движений.
стуктура занй в млад гр: особ место постанке звукв, обуч осушествлся на занях и вне их проводся 1 раз в месяц со всеми детьми. Виды: дидакт игры, драматиз – рассказ (в конце года)
Осн. приемы: вызывание звуков на основе подражания, показ артикулции звуков.
Учить произносить реб тот или иной звук (с игрушками и с опорой на роль педга)
Структура заняй в сред группе: обучение осушест на занятия и вне из 3 раза в месяц. приемы теже. Зад Вля: закрепить уже поставленные звуки
1 часть: подготовка органов
Структура заняй в ст и подг группе: проводиться фронтально и индивидуально: Ц- уч произносить смешен звуки, диференцирть их 1 раз в месяц
1ч – показ и объясне
напр, чте и пересказ коротких рассказов, рассказ по картинке.
4 ч – произнесение чисто
знания вагона в ряд тарахтят, тарахтят (громко, тише, ещё тише, шепотом)
20.Задачи, содержание работы
по воспитанию звуковой
П-я мл гр Воспитание ЗКР. Работа по обуч правил звукопроизношению всегда выделялась как вед линия разв речи детей. Работа над правил произнош гл зв, их дифференциации необх для формир четкой артикул зв родн яз. Произнош согл зв, твер и мягк готовит органы артикулго аппарата к произношю шипящих звук. Формиров произносит стороны речи (уточнение и закреп правил произнош зв родн яз, четкое артикулирование их в звукосочетх и в словах) осущестся на кажд зани в сочетании с решением других речевых задач.
Ср гр Воспит ЗКР. формире правил
звукопроизнош, разве фонематич воспр,
голосового аппарата, реч дыхания, уме
пользовся умеренным темпом речи, интонацми
средвми выразити. сформир и закрепить правил
произношение всех зв родн яз, свистящих
и сонорных звук, тверд и мягк. знакомят с терминами:
уточняют термин «звук», с кот они познакомились
в мл гр; «слово», «как слово звучит»;обучаются
умю находить слова, сход и разные по звучанию.
Дается поне, что звуки и слова произносятся
в определ последовательности. Особое
вниме уделяется интонационной выразити
речи, детей учат в инсценировках говорить
разными голосами и разными интонациями
(повествовательной, вопросительной,
Ст гр Воспит ЗКР. работа по усвоению и правил произнесению вс зв родн яз явлся дальнейшее совершение реч слуха, закрепние навыков четкой, правил, выразит речи. проводся различение свистящих, шипящих и сонорных звук, тверд и мягк - зв изолированных, в сл, во фразовой речи. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи исполся скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. приучают изменять громкость голоса, темп речи, в зависти от усл общения, от содержя высказния. Спец упр побуждают пользся вопросит, восклиц и повествоват интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.
Подг гр Воспит ЗКР. продолжся развитие звукго анализа сл (уме вычленять в сл или фразах опредные звуки, слоги и ударения). Ознакние с фонетической структур сл оказет серьезное влияние на воспит интереса к язык являм. Составе детьми загадок и рассказов о сл и зв является показателем их лингвистического мышля. Особая роль отводится разв интонацной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции широко использся скороговорки, чистоговорки, потешки. Развая чуво ритма и рифмы,готовим реб к восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность речи самого ребенка.
Задачи:
21. Причины неправильного звукопроизношения. Этапы обучения детей правильному звукопроизношению (М.М. Алексеева). Методика обследования звуковой стороны речи детей.