Шпаргалка по "Семейной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:53, шпаргалка

Краткое описание

1. Объект и предмет семейной пед как науки
2.Основные понятия науки семейная педагогика
3.Задачи семейной пед. как науки
4. методы семейной пед. (эмпирический уровень).
5. методы семейной пед. (теоретический уровень).

Вложенные файлы: 1 файл

семейная педагогика.doc

— 418.00 Кб (Скачать файл)

Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребенка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

Современные научные  исследования доказывают, что жизнь  и воспитание ребенка начинаются задолго до его рождения. Учеными  поднимается такая важная проблема, как влияние эмоций, стрессов на внутриутробное развитие ребенка. С точки зрения современной генетики и эмбриологии жизнь человека начинается не с рождения, а с момента зачатия. С середины 20 века в зарубежной педагогике интенсивными темпами развивается новая самостоятельная отрасль педагогических знаний – пренатальная педагогика. Ученые все чаще подчеркивают влияние различных факторов на развитие ребенка во внутриутробном периоде. Например, психика нежеланного ребенка травмируется еще до рождения. При длительных нервных состояниях матери образуется избыточное количество гормонов, отрицательно влияющих на формирование мозга ребенка. Работы американского врача и психолога С.Графа показали, что здоровье человека и его болезни почти фатально зависят от дородового периода жизни и момента родов. Психические травмы, полученные при родах, могут наложить отпечаток на всю последующую жизнь человека. На Западе существуют различные программы образования нерожденного ребенка. Семейная педагогика использует данные пренатальной педагогики в границах своего предмета.

Итак, очевиден вывод  о том, что многие науки изучают  те или иные характеристики современной  семьи, важные для семейной педагогики. Однако как ни глубоко проникают  указанные науки в различные аспекты семьи и семейного воспитания, ни одна из них всесторонне не раскрывает сущности и механизмов воспитания ребенка в семье в единстве его теоретических и методических основ. Эту сложнейшую проблему решает только семейная педагогика и переводит ее в область практического осуществления.

 

7. источники  семейной пед.

Как и все отрасли  педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая, вбирая в себя все ценное, созданное педагогической мыслью прошлых времен. Источниками семейной педагогики являются народная педагогика, памятники литературы и письменности, оставленные просветителями, выдающимися деятелями культуры Беларуси, труды известных педагогов прошлого, современные отечественные и зарубежные теории и опыт семейного воспитания, экспериментальное изучение семьи, дневниковые записи матерей и др.

 

 

 

 

8. Формы брака  в истории человеческого общества

Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержания непрерывности жизни.

Брак и семья возникли в разные исторические периоды и  прошли длительный путь развития.

На заре возникновения  человечества брак и семья не были известны людям. Браку и семье предшествовало неупорядоченное общение полов – промискуитет. Первым важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной был эндогамный запрет, запрещающий раз и навсегда общение между предками и потомками. Со средней ступени дикости до самого ее конца вводится экзогамный запрет – запрещающий половые связи внутри одного рода, требующий вступать в половые отношения (брак) только с членами другого рода. Таким образом на смену промискуитету пришел брак между группами.

Первой формой брака  был групповой брак. Круг половых партнеров ограничивался рамками определенной группы. По сути – это совокупность индивидуальных браков. Вступление в половые отношения лиц, принадлежащих к разным родам, не давало им никаких прав друг на друга и не накладывало никаких обязанностей. Для группового брака характерна полигамия (в форме полигинии и полиандрии). Миллионы людей на Арабском Востоке, во многих азиатских и африканских государствах верны полигамным формам брака.

Следующей ступенью социализации половых отношений и социализации брачных отношений является. Такой брак накладывал на индивидов определенные обязанности, давал определенные права в сфере половой жизни. Вместе с тем, брачные узы могли быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежали только матери и воспитывались ее родом.

В дальнейшем муж постепенно становится кормильцем своих детей, возникает экономическая ячейка – парная семья. В зрелом классовом обществе вместе с возникновением частной собственности возникает новая форма семьи - моногамная (единобрачная). Обязанности по содержанию детей полностью ложатся на семью. Возникает экономическая ячейка, состоящая из мужа, жены и детей.

 

 

9. Формы семьи  в истории челов. Общества

Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Триединое отношение «супружество-родительство-родство» конституирует семью.

Для каждого человека существует две семьи: та, из которой  он вышел, та, которую он создал и в которой живет сейчас. Каждая семья проходит определенные этапы своего развития и для каждого этапа характерны определенные семейные отношения, функции родителей и детей.

Исторически первой формой моногамии является патриархальная семья – это большая семья, которая управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, которые вели совместное хозяйство. Здесь существует жесткая зависимость жены от мужа, детей от родителей. В патриархальной семье в отношениях между родителями и детьми господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания.

В индустриальном обществе происходит трансформация брака  и семьи. Брак носит все более  эгалитарный характер, господство мужчины  подрывается. Женщина принимает  активное участие в производстве, домашнем хозяйстве, воспитании детей.

Моногамия оказалась  устойчивой формой семьи, которая сохранилась  до настоящего времени. Основным типом  семьи в настоящее время является простая нуклеарная семья (супружеская), в состав которой входят супруги и дети. Такая семья чаще основывается на партнерстве супругов, более или менее равноправных отношениях между ними.

Сегодня институт семьи  подвергается критике. В мире осуществляется поиск альтернативных форм семейной жизни, новых форм объединений. Но пока серьезной альтернативы семье нет.

 

12. Социально-психологическая характеристика современной семьи в Республике Беларусь.

Современная семья в  Республике Беларусь переживает не лучшие времена, все заметнее проявляется кризис семьи, признаками которого выступают падение социального престижа и авторитета семьи: разрушение семейных традиций; увеличение числа разводов, конфликтных семей, повторных браков, однодетность; появление большого числа семей, находящихся в бедственном положении; рост числа детей-сирот при живых родителях, беспризорных детей; появление в семье насилия и жестокого обращения с женой (мужем), детьми, стариками; проявление отчужденности между родителями и детьми, детская и подростковая преступность; значительное ослабление, а нередко полное отсутствие мужского влияния на формирование личности ребенка; потеря семейных связей; увеличение числа детей с отклоняющимся поведением и др.

Изменение общественных отношений коснулись современной  семьи:

  • появление фиктивных браков, браков но расчету, альтернативных (нерегистрируемых) браков;
  • браки в значительной степени «постарели»;
  • членов брачного союза часто отличает разновозрастность;
  • основу брака стал составлять брачный контракт;
  • снижение у населения потребности в детях;
  • ослабление воспитательного потенциала семьи;
  • переход к детоцентрическому и постсовременному типу семьи, основанной на индивидуальности и независимости каждого члена семьи;
  • возвращение традиции благословления брака церковью;
  • забота современных родителей о качественном образовании детей.

Институт семьи в  нашей стране пострадал в результате специфических обстоятельств нашей  истории, издержек тоталитарной утопической  идеологии, комплекса мер против семьи, удаления женщин из семьи и  вовлечение в производство, из-за попытки  заменить семейное воспитание общественным. К кризисным явлениям в семье привели также кризис в экономике, политике, социальной жизни страны.

 

13 Функции семьи  в современном обществе

Семья - специфический  социальный институт, в котором переплетаются  интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции (от лат. functio - действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

Каждая семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.

Функция продолжения рода (репродуктивная) - это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать. В настоящее время главной социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность» входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими, как арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность.

Одна из предпосылок существования нормальной семьи – ее экономическая общность. Семейная экономика требует планирования, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности.

Регулятивная  функция семьи с контролем и реализацией власти. В большинстве современных семей складываются эгалитарные (равноправные) отношения, когда власть равномерно распределяется между супругами, а, следовательно, решения принимаются коллегиально. Постепенное выравнивание положения супругов, их прав и обязанностей – основная социально-психологическая тенденция в современной семье. Тем не менее, необходим руководитель, который организует всю деятельность семьи и берет на себя функции управления. Традиционно такого руководителя называют главой семьи. В патриархальных семьях обычно в таком качестве выступал старший мужчина семьи, ему принадлежало последнее слово при решении домашних проблем. По сравнению с прошлым во многом изменилась сама роль главы семьи. Главенство сегодня выражается не в проявлении власти над членами семьи, как это было раньше, не в распоряжении ими, а в организации жизни семьи, В устройстве ее быта. Ученые считают, что в условиях современного функционирования семьи речь может идти не о главенстве, а скорее о лидерстве при осуществлении тех или иных планов семейного благоустройства.

Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучение уровня «социального самочувствия» показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие перспектив.

Коммуникативная функция. Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких и любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Уверенность в нравственно-психологической помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение человека. Оптимистический настрой в семье, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, помогают преодолеть невзгоды и неудачи.

Для поддержания здоровья и работоспособности  организма, восстановления сил необходимы рациональный режим жизни, полноценное удовлетворение жизненных потребностей, занятия физической культурой и т.д. Здесь прослеживается прямая зависимость восстановительной функции семьи от налаженности домашнего хозяйства, быта. Не последнюю скрипку играют уют, тепло домашнего очага, которые создаются и его внешним оформлением, удобством, и вниманием, заботой всех членов семьи друг о друге. Если это удалось сделать общими усилиями взрослых и детей, то семья становится настоящим психологическим убежищем.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейной педагогике"