Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:53, шпаргалка
1. Объект и предмет семейной пед как науки
2.Основные понятия науки семейная педагогика
3.Задачи семейной пед. как науки
4. методы семейной пед. (эмпирический уровень).
5. методы семейной пед. (теоретический уровень).
Негативное
1. Соперничество детей может приводить к нарушениям взаимоотношений между ними, к развитию зависти, злорадства, агрессии, амбшдий. Факты и примеры жизни показывают: соперничество детей приводит к тому, что, став взрослыми и создав свои собственные семьи, братья и сестры не испытывают друг к другу родственных чувств.
39. характеристика традиционной бел семьи
Каждый народ имеет характерную систему воспитания, педагогическую культуру.
У белорусов сложилась
своя воспитательная система, на которую
оказали влияние природно-
Духовное формирование личности ребенка-белоруса происходило естественно, путем присвоения общественно-исторического опыта народа в процессе практической деятельности и усвоения норм социально-нравственных отношений между людьми. Концепция белорусской народно-семейной педагогики зафиксирована в устном народном творчестве, традициях, обычаях, культуре народа.
Ведущими идеями народной педагогики было воспитание в гармонии с природой, окружающим миром, гуманизм и культуросообразность. Цель воспитания видится в подготовке ребенка к нелегкой жизни, формировании у него прежде всего трудолюбия и нравственно-духовных качеств.
Ядром всей воспитательной системы педагогики белорусов является понятие добра, которое имеет расширительный смысл и является главной воспитательной парадигмой.
Характерные особенности внутрисемейных отношений у белорусов заключаются в беспрекословности авторитета бабушек и дедушек как родоначальников, хранителей семейных традиций; подчинении членов семьи отцу как главному и полновластному хозяину, добытчику; достаточно высоком общественном и социально-экономическом положении женщины; совместности постоянной трудовой деятельности родителей и детей; наличии доброжелательных и милосердных отношений к детям.
Как отмечают исследователи истории, этнографии, фольклора белорусского народа, самыми характерными моральными качествами белорусов были добросовестность, трудолюбие, добродушие, уважительность, чуткость, доброта по отношению к людям.
В этнопедагогической культуре белорусов отчетливо выступают такие средства воспитания, как природа, игра, труд, слово, быт, обычаи, традиции, устное народное творчество, религия. Труд был главным средством воспитания в семье. С его помощью у детей формировались не только трудовые умения и навыки, но и важнейшие общечеловеческие моральные качества: трудолюбие, добросовестность, уважение к людям труда, родителям, любовь к отчему дому, земле.
Духовно-нравственные силы белорусского народа являются показателями высоких воспитательных возможностей семейно-народной педагогики. Современная педагогическая наука и практика могут значительно обогатиться, обращаясь к мудрости бабушек, доискиваясь до корней педагогической интуиции народа.
40-43. Использование традиций народной педагогики белорусов в воспитании детей
Педагогический гений народа безграничен и бесценен, ...воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества" [177, 54]. Прогрессивные традиции семейного воспитания в белорусском народе зарождались и бытовыми под воздействием народной педагогики, которая основана на философии мировоззрения народа. Народная мудрость белорусов о семейном воспитании содержится в пословицах и поговорках, сказках и загадках, колыбельных песнях и забавах, считалках и потешках, легендах и мифах, песнях и танцах, приговорках (прибаутках) и шутках, играх и праздниках, обычаях и преданиях, ритуалах и традициях. "Традиция (лат. {гаёШо передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д." .
радиции
народной семейной педагогики белорусов,
которые осно-аются на таких основополагающих
принципах, как природосообраз-
На современном этапе возрождения этнопедагогики традиции семейной педагогики белорусов: 1) выступают в качестве своеобразного переходного звена между прошлым и современным, которое обеспечивает преемственность и дальнейшее развитие культуры народа; 2) функционируют на определенной территории, т. е. являются региональными; 3) передаются посредством воспитания, обучения и социализации, которые осуществляются в семье и региональной общности; 4) порождают правила и нормы, которых придерживаются родители и дети как жители деревни, поселка, городка и как члены семьи.
Изучение исследований по народной педагогике XIX — нач. XX вв. (Л. Е. Богданович, И. Д. Горбачевский, М. В. Довнар-Запольский, М. Я. Никифоровский, П. В. Шейн), 70-90-х годов XX в. (Г. А. Барто-шевич, В. С. Болбас, И. И. Калачова, В. П. Канаш, А. П. Орлова, В. А. Салеев, Е. И. Сермяжко, С. В. Снапковская и др.) дает возможность сделать вывод о том, что народная педагогика: 1) является своеобразной сферой практической деятельности (в отличие от этнопедагогики как науки; термин "этнопедагогика" предложил в 70-е годы Г. Н. Волков) [42, 3]; б) построена на возобновлении и функционировании воспитательных традиций многих поколений; в) основана на стремлении воспитать человека с богатством общечеловеческих гуманистических качеств. Ядром всей воспитательной системы народной педагогики белорусов (как и большинства народов мира) является понятие добра, которое, как справедливо утверждает В. А. Салеев, затем расширилось и навсегда осталось главной воспитательной парадигмой — стремление к формированию, воспитанию совершенного человека с учетом региональных особенностей, многовековой национальной культуры — культуры этноса [141, 56-68].
На основе анализа исследований, этнографических, фольклорных, исторических сведений, изучения предметов материальной культуры, опыта возрождения традиций народной семейной педагогики в белорусских семьях, материалов опроса представителей старшего поколения и записей их воспоминаний, белорусских народных песен, легенд, пословиц, поговорок и т. п. нами выявлены воспитательные особенности внутрисемейных отношений, главные критерии воспитанности ребенка, задачи, средства и методы семейного воспитания, которые не потеряли своей актуальности сегодня и творчески используются родителями в практике семейного воспитания, особенно в сельской местности.
Внутрисемейные отношения — это отношения в семье между отцом и матерью, родителями и старшими членами семьи (дедушкой и бабушкой), родителями и родственниками, родителями и детьми, между самими детьми.
Заметно выделяются следующие особенности внутрисемейных отношений:
1. Беспрекословность авторитета бабушек
и дедушек как начинателей рода, старших
членов семьи, хранителей семейных традиций,
привычек, моральных норм и правил ("Паважай
старэйшых, бо сам стары будзеш", "Падсадз!
на печ дзядулю, 1 цябе уную
падсадзяць", "Старога чалавека пабранка
— двару папраука", "Што кажа стары
на глум —
бяры малады на вум"). Авторитет бабушки
и дедушки был обусловлен выполнением
ими большой и почетной роли в воспитании
детей с момента их рождения до взросления
(присутствие бабушки при родах, первое
купание и пеленание ребенка, формирование
его морально-эмоционального мира в младшем
возрасте, воспитание в повседневном
труде посредством овладения мужскими
и женскими ремеслами в подростковом возрасте
и, наконец, помощь в окончательном самостоятельном
трудовом и жизненном выборе в юношеском
возрасте) [62, 83].
2. Чувство взаимной ответственности за
материальное и моральное состояние семьи,
за воспитание детей со стороны и отца,
и матери, особенно за трудовое и моральное
("Умеу дзщя радзщь, умей 1 выву-
чыць", "Дзе у сямЧ лад, там 1 дзещ добра
гадуюцца", "У добрых баць- коу 1 дзещ добрыя").
Отец воспитывал у детей трудолюбие и
честность; у сыновей — ответственность,
самостоятельность, заботливость о чле-
нах семьи как будущих хозяев и работников;
у дочерей — честность, аккуратность,
рассудительность, вежливость, почтительность,
сердечность, деликатность, гостеприимность.
Особая роль в воспитании детей отводилась
матери ("Якая матка, такое й дзщятка",
"Не тая мащ, што нарадзша, а тая мащ,
што ускармша", "У каго матка, у таго
галоука гладка", "Дзеука маткаю красна",
"Без мащ \ сонца не грэе"). В основу
воспитания детей в белорусской семье
положено материнское (женское) начало
(традиционно у славянских народов защитницей
человека была матерь божья — богородица).
Испокон веков женщина-мать выполняла
не государственную, а семейную функцию,
которая была связана с "возведением"
фундамента в воспитании: дети в кратчайшее
время непри метно и непосредственно с помощью матери
осваивали родной язык, песни, сказки,
принципы и нормы морали своего этноса,
семейные традиции, обычаи и обряды, весь
уклад семейной жизни. Одним из заметных
действенных результатов материнского
воспитания было то, что дети с уважением
относились к матери на протяжении всей
жизни: как требовала вековая народная
традиция, "дети чтили мать, а младшие
члены семьи — хозяйку и вообще старших
женщин" (См.: Довнар-Запольский
М. В. Исследования и статьи. — Киев, 1909.
— Т. 1. — С. 273).
Главными критериями моральности, воспитанности ребенка как человека, личности, члена общины и общества в народной семейной педагогике считались:
— отношение (готовность) к труду, старательность, добросовестность, умелость ("Праца чалавека трымае 1 узбагачае", "Хто дзяцей для працы шкадуе, той сабе вяроуку гатуе", "Без працы не будзе дзецям шцаСЦя"); именно в труде народ видел корень моральности, а отношение к нему считал показателем воспитанности человека.
— любовь и уважение к матери и отцу, их языку и вере, к своим соседям и соотечественникам, к родному дому, земле-кормилице, краю, где родился, к своей Отчизне ("Дарагая тая хатка, дзе радзша мяне матка", "Хто мову 1 веру мяняу, той не толью сябе, а 1 маш прадавау", "У сва1м кра1, як у раГ, "Бацькоу не цурайся, а ад Радз1мы не адракайся");
. умение и готовность организовать свою будущую семейную
жизнь, моральная и практическая подготовка к ней как к самой сложной жизненной деятельности, которая связана с выполнением функций мужа, хозяина, отца, воспитателя, жены, хозяйки, матери, воспитательницы детей ("Спачатку хлеб зараб1, а потым жонку бяры", "Жопку бяры не на год, а на век", "Замуж выйсщ —трэба знащ: позна легчы, рана усташ", "Умеу дзщя радзщь, умей i выхаваць").
В соответствии с этими главными критериями воспитанности ребенка выделялись и три основные неделимые между собой задачи семейного воспитания, а именно воспитание: 1) прилежного, умелого и добросовестного труженика; 2) честного, верного и мужественного патриота родной земли, Отчизны, государства; 3) старательного, доброжелательного и рассудительного семьянина.
Для решения задач семейного воспитания использовались разнообразные средства и методы. Наиболее распространенными и эффективными средствами семейного воспитания были труд, игра, праздники и обряды [64, 9-11].
Следует отметить, что труд был главным средством воспитания детей в семье, с помощью которого у них формировались не только необходимые трудовые навыки и умения, но и важнейшие общечеловеческие моральные качества: трудолюбие, добросовестность, доброта, уважение к родителям и людям труда, любовь к отчему дому, земле, природе, родине. Исследования свидетельствуют, что с целью воспитания этих моральных качеств у будущих наследников представители шляхты в ХУ1-ХУШ вв. отдавали своих детей в крестьянские семьи (этот обычай назывался "дзядзькаваннем"). Особенностями трудового воспитания в семье были: 1) восприятие труда как естественной жизненной необходимости; 2) включение в труд в форме игры самых маленьких 5-6-летних детей; 3) разделение труда на мужской, которому обучал отец (пахать, сеять, косить, возить сено, снопы и солому с луга и поля, молотить, ухаживать за домашними животными, водить лошадей в ночное время, пилить, сечь и складывать дрова, изготавливать сани, телеги, колеса, помогать в постройке дома и пристроек в подворье) и женский, которому обучала мать (ухаживать за младшими сестрами и братьями, готовить пищу, стирать белье, шить, вязать, вышивать, засевать огород, гряды, полоть их, жать, ткать сукно и полотно); 4) овладение ремеслом, трудовыми навыками являлось основой благосостояния семьи; 5) осваивание детьми правил ведения сельскохозяйственных работ посредством характерных для белорусов праздников календарно-обрядового цикла; 6) выполнение большинства видов труда совместно с родителями и под их непосредственным наблюдением и руководством.