Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 12:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дошкольная педагогика".
41. Условия и средства трудового воспитания дошкольников Условия тр. восп-я: - создание эмоционально- - организация материальной
среды и трудового - учёт объёма нагрузки
при выполнении трудового - учёт инд-ых интересов,
склонностей р-ка к - включение восп-ля в труд детей на правах партнёра; - обеспечение нравственно- - формирование экономического образа мышления ч/з ознакомление с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость; - создание предпосылок
экономического восп-ия - разнообразие тр-ой деят-ти детей, гигиенич-ие требов-ия к организации тр. д-ти детей и тр. оборудованию; - методически правильное руководство. Направленное на одновременное решение задач обуч и восп-я. Средства тр. восп-ия: Собственная тр-я д-ть детей; обуч-ие тр-м навыкам и организации труда; озн-ие с тр. взрослых; организация тр-й д-ти; художественные ср-ва: худ. лит-ра, муз, изо искусство, диафильмы, видеофильмы, слайды. |
42. Происхождение игры и ее Еще в начале 20-го века среди ученых не было единого мнения в том, что первично в чел. обществе труд или игра. Многие высказывались что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположной точкой зрения выступил немецкий философ и психолог Вунд, который считал, что игра это дитя труда. Данная точка зрения получила развитие в деятельности Плеханова, что нашло отражение в его работе «Письма без адреса». Изучая историю происхождения искусства, он пришел к выводу, что игра, как и искусство, имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе. Труд предшествовал игре и определял ее содержание. Плеханов подчеркивал соц. характер игры и отмечал, что в жизни отдельного человека игра предшествует труду, т.к. она служит средством передачи культурных приобретений от одного поколения к другому. Впервые научное обоснование соц. характера игры было дано Ушинским в его работе «Человек как предмет воспитания». Эльконин на основе анализа этнографического материала, выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии сюжетно – ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества игры вообще не было. Дети очень рано начинали трудиться, с развитием общества и с усложнением орудий труда дети выполнять трудовые действия не могли, они подражали труду взрослых. Так орудия труда превратились в игрушки. Взрослые способствуют распространению детской игры. По мнению Эльконина, Леонтьева, Жуковской развитие игры в дошкольном детстве происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых , к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. |
43. Зарубежные теории игры. 1.Теория Шиллера – немецкий поэт и философ. Он отождествлял игру с искусством и считал, что игра, как и искусство, имеет общие корни и возникает тогда, когда удовлетворены жизненно важные, необходимые для существования человека примитивные потребности. А избыток сил он тратит на удовлетворение более высоких духовных потребностей, которые он находит в искусстве и игре. 2.Теория Спенсера - английский философ и социолог. Он продолжил теорию Шиллера и она получила название у него «Избыток сил». Он отождествлял игры высших животных с играми детей и считал избыток сил, который не находит в деятельности полезной, находит выражение в игровой. 3.Теории К.Гросса – немецкий психолог. Считал игру как подготовку к жизни, в основе игры лежат инстинкты, которые в ней проявляются и совершенствуются. 4.Теория Штерна – он назвал игру зарей серьезного инстинкта. Игра, по его мнению, это упражнение наследственных механизмов поведения. 5.Теория Стенли Хола – американский психолог. По его мнению, игра по своей форме и содержанию повторяет историю развития человеческого общества. 6.Теория З. Фрейда – по его мнению, в основе поведения человека лежат инстинкты. Это находит отражение и в его деятельности, в т.ч. и игровой. По мнению Фрейда, те тайные желания, которые ребенок не реализовал в реальной жизни, он реализует в игре. Такой же точки зрения придерживался и Адлер. |
44.Отечественные педагоги о Кроме того, что Ушинский дал научное обоснование соц. характеру игры, он большое значение придавал игровому обучению. Он придавал большое внимание как самостоятельным, так и совместным играм ребенка и их влияние на развитие. Лесгов рассматривал игру как упражнение для подготовки к жизни. Им разработан система подвижных игр. Тихеева считала игру как одну из форм организации пед. процесса и как средство воспитания. Ею разработана система дид. игр по развитию речи. Макаренко в своих лекциях о воспитании в разделе игра, выделил 3 вида руководства игрой: 1.Взрослый не интересуется игрой ребенка и не вникает в ее. 2.Много вмешивается, все показывает и рассказывает. 3.Главное количество игрушек. Он выделял требования к детской игре: 1.В игре должно развиваться творчество ребенка. 2.Учим детей в игре доводить начатое дело до конца, в соответствии с поставленной целью. 3.Учить ребенка видеть ценность игрушек и бережно относиться к ним. Усова выделила 2 вида отношений ребенка к игре: 1.Реальные (когда дети договариваются) 2.Ролевые (когда дети играют) Ею были определены ступени развития детской игры: 1-я ступень. Игры рядом – характерна для детей мл. дошк. возраста. 2-я ступень. Первые игровые объединения – характерна для детей ср. возр. 3-я ступень. Групповые игры – характерна для детей старшего возраста. |
45.Основные структурные элементы игры. Своеобразие игры как деятельности. В структурном отношении игра включает: 1.Мотив – то, что побуждает ребенка к игре. 2.Сюжет – это та сторона действительности, те действия, которые ребенок воспроизводит в игре. Основным средством реализации сюжета являются 3. игровые действия. Игровые действия ребёнок воспроизводит в соответствии с взятой на себя ролью. 4.Роль – игровая позиция ребенка, которую он реализует в соответствии с содержанием, зависит от сюжета. 5.Содержание – это то, что ребенок воспроизводит в качестве центрального, характерного момента деятельности. 6.Игровые правила – дают ответ во что играть и как играть. Своеобразие игры заключается в: 1.Свободе и самостоятельности ребенка в игре (сами выбирают игру, распределяют роли, определяют правила, содержание, подбирают партнера, свободно включаются и выходят из игры) 2.Творческий характер игры. 3.Эмоциональная насыщенность игры. |
46.Классификация игр в Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу. Первая классификация была предложена Ф.Фребелем по пед. назначению все игры делятся: сенсорные, моторные, умственные. Далее свою классификацию предложил Карл Гросс в основу которой положил инстинкты, и разделил игры на экспериментальные, специальные. Следующая классификация была предложена Ж. Пиаже в основу классификации положил возрастную периодизацию и выделил следующие виды игр: Игры – упражнения (до 1-го г.ж.); Символические игры (с 2-х до 4-х лет); Игры с правилами (с 4-х до 7-ми лет). Следующая классификация была предложена Лесгафтом в основу которой он положил идею о единстве физического и психического развития ребенка и выделил: имитационные (подражательные) и игры с правилами. Н.К.Крупская предложила: 1 – свободные, самостоятельные, творческие игры детей; 2- организованные игры с правилами. В дошкольной педагогике все игры делятся на 2 группы: 1.Творческие игры придумывают сами дети: сюжетно–ролевая игра, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные. 2. Игры с правилами разработаны взрослыми: дидактические игры, подвижные игры, народные игры. В настоящее время распространение получила классификация игр предложенная Новоселовой за основу которой она взяла признак – по чьей инициативе возникла игра: 1.Игры, возникшие по инициативе ребёнка включают в себя: - игра – экспериментирование; - самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные). 2.Игры, возникшие по инициативе взрослого: - Обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные); - Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карновальные, театрально-постановочные.) 3.Игры, возникшие по инициативе детей и взрослых – народные игры. |
47.Характеристика творческих К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет
свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Основное отличие режиссерских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников. Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания. В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы: 1.Дидактические подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолъно-печатные, словесные) 2.Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.). В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей. А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. В играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, это и определяет их воспитательное значение. Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих. Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождает стремление к самосовершенствованию. |
48.Сюжетно-ролевая игра как Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: 1.Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей, общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу). 2.Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. 3.Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном игре персонаже. Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях: - формирование игры как деятельности: предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. Приемы руководства условно можно разделить на традиционные и новые, исследованные в последние годы - использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива. |
49.Сущность режиссерских игр. Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Ребенок учится распоряжаться своими силами. Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное значение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно таким образом глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев режиссерской игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в сюжетно-ролевой игре. Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в раннем и младшем дошкольном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдаются и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками. В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры. Объединяются дети обычно по 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают необходимые игрушки, предметы, исполняют роли. В совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, режиссерские игры создают предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для их развития. Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания, наводящего вопроса. Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению. |
50.Характеристика Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями. Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа 1. освоение литературного текста, который будет драматизироваться; 2.этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.). 3. сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки. |
51.Характеристика строительно Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности. Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. Различаются следующие виды строительного материала: - специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы, конструкторы);
Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности - все это определяет творческий характер игр со строительным материалом. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения. Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования: 1.Конструирование по образцу - При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов. 2.Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой. 3.Конструирование по собственному замыслу - сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел. 4.Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет. 5.«Стройка по моделям» - вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия. Ребенку предлагается модель постройки, на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты. |
52.Виды и структура дидактичес Виды дидактических игр: 1.Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. - сюжетно-дидактические игры: дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин» и др. - Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения. 2. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение. 3.Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Структура дидактической игры: 1. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду, 2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её. 3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях. 4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением. . В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать: 1.Необходимо создавать условия для игр 2.Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей 3.В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. |
53. Предметно-развивающая среда. Особенности
организации предметно-игровой Разв-ая среда – это система материальных объектов деят-ти реб-ка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Предм-ая среда включает ряд базисных компонентов для физического, эстетического, познавательного и соц-ого развития детей. Требования к построению развивающей среды: - она должна быть современной, удобной для дет-й деят-ти; - обеспечивать достижение
нового уровня в развитии дет- - сочетать народные и новые необычные компоненты; - обладать вариативностью,
что обеспечивается - должна удовлетворять
потребностям актуального, ближайшего
и перспективного развития реб- Принципы построения РС в ДУ. 1. дистанции, позиции при взаимодействии; 2. активности; 3. стабильности – динамичности; 4. комплексирования и гибкого зонирования; 5. инд-ой комфортности и эмоц-ого благополучия каждого р-ка; 6. сочетания привычных и неожиданных элементов; 7. уважения к мнению р-ка; 8. учёта половых и возр-ых различий детей; Динамичности – статичности среды. Реализация принципов построения среды предполагает её моделирование, создание центров (с/р игры, науки, ППД, коструктивный, изо и т.д.) |
54.Виды игрушек. Педагогические и
гигиенические требования к Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются: 1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр. Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки). 2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами. 3.Спортивные или Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки 4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны. 5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности 6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др. 7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешаный строительный материал. 8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции. Педагогические требования к игрушке: 1.Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства 2.Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки. Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям 3.Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. 4.Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Гигиенические требования к игрушкам: 1.Игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала. 2.Воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д 3.В ДУ игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д |
55.История развития дошкольной дидактики. Дидактика – это отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования. Дошкольная дидактика – это отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели обучения дошкольников, представлено содержание, формы, методы, средства обучения, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе. Впервые идея последовательного обучения детей дошк. возраста была предложена Я.А.Каменским. В своей работе «Материнская школа» он подчёркивает, что обучение дошкольников должно быть направлено на ознакомление с окружающим миром, нравственное развитие ребенка и в подготовку к школе. Значительное влияние на развитие дошкольной дидактики оказала деятельность Ф.Фребеля. Им предложена своя система обучения, основу которой составила детально – разработанная программа, сочетающая в себе знания и способы деятельности, а также организацию обучения в форме последовательно усложняющихся занятий. На развитие дошкольной дидактики оказало значительное влияние деятельность отечественных педагогов. Одоевский занимался проблемой обучения детей от 4 до 10 лет. Цель обучения он видел в умении научить детей учиться, не стремясь при этом к обилию знаний. Он предложил свою методику обучения в основу которой положил упражнения для формирования умения наблюдать, анализировать, сравнивать, называть предметы и определять их назначение. К.Д. Ушинский видел цель обучения дошкольников в умственном развитии и развитии речи. Его работы «Детский мир» и «Родное слово» не утратили значение в настоящее время. На развитие дидактики также оказала деятельность Водовозовой, Тихеевой, Флериной и др. Все они связывали обучение дошк-в с ознакомлением с окружающим миром и природой и в качестве средств обучения предложили народные игры, песни, сказки, собственную худ. деятельность детей. В 50-е гг 20в проводятся глубокие экспериментальные исследования по определению содержания, форм, методов, средств обучения под руководством А.П.Усовой. В результате данных исследований в 1953г было введено обязательное систематическое обучение в д/с и основной формой обучения признано занятие. Введение систематического обучения на занятиях потребовало разработки специальных методик: 1.Методика муз. воспитания- Ветлугина. 2.Методика обучения родному языку – Соловьева. 3.Методика развития основных движений – Быкова. 4.Методика изо деятельности - Сакулина 5.Методика формирования элементарных математических представлений – Леушина. Значительное влияние на развитие дошкольной дидактики оказали психолого-педагогические исследования возрастных возможностей детей по усвоению знаний, проведённые Эльконином, Запорожцем, Давыдовым и др. В настоящее время дошкольная дидактика развивается. Проводятся новые исследования по определению содержания, средств обучения, форм, методов. В практику работы начинают внедрятся новые технологии (Технология процесса алгоритмизации математических способностей И.В.Житко; - Технология физической
подготовленности детей при - Технология обучения грамоте Н.С. Старжинской; - Технология процесса гуманного отношения к природе А.А. Петрикевич; - Технология музыкально- - Технология решения - Технология «Первый шаг». |
56.Формирование предпосылок Обучение – специально-организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на передачу информации, ее переработку и получение новой информации. Учебная деятельность – активная деятельность ребенка по усвоению материала в процессе обучения и различных способов деятельности. В результате исследований Эльконина, Давыдова, были определены ее структурные компоненты учебной деятельности: учебная задача, учебные действия, контроль, оценка. Современные ученые утверждают, формирование предпосылок к учебной деятельности начинается с мл. дошк. возраста: 1.В возрасте 3-х лет формируем у ребенка способность к определению цели собственной деятельности. 2.К 4-м годам учим овладению различных способов деятельности: слушать указания, воспринимать, выполнять и не мешать другим. 3.К 5-ти годам учим ребёнка определять цель. 4.На 6-м году учим не только определять цель, но и способы её достижения. Определяем цель с ориентацией на результат. На 6-м году жизни ребёнок может осуществлять текущий контроль, самоконтроль и итоговый контроль (на основе образца который дал ему педагог). Усова А.П. выделила 3 уровня развития учебной деятельности у дошкольников: 1-й уровень. Высокий – дети слушают указания педагога, выполняют их, действуют осознанно, о непонятном спрашивают. Всегда добиваются результата, могут сравнить свой результат с результатами других. 2-й уровень. Средний – дети слушают указания педагога, выполняют их, но склонны к подражанию. Не всегда добиваются результата, могут сравнить свои достижения с достижениями других. 3-й уровень. Низкий – дети слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, действуют, но не по указанию, результатов не добиваются. К оценке безразличны. |
57.Основные дидактические Обучение – специально-организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на передачу информации, ее переработку и получение новой информации. Дидактические принципы обучения – это основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе. В дошкольной педагогике применяются следующие принципы: 1.Принцип воспитывающего обучения. Толстой писал: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно» 2.Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Л.С. Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой». Он выделил зоны ближайшего развития (то что реб-к сегодня делает сам) и актуального развития (то что реб-к сегодня делает с помощью взрослого). 3.Принцип систематичности и последовательности. Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному». 4.Принцип доступности. 5.Принцип наглядности. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь 5-и словам и он будет долго мучиться над ними, а свяжите их с наглядностью и он усвоит их налету». 6. Принцип сознательности и активности. Знания будут прочными, когда при обучении мы опираемся на активность мысли, на активность знаний. 7. Принцип научности. Предусматривает что мы даем научные знания доступные для детей, постепенно их усложняем. 8.Принцип учета возрастных и индивидуальных, половых особенностей. |
58.Методы обучения детей Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и ребенка, направленныей на решение обозначенных задач. Приём это часть метода. В современной дошк. педагогике широкое распространение получила классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности, предложенная Лернером и Скаткиным, включающая в себя: 1.Обьяснительно – иллюстративн 2. Репродуктивные 3.Проблемного изложения материала 4.Частично поисковые 5.Исследовательские. В дошк педагогике долгие годы широко используются методы по источнику получения знаний, которые делятся на наглядные, словесные, практические, игровые. 1.Наглядные методы включают в себя: - наблюдение; По мнению Рубенштейна наблюдение это результат осознанного восприятия в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребёнка. Для реализации наблюдения как метода необходимы следующие условия: наличие объектов для наблюдения; определение содержания наблюдения; правильная организация наблюдения. В наст время в практику вошли циклические наблюдения. Циклические наблюдения – это наблюдения состоящие из отдельно взятых циклов, каждое из которых имеет свою цель, своё содержание, но логически они взаимосвязаны. , рассматривание картин, иллюстраций, игрушек и предметов; - просмотр видео, кинофильмов, слайдов, мультимедиа и т.д. 2.Словестные методы. К ним относятся: беседа, рассказ, чтение худ. произведений. 3.Практические методы: упражнение, моделирование, опыты, эксперименты. - Упражнение - многократное повторение ребёнком умственных или практических действий заданного содержания. Различают: подражательные, конструктивные, творческие. - Моделирование. Модель – это предметное или графическое изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. В дошк. педагогике для звукового анализа слова разработаны специальные модели Журовой (фишки разного цвета – гласные, ударные, безударные и т.д.). Для обучения детей конструированию разработан материал Парамоновой. По экологическому образованию разработаны модели Николаевой, Рыжовой и др. По ознакомлению детей с трудом взрослых – Крулехт. Опыты и эксперименты относятся к практическим методам. 4.Игровые методы: Игровые обучающие ситуации. В результате исследований Комаровой и Николаевой были предложены следующие виды ИОС. - ИОС с игрушками-аналогами; - ИОС с литературными персонажами - ИОС типа игр-путешествий. |
59.Современные подходы к В 90-е годы 20в возникла необходимость пересмотра подходов к организации обучения в ДУ. В данный период не оправдывало себя: - учебно–дисциплинарная модель обучения; - методы и формы организации обучения; - среда, в условиях которой
организовывалось обучение В результате исследований Коротковой и Михаленко был определено, что обучение дошкольников должно быть: воспитывающим, развивающим, игровым, познавательным, нравственно-действенным, эстетическим. Также в результате их исследований был осуществлён переход от учебно-дисциплинарной модели обучения к личностно – ориентированной. В основу положена педагогика сотрудничества. Субъект субъективные отношения. Перешли на подгрупповую форму обучения, сократилось общее количество занятий и в качестве ведущей формы обучения признана игра. |
60. Особенности воспитания и Исследователи, изучавшие ребенка ран возр (В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов, Н.Л.Фигу-рина, Н. М. Аксарина, и многие другие) пришли к мнению, что характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития. Р-к быстро набирает в весе, росте; начинают активно функционировать все жизненно важные системы организма; развиваются движения; укрепляются мышцы; появляются зубы. Наряду с быстрым темпом физического развития этот период отличается и подверженностью ребенка заболеваниям, нарушениям в костной и мышечной системах, реальной опасностью нарушения сбалансированности организма. При этом последствия от нарушений, от неосторожного использования разного рода «инноваций» и от экспериментирования на ребенке могут проявиться не в раннем и даже не в дошкольном возрасте, а значительно позже. Особенности развития ребенка в раннем возрасте связана и с тесной взаимосвязью и взаимовлиянием физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи. Ограничение, сдерживание движений вредят развитию ребенка. Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. К концу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, тембру, силе. Они различают мелодии по характеру, ладу, тональности; узнают и называют несколько цветов Важным приобретением раннего возраста является овладение ребенком речью. Через гуканье, гуление, лепет малыш приходит к первым осмысленным словам. Значительно раньше ребенок начинает понимать обращенную к нему речь других людей, а уже к году у него появляется свой активный словарь. Развитие речи связано с развитием мышления. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное, и развивается оно на основе действий с предметами. Многое приходит в опыт ребенка через пробы и ошибки, через конкретные действия. В раннем возрасте развиваются другие психические процессы - память, внимание. Они обеспечивают ребенку познание мира, в который он пришел. К середине второго года жизни малыш способен делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и действиями, между явлениями. Конечно, помогает ребенку в его развитии взрослый, который показывает, подсказывает, действует вместе с малышом. Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры. В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Ребенок раннего возраста еще долгое время после акта рождения удерживает биологическую связь с матерью. И эта связь помогает сохранять эмоциональную устойчивость, эмоциональный комфорт, без которых нарушается баланс в развитии и не формируется доверие к миру. Можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др. |
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"