Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 12:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дошкольная педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

шп дошк педагогика.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

 

61. Воспитание и развитие детей  дошкольного возраста

Физически р-к стал крепче, он стал самостоятельнее, его движения отличаются большей координацией и уверенностью. Физ-ое разв детей в дошк. возр становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Социальное, развитие набирает высокий темп.

Активно развиваются память, мышление, речь, воображение. Дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

Мышление детей конкретно. Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской деятельности, экспериментированию, к обращениям с вопросами к взрослым.

Среди объектов соц-ого мира, которые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошк возр р-к уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.

В дошк-ом возрасте у ребенка развивается воображение. Дети активно расширяют собственный запас слов, задумываются над их значением, пытаются объяснять смысл новых для них слов.

Достижением дошк-ого возраста является развитие разных видов деят-ти: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Ведущей деятельностью является игра. Игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.

Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы. Л. С. Выготский отмечал, что к 5 годам происходит «интеллектуализация чувств»: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями.

Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в повышенной обидчивости и порой служит причиной ссор между детьми.

Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений.

Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребенка как существа социального.

К 6-7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

62. Воспитание детей в условиях  разновозрастной группы

Организация воспитания и обучения в условиях разновозр-й гр, связана с наличием взаимовлияний, которые оказывают друг на друга дети разного возраста и которые может использовать педагог в качестве эффективного фактора восп-ия. Максимальная наполняемость разновозр-й гр. сост-ет 12 детей, что позволяет реализовать эти и другие преимущества разновозрастных объединений дошк-ов.

Педагогически ценным в разновоз-й гр. является использование межвозрастного взаимодействия детей, которое способствует организации взаимообучения между ними. Целесообразно применять игровые формы обучения: дидактические игры, игры с дидактическим материалом. Взаимодействие и общение в совместной игре оказывает положительное влияние на развитие как младших, так и старших дошкольников.

Преимущества взаимообучения состоят в том, что младший ребёнок реально видит, чем овладел его старший партнёр и чему он может научиться в ближайшем будущем. Старший ребёнок может показать младшему образец действий, объяснить словесно способы выполнения игрового задания, проконтролировать правильность выполнения, оказать ему помощь. Показывая и объясняя младшим партнёрам способы выполнения задания, старшие лучше осознают их сами. Контроль за деятельностью младших является предпосылкой формирования самоконтроля. У старших же детей возникает и развивается чувство ответственности за младших.

 Однако, возникновение  взаимодействия и взаимообучения  между детьми разного возраста  требует организации его взрослым  в процессе совместной деятельности. Для этого необходимо целенаправленно  формировать у старших детей, особенно мальчиков, потребность в общении с младшими. Это требует создания опреде¬лённых условий, при которых возникали бы положительные эмоции в процессе общения и у младших, и у старших детей. Одним из таких условий является осознание старшим ребёнком роли учителя младшего. Старшие дети принимают задачу учить, а младшие — научиться. При этом старшие должны владеть содержанием и способами выполнения деятельности, а младшим это содержание должно быть доступно. Важным условием является наличие взаимоотношений между детьми, основанных на симпатии. Поэтому педагог объединяет в совместной игре детей разного возраста по их выбору: кто с кем хочет играть.

Для того, чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом, педагог разновозрастной группы организует их совместную игру так, чтобы между ними возникло взаимообучение. Эффективность взаимообучения обеспечивается соблюдением ряда условий его организации:

 • старшие дети должны  владеть содержанием игры, а младшим  это содержание должно быть  доступно;

 • все дети должны  хорошо овладеть игровыми умениями  и навыками;

 • следует научить  их правилам игры;

 • необходимо научить  детей правилам взаимодействия  в игре.

63.Годовой план ДУ.

Работа всех ДУ ведётся в соответствии с годовым планом работы, который обсуждается и утверждается на августовском педагогическом совете.

Годовой план работы это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок и последовательность выполнения работ по решению чётко обозначенных задач.

В структурном отношении годовой план работы включает в себя:

- Введение – Анализ  работы за предыдущий год и  актуализация задач;

- организационно-педагогическая  работа, включает в себя: проведение  педсоветов; работа методического  кабинета; изучение, обобщение и  распространение ППО; конкурсы, праздники;

- работа с кадрами: повышение  квалификации, работа с молодыми  специалистами, семинар-практикум, самообразование, открытые просмотры;

- руководство и контроль: разные виды контроля: фронтальный, оперативный, тематический, предупредительный и т.д.;

- работа с родителями;

- хозяйственно-административная  работа.

Годовой план может быть представлен в разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).

64. Виды и формы планирования  воспитательно-образовательной работы  с детьми дошкольного возраста

Воспитательно-образовательная работа с детьми планируется в учреждении образования посредством разных видов планирования: календарного, перспективного, перспективно-календарного.

Календарный план это полное раскрытие всех режимных моментов и всех форм работы с указанием цели, с кем проводится, методы и приёмы. Ведётся колонка учёта, где записывается подробный учёт результата работы.

Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день и является обязательным.

Перспективный план работы позволяет представить в единой системе работу с поэтапным достижением поставленной цели в течение длительного периода времени (месяц, квартал).

В перспективно–календарном планировании часть разделов плана охватывает год, полугодие, месяц, а такой раздел, как специально-организованные виды детской деятельности, планируется на каждый день. Виды детской деятельности могут быть запланированы как на каждый день недели, так и на каждую неделю текущего месяца.

Структурные компоненты перспективно-календарного плана:

- Годовые задачи;

- список использованных источников;

- список детей по подгруппам (меняется 2р в год);

- циклограмма совместной деят-ти педагога с детьми (утро, 1прогулка, 2 прогулка, вечер);

- физ-но-озд-ая работа (комплекс утр гимн на 2 нед с дополнениями на 2-й неделе; физ.упр и п/и на прогулке; закаливание; досуговая деят-ть);

- инд-ая и коррекционная работа;

- сотрудничество с семьёй;

- спец-но-организ-ое обуч-е (обучение, развитие и восп-ие ч/з разные виды деят-ти)

Тематическое планирование. Темы могут быть разработаны педагогами для каждой возрастной группы с учетом задач образовательной программы, отражающих годовой цикл явлений в природе, события общественной жизни людей, чтобы более четко выстраивать систему работы с детьми.


 

65. Структура и содержание перспективного  и перспективно-календарного плана  воспитательно-образовательной работы  с детьми дошкольного возраста

В перспективно–календарном планировании часть разделов плана охватывает год, полугодие, месяц, а такой раздел, как специально-организованные виды детской деятельности, планируется на каждый день. Виды детской деятельности могут быть запланированы как на каждый день недели, так и на каждую неделю текущего месяца.

Структурные компоненты перспективно-календарного плана:

- Годовые задачи;

- список использованных источников;

- список детей по подгруппам (меняется 2р в год);

- циклограмма совместной деят-ти педагога с детьми (утро, 1прогулка, 2 прогулка, вечер);

- физ-но-озд-ая работа (комплекс утр гимн на 2 нед с дополнениями на 2-й неделе; физ.упр и п/и на прогулке; закаливание; досуговая деят-ть);

- инд-ая и коррекционная работа;

- сотрудничество с семьёй;

- спец-но-организ-ое обуч-е (обучение, развитие и восп-ие ч/з разные виды деят-ти)

План перспективно-календарный предусматривает взаимосвязь основных видов деятельности детей (игры, труда, обучения и т.д.), реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц, преемственность задач по всем разделам программы определенной группы, систему индивидуальной работы с конкретными детьми – непосредственно после проведенного занятия, игры, труда, запись наблюдений в план накануне или в тот же день утром.

В основе перспективного планирования на месяц лежит педагогическое прогнозирование, которое направлено на определение возможности усвоения детьми программы в определенные отрезки времени. Перспективное планирование на месяц предполагает анализ программного материала и определение уровня его освоения детьми за прошедший период, т. е. строится на принципах опережающего корректирующего и итогового контроля.

66.Роль и функции семьи в  воспитании ребенка. Характеристика  типов семьи.

Семья – социальный институт формирования личности.

Две ветви воспитания – это семейное и общественное.

Современная семья должна выполнять следующие функции:

1.Репродуктивная – рождение детей.

2.Рекреативная – семья должна оказывать материальную и морально – психологическую помощь старшим членам семьи, детям.

3.Регулятивная (нравственно - нормативная). Муж – глава семьи, жена – хранительница очага, дети – любящие родителей.

4.Воспитательная – ведущая функция.

5.Коммуникативная – умение общаться

6.Хозяйственно  – экономическая.

Существуют различные подходы к классификации семей:

1.По структуре родственных связей: простую (мама, папа и ребёнок), сложную (мама, папа, ребёнок, дедушка, бабушка и т.д.)

2.По наличию обоих супругов:

полные, неполные, материнские (мать-одиночка)

3. по характеру взаимоотношений:

Азаров выделяет:

- идеальную, негативную, среднюю семью.

Буянов выделяет:

гармоничную, распадающуюся, распавшую, неполную.

В совр. педагогике различают след типы семей: благополучную, неблагополучную, псевдоблагополучную.

67. Основные задачи ДУ в работе  с семьей.

 Сотрудничество  детского сада и семьи.

Основные задачи:

1.Оказание профессиональной помощи семье в воспитании личности ребенка.

2.Повышение психолого – педагогической компетентности родителей.

3.Повышение общего уровня культуры родителей.

4.Гармонизация взаимоотношений педагогов и родителей. Оптимизация детско – взрослого общения.

5.Компенсация недостающего социализирующего влияния детей в неблагополучных семьях.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада. Причем советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о конкретных.

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо прежде всего для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важнее другое - с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки

Итак, решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

68.Формы сотрудничества ДУ с  семьей.

Все формы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам работы с родителями относятся:

- родительские собрания – это эффективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы.

- исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

- родительская конференция.

- тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

- Проведение конкурсов – вечеров вопросов и ответов.

- день открытых дверей

- спортландии, утренники, клубы, секции, турпоходы

Индивидуальные:

- Беседа воспитателя с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом, матерью, другими членами семьи.

- Анкетирование

- Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке

- консультации

- «конверт откровений»

- индивидуальные  поручения: оформление, индивидуальная  работа по организации семинара-практикума

- телефон  доверия /работает 1 раз в неделю в определённое время/

Наглядно-информационные: уголок для родителей, разнообразные выставки, информационные листки, памятки для родителей, родительская газета, папки–передвижки, выставки достижений детских работ «Я рисую» и др.


 

70. Преемственность в работе дошкольного  учреждения и школы.

В дошкольном учреждении ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между детским садом и школой. Эта работа имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения.

Детский сад и школа составляют единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по названным трем линиям. План включает в себя две части: содержание совместной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой.

Воспитатель подготовительной группы и учитель первого класса знакомятся с работой друг друга, с условиями, в которых находятся и будут находиться дети. Воспитатель помогает учителю узнать детей, их индивидуальные особенности, склонности, интересы.

Планом совместной работы могут предусматриваться взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем с целью ознакомления с формами, методами работы, участие в педагогических советах, взаимное консультирование, совместное проведение родительского собрания воспитателем и учителем, организация конференций, изучение программ воспитания в дошкольном учреждении и программы первого класса школы и др. 

Таким образом, важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей между детским садом и школой является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.

Вторая часть плана - ознакомление детей со школой. Воспитатель намечает посещение детьми подготовительной группы той школы, в которой они предположительно будут учиться. Первое посещение можно провести 1 сентября. Дети вместе с воспитателем наблюдают за торжественной церемонией первого дня нового учебного года. После посещения школы можно поговорить с детьми о том, что такое событие ждет и их в следующем году. Создавшийся эмоциональный настрой поддержит организованная воспитателем встреча детей в детском саду с начинающими школьниками.

Второе посещение школы может уже непосредственно быть связано с содержанием учебной работы в школе. При этом совсем необязательно сразу вести детей на урок. Лучше познакомить их с библиотекой.

В мае беседу с детьми о школе может провести учитель. Вся эта работа равномерно распределяется в течение года. Ее не должно быть много. Нужно оставить детям возможность что-то еще узнавать и потом. Ребенок не должен бояться нового здания, но и не должен настолько привыкнуть к нему, чтобы пропал эффект новизны, неожиданности, привлекательности.

69.Готовность ребенка к школе  как целостное, многоаспектное явление.

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе. Следовательно, в дошкольном учреждении должна осуществляться общая и специальная подготовка.

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

В содержание понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.

Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость.

В содержании социально-психологической, нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты:

- готовность к  учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Для того чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым.

- готовность к  новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, знание норм поведения и взаимоотношений, умение общаться с детьми и взрослыми. Новый образ жизни потребует определенных личностных качеств, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др.

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их.

1. Становление и развитие дошкольной  педагогики как науки.

2. Предмет, задачи  и функции дошкольной педагогики.

3.Отрасли современной  педагогики, связь дошкольной педагогики  с другими науками

4. Методы педагогического  исследования.

5. Цель и задачи  воспитания детей дошкольного  возраста.

6.Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка.

7. Единство и  взаимодействие воспитания и  развития в становлении личности  ребёнка

8. Идеальные и  реальные цели воспитания.

9. Объективный  и субъективный характер цели  воспитания.

10.Концепция воспитания  дошкольников.

11. Социально-педагогические  основы становления системы общественного  дошкольного воспитания.

12. Взаимосвязь  теории и практики как условие  развития системы общественного  дошкольного образования

13. Система дошкольного  образования в РБ.

14. Профессиональные функции и личностные качества педагога дошкольного учреждения.

15.История создания  «Программы воспитания и обучения  в детском саду».

16.Характеристика  национальной программы «Пралеска».

17. Современные  образовательные программы для  ДУ

18. Естественнонаучные основы физического воспитания. Воспитание основ здорового образа жизни в дошкольном детстве.

19.Задачи физического  воспитания детей дошкольного  возраста.

В20. Современные исследования вопросов физического воспитания дошкольников в РБ и странах СНГ

21.Понятие об  умственном развитии и умственном  воспитании дошкольников.

В22. Задачи и содержание умственного воспитания детей дошк. возраста

23.Средства умственного  воспитания детей дошкольного  возраста.

24 Психолого-педагогические  основы сенсорного воспитания детей дошк-го возраста

25.Зарубежные и  отечественные системы сенсорного  воспитания детей.

26.Задачи и содержание  сенсорного воспитания современной  дошкольной педагогике.

27.Этапы сенсорного  воспитания, сенсорное воспитание  в продуктивной детской деятельности.

28. Современные  исследования сенсорного воспитания  дошкольников

29.Характеристика  понятий «нравственное воспитание»  и «нравственное развитие». Механизм  соц.-нравственного воспитания дошкольников.

30.Задачи и содержание  соц.нравств-го воспитания.

31.Средства и методы соц.-нравств-ого воспитания.

32. Новые исследования  в области социально-нравственного  воспитания

33. Задачи и содержание  эстетического воспитания

34.Условия и  средства эстетического воспитания  дошкольников.

35.Методы эстетического  воспитания дошкольников.

36. Формы организации  эстетического восп-ия детей в  ДУ

37. Из истории  вопроса трудового воспитания  дошкольников

38. Своеобразие  элементарной трудовой деятельности  дошкольников. Задачи трудового  воспитания.

39. Виды элементарной  трудовой деят-ти дошк-ов и её содержание

40. Формы организации  элементарной трудовой деятельности  дошкольников.

41. Условия и  средства трудового воспитания  дошкольников

42. Происхождение  игры и ее социальный характер.

43. Зарубежные теории  игры.

44.Отечественные  педагоги о роли игры в жизни ребенка.

45.Основные структурные  элементы игры.

46.Классификация  игр в истории педагогики.

47.Характеристика  творческих игр и игр с правилами. Сходство и различие творческих  игр и игр с правилами.

48.Сюжетно-ролевая  игра как разновидность творческих игр. Современные подходы к организации  и руководству сюжетно–ролевыми играми.

49.Сущность режиссерских  игр.

50.Характеристика  театрализованных игр.

51.Характеристика  строительно – конструктивных  игр.

52.Виды и структура  дидактических игр. Методика руководства дид. играми в разных возрастных группах д/с.

53. Предметно-развивающая  среда. Особенности организации  предметно-игровой среды в разных  возрастных группах детского  сада.

54.Виды игрушек. Педагогические и гигиенические  требования к современной игрушке.

55.История развития дошкольной дидактики.

56.Формирование  предпосылок учебной деятельности  у детей дошк. возраста.

57.Основные дидактические  принципы и специфика их применения  в ДУ.

58.Методы обучения  детей дошкольного возраста.

59.Современные подходы к организации обучения в ДУ.

60. Особенности  воспитания и развития детей  раннего возраста

61. Воспитание и  развитие детей дошкольного возраста

62. Воспитание детей  в условиях разновозрастной группы

63.Годовой план  ДУ.

64. Виды и формы  планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста

65. Структура и  содержание перспективного и  перспективно-календарного плана  воспитательно-образовательной работы  с детьми дошкольного возраста

66.Роль и функции  семьи в воспитании

67. Основные задачи  ДУ в работе с семьей.

68.Формы сотрудничества  ДУ с семьей.

69.Готовность ребенка  к школе как целостное, многоаспектное  явление.

70. Преемственность  в работе дошкольного учреждения  и школы.

 

 


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"