Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 21:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дошкольная педагогика".
37. Формы организации элемент. труд. д-сти дошк. Выбор формы организации тр. д-сти детей зависит прежде всего от: 1) возрастных и психофизиологических возможностей детей; 2) уровня трудового опыта детей; 3) конкретных воспит. задач.4) содержания труда. К формам организации труда относятся: 1.Поручения (исслед. Нечаевой, Шахновой): По форме (индивид., коллект, груп.); По длительности: (кратковрем., длительные, постоянные) Тр. Поручение – возложение на р-ка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих св-ков. 2.Дежурства (исслед. Борисовой) (деж-ва по столовой (вводится со 2-й мл. гр. во 2-й половине года); деж-во по занятиям (направл. на оказание помощи педагогу в создании условия для проведения занятия (ср. гр.)); деж-во в уголке природы (вводится со старшей группы) Дежурства - такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую обществ. значимость, необходимую для коллектива. 3.Коллект. формы организации труда (исслед. Буре, Сергеева, Козлова, Крайнова и др.): (труд рядом (самый легкий); общий труд; совместный труд (самый сложный «по цепочке» напр. подклейка книг – назначаются группы – один отмеряет, отрезает, намазывает полоски, наклеивает) Коллект-ый тр. – общая труд. д-сть, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника). Условия: I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необх-ый опыт работы в небольшом коллективе. 2. целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо общее задание. 3. содержание общей работы включаются виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, 4. Трудом должны быть охвачены все дети. |
38. Условия и средства труд. воспит. дошк. Условия трудового воспитания:
Средства трудового воспитания: - Собственная трудовая деятельность детей; - Обучение трудовым навыкам и организации труда; - Ознакомление с трудом взрослых; - Организация трудовой деятельности; - Худож. средства: худ. литература, музыка, изод-сть. |
39. Происхождение игры и ее соц. характер. Еще в начале 20-го века среди ученых не было единого мнения в том, что первично в чел. обществе труд или игра. Многие высказыв. что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположной точкой зрения выступил немецкий философ и психолог Вунд, который считал, что игра это дитя труда. Данная точка зрения получила развитие в деятельности Плеханова, что нашло отражение в его работе «Письма без адреса». Изучая историю происхождения искусства, он пришел к выводу, что игра, как и иск-во, имеет многовек. историю и возник. в первоб. общ-ве. Труд предшеств. игре и определял ее содержание. Плеханов подчеркивал соц. характер игры и отмечал, что в жизни отдельного человека игра предшествует труду, т.к. она служит средством передачи культурных приобретений от одного поколения к другому. Впервые науч. обоснование соц. характера игры было дано Ушинским в его работе «Ч-к как предмет воспит». Эльконин на основе анализа этнографического материала, выдвинул гипотезу об историч. возникновении и развитии сюжетно – ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества игры вообще не было. Дети очень рано начинали трудиться, с развитием общества и с усложнением орудий труда дети выполнять трудовые действия не могли, они подражали труду взрослых. Так орудия труда превратились в игрушки. Взрослые способствуют распространению детской игры. По мнению Эльконина, Леонтьева, Жуковской развитие игры в дошк. детстве происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. |
40. Зарубежные теории игры. 1.Теория Шиллера – немецкий поэт и философ. Он отождествлял игру с искусством и считал, что игра, как и искусство, имеет общие корни и возникает тогда, когда удовлетворены жизненно важные, необходимые для существования человека примитивные потребности. А избыток сил он тратит на удовлетворение более высоких духовных потребностей, которые он находит в искусстве и игре. 2.Теория Спенсера - английский философ и социолог. Он продолжил теорию Шиллера и она получила название у него «Избыток сил». Он отождествлял игры высших животных с играми детей и считал избыток сил, который не находит в деятельности полезной, находит выражение в игровой. 3.Теории К.Гросса – немецкий психолог. Считал игру как подготовку к жизни, в основе игры лежат инстинкты, которые в ней проявляются и совершенствуются. 4.Теория Штерна – он назвал игру зарей серьезного инстинкта. Игра, по его мнению, это упражнение наследственных механизмов поведения. 5.Теория Стенли Хола – американский психолог. По его мнению, игра по своей форме и содержанию повторяет историю развития человеческого общества. 6.Теория З. Фрейда – по его мнению, в основе поведения человека лежат инстинкты. Это находит отражение и в его деятельности, в т.ч. и игровой. По мнению Фрейда, те тайные желания, которые ребенок не реализовал в реальной жизни, он реализует в игре. Такой же точки зрения придерживался и Адлер. |
41.Отечеств. педагоги о роли игры в жизни ребенка. Ушинский впервые дал научное обоснование соц. хар-ру игры, большое знач. придавал игровому обучению. Придавал большое внимание как самостоят., так и совместным играм ребенка и их влияние на развитие. Лесгафт рассматривал игру как упр. для подготовки к жизни. Им разработан система подвижных игр. Особое внимание уделял сюжетно-ролевым и народным играм. Тихеева Елизавета Ивановна считала игру как одну из форм организ. пед. процесса и как средство воспит. Ею разработана система дид. игр по развитию речи. По мнению Крупской игра для р-ка учеба, игра для р-ка труд, игра для р-ка серьезное средство воспитания. Макаренко в своих лекциях о воспитании в разделе игра, выделил 3 вида руководства игрой: 1.Взрослый не интер-тся игрой р-ка и не вникает в ее. 2.Много вмешивается, все показывает и рассказывает. 3.Главное количество игрушек. Он выделял требования к детской игре: 1.В игре должно развиваться творчество ребенка. 2.Учим детей в игре доводить начатое дело до конца, в соответствии с поставленной целью. 3.Учить ребенка видеть ценность игрушек и бережно относиться к ним. Усова выделила 2 вида отношений ребенка к игре: 1.Реальные (когда дети договариваются) 2.Ролевые (когда дети играют) Ею были определены этапы развития детской игры: 1-эт. Игры рядом – характерна для детей мл. д. в. 2-эт. Первые игр. объединения – хар-рны для детей ср.в 3-эт. Гр. игры – характерна для детей ст. возраста |
42. Осн. структурные элементы игры. Своеобразие игры как деятельности. В качестве структурных элементов игры выступают: 1.Мотив – то, что побуждает ребенка к игре. 2.Сюжет – это та сторона действительности, те действия, которые ребенок воспроизводит в игре. Осн. средством реализации сюжета явл. игровые действия и роль. 3.Содержание – это то, что ребенок воспроизводит в качестве центрального, характерного момента д-сти. 4.Игровые действия – осн. средство реализации сюжета. 5.Роль – игровая позиция ребенка, которую он реализует в соответствии с взятой на себя ролью. 6.Игровые правила – дают ответ во что играть и как играть. К особенностям детской игры относятся: 1.Свобода и самостоятельность ребенка в игре (сами выбирают игру, распределяют роли, определяют правила, содержание, подбирают партнера, свободно включаются и выходят из игры) 2.Творческий характер игры. Он связан с мышлением и воображением ребенка 3.Эмоциональная насыщенность игры. |
43. Классификация игр в истории педагогики. В дошк. пед. сущ. различные подходы к кл-ции детских игр. В зависимости от признака, который берется за основу. 1 к-ция была предложена Фребелем по пед. назнач. все дел.: сенсорные, моторные, умственные. К.Гросс в основу своей к-ции положил инстинкты, которые в ней проявляются и совершенствуются. Выд. след. виды игр: экспериментальные, специальные. Пиаже в основу своей к-ции положил возрастную периодизацию: Игры – упр. характерны для детей 1 года жизни; Символические игры хар-ны для детей с 2 до 4 л.; Игры с правилами хар-ны для детей после 4 л. Лесгафт за основу взял идею о единстве физ. и психич. в развитии ребенка. Выд. 2 группы игр: имитационные (подражательные) и игры с правилами. Крупская выд. 2гр. игр: 1–свободные, самостоят., творческие; 2- организованные игры с правилами. В совр. дошк. педагогике за основу кл-ции игры взяты подходы, предложенные Лесгафтом и Крупской. В наст. время все игры делятся: 1.Творческие игры придумывают сами дети: сюжетно–ролевая игра, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные. 2. Игры с правилами разработаны взрослыми: дидактические игры, подвижные игры, народные игры. Новую кл-цию игр предложила Новоселова. В основу которой она положила след. признак – по чьей инициативе возникла игра: 1.Игры, возн. по иниц-ве детей: игра – экспериментир.; самостоят. сюж. игры (сюжетно-отобразител., сюж.-ролевые, режиссер., театрализов.). 2.Игры, возн. по инициативе взрослых: Обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактич., подвижные); Досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карновальные, театрально-постановочные.) 3.Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиц. или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым). |
44. Хар-ка творч. игр и игр с правилами. Сходство и различие творч. игр и игр с правилами. К творческим играм относятся игры, в которых р-нок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятел. Творч. проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных лит. произведением. В зависимости от хар-ра творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творч. игры дел. на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализ., игры со строит. материалом. Игры с правилами - особая гр. игр, спец. созданных народн. или науч. пед-кой для решения определ. задач обуч. и воспит. детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, явл-ся непременным компонентом игры. Обуч. задачи реализ. через игровые действия р-ка при выполнении какого-либо задания. В зависимости от характера обуч. задачи игры с правилами делятся на 2 большие группы: 1.Дидактич. подразд-тся по содержанию (математич., природоведч., речевые и др.), по дидактич. материалу (игры с предм-ми и игрушками, настол.-печатн., слов.) 2.Подвижные игры классиф-тся по степени подв-сти (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые исп-тся в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.). Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их рез-ты с действиями и рез-тами других. Ценно и то, что р-нок пытается самостоят. оценить свои действия и действия других играющих. Т.о., игры с правилами благоприятны для развития у дошк. сп-сти к взаимооценке и самооценке. То, что р-нок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождает стремление к самосовершенств. |
45. Сюжетно-ролевая игра как Основой сюжетно-ролевой игры явл. мнимая или воображаемая ситуация, которая заключ. в том, что р-нок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в с-р игре - одна из ее хар-ных черт. Дети сами выбирают тему игры, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Но самое гл. - в игре р-нок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Творч. характер с-р игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у р-ка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество р-ка принимает характер перевоплощения. С-р игра имеет следующие структурные компоненты: 1.Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профес. труд людей, общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу). 2.Содержание игры - это то, что воспроизводится р-ком в качестве централ. и хар-ного момента д-сти и отношений между взрослыми в их быт., труд., обществ. д-сти. 3.Роль - средство реализации сюжета и гл. компонент с-р игры. Для р-ка роль-это его игр. позиция: он отождествляет себя с каким-то персонажем сюжета и действует в соответ. с представлениями о игре персонажа. Руководство с-р играми осущ-тся в 2 направлениях: - формирование игры как д-сти: предполагает, что педагог влияет на расширение тематики с-р игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. - использование игры как |
46. Сущность режиссерских игр. Режиссерские игры явл. разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творч. играх, есть воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников. Особенностью режиссер. игры явл. то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Для развития сюжетно-ролевой игры немаловажное значение имеет умение посмотреть на игровую ситуацию с разных позиций. Именно т.о. глазами разных персонажей ребенок видит событие, отображаемое в режиссерской игре, потому что исполняет не одну роль, а несколько. Овладев режиссер. игрой, он сумеет взаимодействовать и с реальным партнером в с-р игре. Режиссерские игры возникают как индивид. д-сть и остаются такими в раннем и мл. дошк. возрасте. Режиссер. игры в одиночку наблюдаются и у ст. дошк., особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками. В ср. и особенно ст. дошк. возрасте возникают совместные режиссер. игры. Объединяются дети обычно по 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают необходимые игрушки, предметы, исполняют роли. В совместной режиссер. игре ярко выражен с-р характер. Т.о., режиссерские игры создают предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. Учитывая преимущественно индивид. хар-р режиссер. игр, педагог прибегает к опосредованному руководству д-стью р-ка. Умелым подбором игр. материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Подбор игрового материла для режиссер. игр - необходимое условие для их развития. Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего р-ка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания, наводящего вопроса. Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссер. игру должно быть тактичным, учитыв. особ-сти р-ка, чтобы не привести его игру к разрушению. |
47. Характеристика Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах лит. произведений (сказки, рассказы, спец. написанные инсценировки). Герои лит. произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театр. игр: они имеют готовый сюжет, а значит, д-сть р-ка во многом предопределена текстом произведения. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в сп-сти к эстетич. восприятию искусства худ. слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями. Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями. В театр. играх развиваются различные виды детского творчества: худ.-речевое, муз.-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Подготовка к театр. игре осущ-тся в 3 этапа 1.эт. освоение лит. текста, который будет драмат-ться; 2.эт. реализуется в общей системе воспит. и обуч. детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.). 3.эт. сама театр. игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки. |
48. Характеристика строительно – конструкт. игр. Особенностью игр со строител. материалом явл. то, что в их основе лежат конструкт. умения и сп-сти, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо др. виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной чел-кой д-сти. Эти игры способствуют развитию мышления, пространств. воображения, лежащих в основе конструкт. д-сти. Содержанием игр со строител. материалом явл. созидание, воспроизведение окруж. действительности с помощью различных материалов. Различаются след. виды строительного материала: специально созданный (напольн, настольн строит. материал, наборы, констр-ры); природный (песок, снег, глина, камни); подсобный (доски, ящики, коробки и др.). Игры со строител. материалами связаны с др. видами игр (сюж-ролев, театрализов, подвижными, дидактич). Наличие игр. замысла, его свободн. развитие, вариативн. решения созидательной задачи, интерес детей к процессу д-сти - все это определяет творч. хар-р игр со строител. материалом. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения. Особенностью игр со строител. материалами явл. то, что для усвоения конструктивных умений необходимо спец. обуч. В теории и практ. д. воспит. неск-ко видов констр-ния: 1.Конструирование по образцу: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последоват-сть операций, познают конструктивные возможности строител. материалов. 2.Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой. 3.Конструирование по собственному замыслу – р-к решает все задачи самостоят.: ставит перед собой цель д-сти, планирует ее, подбирает необход. материал, реализует замысел. 4.Конструирование по условиям проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет. 5.«Стройка по моделям» - вид конструир., разработанный Лурия. Р-ку предлагается модель постройки, на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты. |
49. Виды и структура дидактич. игр. Методика руководства д. играми в разных возрастных гр. д/с. Виды д. игр: 1.Д. игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве д. материалов исп-тся игрушки, реальные предметы, объекты природы. - сюжетно-д. и.: дети выполняют определ. роли, напр. продавца, покупателя в играх типа «Магазин» и др. - И.-инсценировки помогают уточнить представления о различ. быт. ситуациях, о лит. пр., о нормах поведения. 2. Настольно-печатные и. разнообр. по видам: парные картинки, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение. 3.Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обуч. задачи осуществляется в мыслит. плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Структура дид. игры: 1.Д. задача - подчеркивает обуч. хар-р игры, направл-сть содержания на процесс познав. д-сти, вытекает из программы воспит. и обуч. в д/с. 2.Игр. задача - определяет игр. действия, становится задачей самого р-ка, выз. желание и потр-сть решить её. 3.Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях. 4.И. правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому р-ку, указывают путь достижения цели, воспит. умение сдерживаться, управлять своим поведен. В разных возрастных гр. пед. руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологич. особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать: 1.Необходимо создавать условия для игр. 2.Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей 3.В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоят., навыков самоорганиз., творч. отношения к игре. 4.Учитывая своеобразие дид. игры как переходной формы к неигровой, уч. д-сти, следует избегать прямого обуч. 5.Дид. игры исп-тся на занятиях и в сам. д-ти детей |
50. Предметно-развивающая среда. Особенности организации п.-и. среды в разных возрастных гр. д/с. Разв-ая среда – это система материальных объектов д-сти реб-ка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Предм-ая среда включ. ряд базисных компонентов для физич., эстетич., познавательного и соц-ого развития детей. Требования к построению развивающей среды: - она должна быть соврем., удобной для детской д-сти; - обеспечивать достижение
нового уровня в развитии дет- - сочетать народные и новые необычные компоненты; - обладать вариативностью,
что обеспечивается - должна удовлетворять
потребностям актуального, ближайшего
и перспективного развития реб- Принципы построения РС в ДУ. 1. дистанции, позиции при взаимодействии; 2. активности; 3. стабильности – динамичности; 4. комплексирования и гибкого зонирования; 5. индивидуальной комфортности и эмоц. благополучия каждого р-ка; 6. сочетания привычных и неожиданных элементов; 7. уважения к мнению р-ка; 8. учёта половых и возр-ых различий детей; Динамичности – статичности среды. Реализация принципов построения среды предполагает её моделирование, создание центров (с/р игры, науки, ППД, коструктивный, изо и т.д.) |
51. Виды игрушек. Пед. и гиг. тр-ния к совр. игрушке. Игрушки распр-тся по видам игр, в которых они исп-тся: 1.Сюж.-образные игр-ки: куклы, и-животные, предметы дом. обихода, которые способ-ют развитию с-р игр. Дид. игрушки: матрешки, вкладыши, башни, пирамидки; настол.-печ. и. (лото, парные карт., разрезные картинки). 2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами. 3.Спорт. или Моторные и.: мячи, обручи, кегли, скакалки 4.Муз. и.: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны. 5.Театр. иэ: декорации и атрибуты для различных видов театра и самост. театрально-игровой д-сти 6.Технич. и.: транспорт; игрушки, отражающие быт., с/х и военную технику, электронные игрушки и др. 7.Строител. и конструкт. материалы: наборы геометр. тел, архитект. или тематические наборы, вкл. разные блоки; смешаный строительный материал. 8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспит. функции. Пед. требования к игрушке: 1.Игрушка должна 2.Содействовать развитию дошк-ка может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая р-ка к положит. действиям 3.И. должна побуждать р-ка к разнообр. действиям в игре. 4.И нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у р-ка эмоц. отношение, воспит. худ. вкус. Гигиенические требования к игрушкам: 1.Игрушки должны быть изготовлены из высококачеств. нетоксичного материала. 2.Воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. 3.В ДУ игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д |
52. История развития дошкольной дидактики. Дидактика – раздел пед-ки, который изучает теорию обуч. и обр. Дошкольная дидактика – раздел дидактики, в котором содержится теоретич. обоснование цели обуч., представл. содержание, формы, методы, средства, обеспеч-щие целостное развитие л-сти р-ка и подготовку к школе. Впервые идея последовател. обуч. детей дошк. возраста была предложена Каменским («Материнская школа»). Цель обуч. он видел в нравств. развитии р-ка, в ознакомлении с окруж. миром и в подготовке р-ка к школе. Весомый вклад внес Ф.Фребель. Он разработал свою систему обуч., основу которой составляла – детально разраб. программа, включ. в себя знания и способы д-сти, а также обуч. в форме последоват. усложняющихся занятий. Проблемой обуч. детей в России от 4 до 10 лет занимался Одоевский. Цель обуч. он видел в том, чтобы научить детей учиться, не стремясь при этом к обилию знаний. В основу обуч. он положил упр., направленные на формир. умения наблюдать, анализировать, сравнивать, называть предметы и определять их назначение. Ушинский видел цель обучения в развитии ум. сп-стей и речи р-ка. Его работы «Детский мир» и «Родное слово» не утратили своей актуальности до настоящего времени. На развитие дидактики оказало влияние д-сть Лесгафта, Тихеевой, Флериной и др. Цель обуч. дошк. они видели в ознакомлении с окруж. миром и природой. В качестве средств обуч. они предлагали игры, народные сказки, поговорки, пословицы, самост. худ. д-сть детей. В 50-е гг 20 столетия было организовано эксперимент. исследование по определению форм, методов, средств обуч., возглавила которое А.П.Усова. В рез-те этого исслед. было введено в 1953г. обязательное систематич. обуч. в д/с и основной формой обуч. признано занятие. Введение с. обуч. на занятиях потреб. разработки спец. методик: 1.М. муз. воспит.- Ветлугина. 2.М. обуч. родному языку – Соловьева. 3.М. развития осн. движений – Быкова. 4.М. изо д-сти - Сакулина 5.М. формир. элем. матем. представлений – Леушина. Знач. влияние на развитие дошк. дидактики оказали псих.-пед. исслед. возр. возможностей усвоения знаний. (Поддьяков, Зопоржец, Эльконин, Венгер). В настоящее время дошк. дидактика развивается и совершенствуется. В практику работы УДО широко внедряются инновационные обр. технологии: ТРИЗ (Шишкина); технология использования компьютерного обучения (Новоселова) |
53. Осн. дидактич. принципы и специфика их применения в ДУ. Принципы обучения – основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе. В дошк. педагогике применяются след. принципы: 1.Принцип воспитывающего обучения. Толстой писал: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно» 2.Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой». Он выделил 2 зоны ближайшего развития и актуального развития. 3.Принцип систематичности и последовательности. Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному». 4.Принцип доступности. Должно по содержанию соответствовать возрасту ребенка. 5.Принцип наглядности. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь 5-и словам и он будет долго мучиться над ними. Освежите такие слова с наглядностью и он усвоит их налету». 6.Принцип научности. Предусматривает что мы даем научные знания доступные для детей, постепенно их усложняем. 7.Принцип сознательности и активности. Знания будут прочными, если они осознанны. 8.Принцип учета возр. и индивид. особенностей. |
54. Методы обучения детей Метод – способ совместной д-сти педагога и ребенка, направленный на решение обозначенных задач. В настоящее время широкое признание получила классификация обучения по характеру познават. д-сти, предложенная Ланером и Скаткиным: 1.Обьяснит. – иллюстрат., или информ. – рецептивные 2. Репродуктивные 3.Проблемного изложения материала 4.Частично поисковые 5.Исследовательские. Традиционно в дошк. педагогике методы обуч. клас-тся по источнику получения информации: 1.Наглядные. К ним относятся: наблюдение, рассматривание картин и предметов, демонстрация видеофильмов. По мнению Рубенштейна наблюдение – это рез-т осознанного восприятия в процессе которого происходит развитие мыслит. д-сти р-ка. Циклическое наблюдение – это набл. сост. из отдельно взятых циклов, каждый из которых имеет свою цель и содержание, но логич. они взаимосвязаны. 2.Словестные. К ним относятся: беседа, рассказывание, чтение худ. лит. 3.Практич: упр., моделирование, опыты, эксперименты. - Упражнение - многократное повторение ум. или практич. действий заданного содержания. Различают: подражательные, конструктивные, творческие. - Модель – предм. или графич. изображение чего-либо. Процесс создания модели наз. моделирующей д-тью. В дошк. педагогике
для обучения детей звуковому
анализу слова разработаны К игровым относятся: дидактич., сюжетно-дидактич., сюжетно-ролевые, подвижные, народные. В рез-те исслед. проведенных Комаровой и Николаевой были выделены 3 вида игровых обуч. ситуаций: 1.с игрушками-аналогами; 2. с литературными персонажами; 3.с типа путешествий. |
55. Современные подходы к В 90-е годы 20 столетия назрела необходимость пересмотра подходок к организации обучения в ДУ. Неустраивало и требовало пересмотра: - учебно–дисциплинарная модель обучения; - форма организации и методика обучения; - среда, в условиях которой
организовывалось обучение В результате исследований, проведенных Коротковой и Михайленко был осуществлен переход к новой образовательной парадигме. - В основу обучения была положена личностно – ориентированная модель. - Произошел отказ от фронтальной формы обучения к подгрупповой форме обучения. - Было сокращено общее количество занятий, остались занятия 3-х циклов: познавательного, эстетического и направленные на подготовку к школе. Коротковой и Михайленко было определено, что современное обучение должно быть воспитывающим, развивающим, игровым, познавательным, нравственно – действенным. Основной формой обучения признана игра. Большое внимание в обучении придается самостоятельной деятельности детей. |
56. Особенности воспит. и разв. детей раннего возр. Исследователи, изучавшие р-ка ран возр (В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов, Н.Л.Фигурина, Н. М. Аксарина, и мн. др.) пришли к мнению, что характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физ. и психич. развития. Р-к быстро набирает в весе, росте; начинают активно функцион. все жизненно важные системы организма; развиваются движения; укрепляются мышцы; появляются зубы. Особенности развития р-ка в раннем возрасте связана и с тесной взаимосвязью и взаимовлиян. физ. и психич. развития. Недостатки в разв. движений, напр., сказыв-тся на уровне ум. развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закалив. и др.) приводит к снижению ум. активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук вл за собой замедление в развитии речи. Ограничение, сдержив. движений вредят развитию р-ка. Р-к познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. К концу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, тембру, силе. Они различают мелодии по хар-ру, ладу, тональности; узнают и называют несколько цветов Важным приобретением раннего возраста является овладение р-ком речью. Через гуканье, гуление, лепет малыш приходит к первым осмысл. словам. Значительно раньше р-к начинает понимать обращенную к нему речь др. людей, а уже к 1 у него появл. свой актив. словарь. Развитие речи связано с развитием мышления (наглядно-действенное), и развивается оно на основе действий с предметами. Многое приходит в опыт р-ка через пробы и ошибки, через конкретные действия. В раннем возрасте развиваются другие психич. процессы - память, внимание. К середине 2 года жизни малыш способен делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и действиями, между явлениями. Гл. видом д-сти в раннем возрасте является предметная д-сть, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной д-сти - игры. Р-к приобретает первоначальный соц. опыт. Можно выд. некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физ. и псих. развития, взаимосвязь 1 и 2; приобретение р-ком первонач. соц. опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая хар-ка возраста; потребность в индивид. контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др. |
57. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста Физ. р-к стал крепче, он стал самостоят., его движения отличаются большей координацией и уверенностью. Физ. разв детей в дошк. возр становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностор. разв. р-ка. Соц., разв. набирает высокий темп. Активно развив. память, мышление, речь, воображение. Дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. Любознательность стимулирует р-ка к исслед. д-сти, экспериментированию, к обращениям с вопросами к взрослым. Р-к становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям - развитие самосознания. К ст. дошк возр р-к уже довольно много знает о себе, умеет управлять собств. чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения. Дети акт. расширяют собственный запас слов, задумываются над их значением, пытаются объяснять смысл новых для них слов. Достижением дошк-ого возраста явл. развитие разных видов д-сти: игровой, худ., труд. Начинает развиваться уч. д-сть. Ведущей д-стью явл. игра. Игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения. Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в повышенной обидчивости и порой служит причиной ссор между детьми Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Давая общую хар-ку ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осущ |
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"