Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 21:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Дошкольная педагогика".
7. Идеальные и реальные цели воспитания.
Цель воспитания - это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.
Всесторонне развитая гармоничная личность - вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитанием подрастающего поколения, над своим будущим, выступал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.
Цель - «воспитание всесторонне развитой личности» - является по сути своей идеальной, нереальной целью воспитания.
Научное обоснование идеальной цели воспитания было дано К.Марксом в его манифесте коммунистической партии. Эта цель явилась целью воспитания на протяжении всех лет советского союза.
История развития общества, изучение закономерностей развития индивида показало, что в равной степени все стороны личности не могут быть развиты.
Идеальная цель нужна, она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в различных направлениях многогранной личности.
Раз существует идеальная цель воспитания, значит есть и реальная цель.
Реальная цель воспитания – цель, которая может быть реализована в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям.
В отличие от идеальной цели она не является раз и навсегда заданной; она носит исторический характер; она зависит от политики и идеологии государства.
Реальные цели воспитания имеют исторический характер. Это значит, что в разные исторические периоды, на разных этапах развития человеческого общества ставились разные цели в зависимости от политики государства, от господствующей идеологии.
Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер. Это значит, что она отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей.
Цели воспитания могут носить и субъективный характер. Как правило, это происходит в том случае, когда конкретная семья формулирует для себя, каким они хотят вырастить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие. Если противоречия острые, трудно разрешимые, это может оказаться пагубным для развивающейся личности. Но субъективные цели позитивны тем, что при их формулировании и реализации родители учитывают особенности индивидуального развития своего ребенка, создают условия для осуществления цели.
Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.
8. Объективный и субъективный характер цели воспитания.
Сформулированная государством цель воспитания носит объективный характер, т.к она отражает принятые в обществе ценности и направлена на формирование личности исходя из потребности государства.
При ее определении учитываются особенности культуры быта национальные традиции и даже географические условия.
Субъективный характер цели воспитания – цель, которую определила для себя каждая семья. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие. Если противоречия острые, трудно разрешимые, это может оказаться пагубным для развивающейся личности. Но субъективные цели хороши тем, что при их формулировании и реализации родители учитывают особенности индивидуального развития своего ребенка, создают условия для осуществления цели.
Государственные образовательные учреждения не обладают правом формулировать такую цель воспитания детей, которая бы не совпадала с реальной объективной целью, заданной государством, даже если они с ней не согласны. Частные же образовательные учреждения могут принимать субъективные цели, но и они не должны вступать в противоречие с государственными целями, иначе дети, воспитывающиеся и обучающиеся в таких учреждениях, в дальнейшем попадут в «тупиковую» ситуацию.
9. Концепция воспитания дошкольников.
Каждая цель подкрепляется концепцией, а каждая концепция может подкрепляться одной или несколькими программами реализации.
В 20-е годы получила признание концепция Крупской, основными направлениями реализации цели являются идейная направленность и коллективизм. В данной концепции осуществляется учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Эта концепция подкреплялась методическими письмами.
В 30-е годы в концепцию были внесены некоторые изменения. Основными направлениями остаются те же и добавляется воспитание трудолюбия. В концепции ослабевает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Концепция подкрепляется первым проектом – программой (1932г), программой и внутренним распорядком (1934г), руководством для воспитателей (1938).
В 40-е годы в концепции осуществляется резкий переход от индивидуального к коллективному воспитанию. Особое внимание стало уделяться патриотическому интернациональному воспитанию. Данная концепция подкреплялась руководством для воспитателей.
В 50-е годы изменения в концепции были внесены в связи с введением обязательного систематического обучения в д/с и признание основной формы (в результате исследований Усовой) 1953г – занятие.
В 60-е годы изменения в концепции в связи с объединением яслей и д/с (1959г). В результате чего выходит программа (1962) «Обучение и воспитание в д/у»
В 80-е годы начинается разработка новой концепции, в основу которой положена личностно – ориентированная модель. 1 попытка – обучение с 6 лет – завершена неуспешно. Выходит типовая программа Курбатова и Подъяковой В каждой республике вырабатывается своя программа
1989г эта концепция утверждена в России, а в 1990г на ее основе разработана в БССР своя концепция. Осн. принципы данной концепции: принцип гуманизации и демократизации. Сущность которых заключалась в: ориентация на личность ребенка; охрана жизни и укрепление здоровья; сокращение наполняемости групп (3-4 года – 8-10 детей; 4-5 – 10-12 детей; 5-6 – 12-14 детей). В результате этих подходов была создана и востребована психологическая служба в ДУ.
В 2000г была разработана концепция дошкольного образования в РБ.
В 2011г
10. Социально-педагогические
основы становления системы
Общее дошк. воспитание в мире появилось еще в конце 18в.
Первые ДУ в России появились во 2-й половине 19в., в основном платные, частные. На благотворительные средства ДУ открывались в крупных городах. Содержание работы зависело от содержателей данных учреждений. В основном все учреждения работали по системе Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.
На развитие общественного дошк. воспитания в России огромное влияние оказали Симонович, Шлегер и др.
После революции общественное дошк. воспитание вошло в единую систему народного образования и стало 1-ым звеном.
В 1943г. открывается академия пед. наук РСФСР и при ней сектор дошкольного образования, который возглавила Усова А.П.
Значительное влияние на разработку теоретических основ и методического обеспечения для ДУ оказала деятельность кафедр дошкольной педагогики «Московского государственного пед. института им. Ленина» и «Ленинградского пед. института им. Герцена» Вопросами умственного воспитания занимались: Усова, Леушина; Эстетического – Флерина; вопросами игры – Жуковская.
В результате исследований под руководством Усовой было определено содержание, формы, методы и средства обучения детей дошк. возр.
В 1953г вводится обязательное систематическое обучение в д/с, основной формой обучения признано занятие.
В 1960г открывается первый в мире научно – исследовательский институт по дошкольному воспитанию, возглавили который ряд ученых. Было открыто 6 лабораторий: 1- раннего возр.; 2- дошк. возр.; 3- экспериментальной дидактики; 4- возрастной психологии; 5- эстетического восп.; 6- физического восп. Работа лабораторий была направлена на:
- проведение различного рода
психо – педагогических
- разработку программ и методик дошк. воспитания;
- изучение, обобщение и распространение передового пед. опыта;
- исследования вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школе.
11. Взаимосвязь теории
и практики как условие
1840г в истории педагогики
ознаменован тем, что Ф.Фребель
немецкий педагог дал своему
дошкольному заведению
Одной из центральных проблем является соотношения обучения, воспитания и развития ребёнка-дошкольника. К концу 1930-х гг. сложились 3 основные теории, посвящённые этому вопросу.
1-я теория рассматривает разв-
2-я теория строится на
Согласно третьей теории, развитие реб-ка опосредовано его обучением и воспитанием (Л.С.Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает вперёд, опережая развитие ребёнка. Т.О. в процессе обучения происходит развитие. Идея развивающего обучения реализуется в новых программах – «Истоки», «Детство», «Разитие». Источником развития должны стать специфические детские виды деят-ти, так как в них формируются базовые личностные кач-ва реб-ка: творческая активность, инициативность, компетентность, общительность, и др. В пед-их теориях классификация восп-ия даётся по содержанию и включает: умств-ое, нравств-ое, эстетич-ое, труд-ое восп-ие. Пед-ие теории соотносятся с теориями развития личности. (Когнитивные теории Ж.Пиаже (разв-ие ума, интеллекта), психоаналитическая теория З.Фрейда и др. (форм-ие полоролевого поведения), гуманистическая теория роджерс, Маслоу (предполагает личностный рост, саморазвитие), теория деятельностного подхода Л.С.Выготский, Эльконин, Леонтьев (развитие личности)). Соврем-ые пед-ие теории реализуют принцип интеграции, который находится на стадии научного осмысленияи эксперементирования.
Дошк-ая пед-ая наука находится в постоянном развитии и обогащении, она модернизируется с учётом накопленного позитивного опыта работы педагогов ДОУ.
12. Система дошкольного образования в РБ.
Система дошкольного образования в РБ – совокупность воспитательно–образовательных учреждений, функционирующих в государстве, связь и преемственность между ними на основе принципов и положений, в соответствии с которыми они строят свою работу.
В соответствии с законом «Об образовании в РБ» основными компонентами системы образования являются: участники образовательного процесса; образовательные стандарты; разработанные на их основе планы и программы; учреждения образования; гос. органы управления учрежд. образования.
В РБ образование делится:
1.Основное образование включает в себя след. ступени: дошкольное образование; общее среднее; среднее специальное; профессионально – техническое; высшее; послевузовское.
2. Дополнительное образование включает в себя учреждения внешкольного воспитания: кружки, секции, студии и др., а также институты повышения квалификации, центры подготовки и переподготовки кадров.
В настоящее время в РБ сложилась гибкая многофункциональная система ДОУ, различающихся по видам, типам и профилю:
По видам: государственные и частные;
По типам: ясли-сад, детский сад, учебно-педагогические комплексы, дошкольные центры развития.
По профилю: общего назначения, по уходу и досмотру, оздоровительной направленности, с углубленной направленностью
13. Профессиональные функции и личностные качества педагога дошкольного учреждения.
Профессиональная деятельность педагога ДУ явилась предметом исследования ряда педагогов и психологов: Панько, Буре, Логинова, Симушина и др. В результате исследований было установлено, что профессиональная деятельность педагога ДУ многогранна по содержанию и условно в ней можно выделить ряд функций:
1.Создание пед. условий для успешного воспитания и развития ребенка.
2. Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
3.Систематическая воспитательно – образовательная работа с детьми.
4.Участие в пед. просвещении родителей.
5. Функция осуществления преемственности в работе с семьей, т.е педагог должен регулировать и согласовывать воспитательное воздействие семьи и ДУ на ребенка.
6. Функция самообразования.
7.Участие в опытной и исследовательской деятельности.
Педагог ДУ должен обладать след. профессиональными и личностными качествами:
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Дошкольная педагогика"