Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:08, шпаргалка
Как научная дисциплина конфликтология начала формироваться в 1960е гг . за рубежом и в 1990е гг. в России. Эта молодая наука до сих пор находится в процессе разработки и создания целостности теоретической и методологической базы.
Выделяют три направления конфликтологии как научной дисциплины.
1. Развитие теории, методологии и исследований конфликтологии.
2. Формирование конфликтологических знаний в сфере образования.
3. Внедрение прикладного значения конфликтологии с целью прогнозирования и предупреждения конфликтов в обществе.
Чем ниже нравственные качества руководителя, тем сложнее будет разрешать конфликт с ним.
Противоборствующие стороны – группы (малые, средине и микрогруппы). В основе – столкновение противоположно направленных групповых мотивов
Происхождение объясняется природно обусловленной враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».
Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.
Во-первых, образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям: Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они». Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше. Групповая атрибуция. Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинам. А, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами. Агрессия. В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести себя более агрессивно, нежели в случае, когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который с одной стороны обеспечивает «заразительность агрессии», а с другой заметно снижает чувство персональной ответственности за происходящее. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых в случае наказания и будет направлена энергия. Поэтому ответственность за свое поведение заметно снижается. Кроме того, агрессивные проявления в группе обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство персональной ответственности. И, наконец, агрессивное поведение в группе людей, таким же агрессивным образом себя ведущих, воспринимается как социальное одобрение и поддержка.
К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт. Поскольку вы будете не столько участниками, сколько наблюдателями этих конфликтов, вам важно знать не пути их разрешения и предупреждения, а причины их возникновения.
Причины трудового конфликта: неудовлетворительные условия труда, система распределения ресурсов, выполнение договоренностей
Формы: забастовка, демонстрация, обращение к общественности через СМИ, пикеты и т.д.
Условия межэтнических конфликтов: заниженный или завышенный уровень национального самосознания, наличие в обществе «критической массы» проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия, наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.
Особенностью внутриполитического конфликта является борьба того или иного слоя общества за свой политический интерес. Среди внутриполитических выделяют классовые конфликты, конфликты между политическими партиями, конфликтны между политическими группировками.
Предупреждать конфликт можно двумя формами поведения: влияя на свое поведение и воздействуя на психику оппонента.
Что можете лично вы:
1. уметь оценивать ситуацию как предконфликтную.
С этой целью составляется карта потенциального конфликта, т.е. карта, отражающая устремления сторон в конфликтной ситуации. Эта же карта позволяет и структурировать существующий уже конфликт для того, чтобы определить эффективность той или иной стратегии в конфликте:
2. После такого
анализа необходимо принять
Необходимо следовать следующим принципам:
1. не идти
на конфликт, если не уверены,
что оппонентом правильно
2. Снижать по
возможности личный фон
3. Избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении и перевозбужеднии. (суточные колебания)
4. Чаще практиковать
в конфликтных ситуациях
5. Не давать предварительных оценок и не ожидать единственно желаемого результата.
Способы и приемы воздействия на оппонента:
1. Не требуйте от окружающих того, что они не в состоянии дать (не в состоянии, а не «не хотят»). Учитывайте способности и возможности людей. Ставьте реальные сроки.
2. Не перевоспитывайте
человека (до 5 лет). Все новое в
природе и обществе создается
достаточно медленно. Если вас
в человеке не устраивает
3. Оценивайте
психологическое состояние
4. Занимайте твердую позицию по отношению к проблеме и мягкую по отношению к оппоненту.
5. Заранее информируйте людей о ваших решениях, затрагивающих их интересы.
6. Не увеличивайте число обсуждаемых проблем в ходе беседы.
Процесс эффективного
общения в предконфликтной
Существует большое число техник эмоционального контроля.
Одна из таких техник – визуализация. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим или говорящим что-то.
Вторая техника – заземление. В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии. Затем вы представляете себе, что эта энергия спускается вниз и спокойно уходит в землю.
Еще одна техника
предлагается Д.Скоттом. Это проецирование
и уничтожение в форме
Еще один способ – очищение энергетической ауры. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что так вы очищаете энергетическую оболочку тела.
Все эти способы действуют только на уровне вашей психики и, безусловно, не претендуют на реальное энергетическое воздействие. Однако конфликт – это продукт вашей психической деятельности. Поэтому бороться с ним необходимо по его же правилам и на его территории.
Если вас упорно
втягивают в нежелательный
Не используйте
конфликтогены.
37. Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах в детском возрасте
Традиционные программы обучения «миролюбивому» поведению в конфликтах, в зависимости от возраста детей, могут включать в себя обсуждение деструктивных и конструктивных стратегий взаимодействия в конфликтах, негативных последствий использования силы и преимуществ переговорных моделей, а также практические формы активного обучения.
Обучение может осуществляться с любого возраста с поправкой на возрастные возможности детей. Японские воспитатели считают, что конфликты между детьми могут стать эффективным инструментом воспитательного процесса. По их мнению навыкам общения нужно обучать и в случае необходимости корректировать поведение детей, иначе у ребенка могут закрепиться такие формы поведения, которые могут стать помехой в его отношениях с окружающими и окажутся деструктивными для его собственного развития. И начинать формирование отношений в группе следует с достаточно раннего возраста. Уже у годовалых детей фактически возникают противоречия между потребностями собственного «Я» и потребностями другого, вызывающие конфликтные ситуации. В этот период «конфликты», возникающие между детьми, довольно типичны: дети не могут поделить понравившуюся им игрушку, даже если в руках у них одинаковые предметы, они стремятся к обладанию чужой вещью; дети бьют или толкают друг друга, часто просто с целью привлечения внимания партнера, и т. д. Японские воспитатели успешно использовали приемы игрового научения детей рукопожатию и просьбе об игрушке, понравившиеся детям и заменившие прежние «конфликтные» формы их взаимодействия. С двухгодовалого возраста идет «языковое» освоение конфликта, детей учат выражать свое мнение и свои потребности в конфликтных ситуациях словами, постепенно формируя у них навыки конструктивного взаимодействия.
В более старшем возрасте проблемы во взаимодействии детей, равно как и в работе воспитателей с детьми, могут возникать вследствие того, что дети не выполняют свои обязанности в группе, не соблюдают принятые нормы и правила поведения и т. д. По мнению японских воспитателей, в таких случаях целесообразно устраивать обсуждение возникших конфликтных ситуаций. Фактически детей учат анализировать конфликты, понимать причины их возникновения и искать конструктивные способы выхода из сложных ситуаций взаимодействия. В четырехлетнем возрасте дети в состоянии распределять обязанности по группе, обсуждать и договариваться о порядке их выполнения.
Главный принцип описываемого подхода японских воспитателей - не следует закрывать глаза на противоречия и конфликты, которые неизбежно возникают в группах детей, их надо учитывать, анализировать, обсуждать вместе с детьми. Конфликты - при правильном к ним подходе - могут стать эффективным фактором педагогического процесса, воспитательного воздействия на детей; «присутствие трудных детей в коллективе в определенной степени способствует общему развитию группы, воспитанию группового сознания, укреплению товарищеских отношений, но при этом необходимо обязательно создать доброжелательную атмосферу.
Таким образом, научение конструктивным навыкам поведения в конфликте, возможно, не имеет возрастных границ. Уже в возрасте пяти лет дети понимают природу возникающих между ними конфликтов, в возрасте восьми лет они способны аргументировать свою позицию и выдвигать контраргументы.
К. Фопель выпустил книгу под названием «Как научить детей сотрудничать?». Это сборник интерактивных игр, направленных, по выражению автора, на развитие «эмоционального интеллекта» детей, предназначенный педагогам и психологам.
Среди прочих разделов,
посвященных агрессии и гневу, достижению
успеха, общению, самооценке и др. в сборник
включены и упражнения по разрешению проблем
и конфликтов.
22. Психологическое консультирование
Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений. Ψ консультирование - профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации. К этим проблемным ситуациям относятся экзистенциальные кризисы, межличностные конфликты, семейные затруднения, проблемы профессионального выбора. В качестве основного отличия психологического консультирования от психотерапии подчеркивается, что «пациент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы», однако тут же отмечается, что сегодня границы между психотерапией и консультированием стираются. Авторы «Психотерапевтической энциклопедии» считают что в ПК можно выделить три основных подхода: 1) проблемно-ориентированное консультирование направлено на анализ проблемы и ситуацию, внешние причины ее возникновения; 2) личностно-ориентированное консультирование предполагает анализ личностных детерминант возникновения проблемы у человека и работу с ними; 3) решение-ориентированное консультирование направлено, как явствует из его названия, на решение проблемы, поиск ресурсов и вариантов ее решения.