Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:08, шпаргалка
Как научная дисциплина конфликтология начала формироваться в 1960е гг . за рубежом и в 1990е гг. в России. Эта молодая наука до сих пор находится в процессе разработки и создания целостности теоретической и методологической базы.
Выделяют три направления конфликтологии как научной дисциплины.
1. Развитие теории, методологии и исследований конфликтологии.
2. Формирование конфликтологических знаний в сфере образования.
3. Внедрение прикладного значения конфликтологии с целью прогнозирования и предупреждения конфликтов в обществе.
Ф. Холлис предлагает
следующую классификацию
Следующая категория приемов широко обозначается как рефлексивное рассмотрение актуальной ситуации человека. Она включает в себя: приемы, направленные на описание клиентом своей ситуации, ее экономических, социальных, физических и других аспектов, людей, с которыми он связан; приемы, имеющие своей целью прояснение того, что человек думает по поводу своих действий, своего поведения, последствий, и направленные на обсуждение возможных альтернативных стратегий поведения, использование доступных ресурсов, его отношений с людьми, с которыми он связан; побуждение человека к рефлексивному отражению своих чувств, установок, представлений, которые могут не вполне осознаваться, быть невербализованными или не рассматриваться как значимые; побуждения к анализу собственных действий или реакций, которые могут не соответствовать ситуации или создавать проблемы; действия, направленные на уточнение отношений клиента и консультанта. Все эти приемы, или «техники», обязательно используются, хотя бы частично, при работе консультанта с любым случаем.
Пятая категория методов включает в себя процедуры, направленные на побуждение клиента к рефлексии и осознанию внутренних детерминант динамики его реакций, на осознание взаимосвязи между различными аспектами его поведения, на осознание его искажений реальности или неадекватных реакций и т.д. Эта группа методов также ориентирована на осознавание человеком своей субъективности, взаимосвязей различных аспектов своего поведения и внутренних реакций и т.д., но, в отличие от предыдущего, «в историческом плане» - ранее интернализованных способов реагирования, которые становятся частью актуальной ситуации. Все эти приемы, в большей или меньшей степени используемые при работе с разными «случаями», в конечном счете «работают» на понимание того, как человек воспринимает свою жизненную ситуацию - его реальную ситуацию, его способ реагирования на нее и их взаимосвязи.
Ψ консультирование сегодня - это своего рода собирательное понятие для обозначения разных видов и приемов психологической помощи людям; его непросто дифференцировать не только от психотерапевтической работы, но и от других видов психологической помощи - среди которых специалисты упоминают «советы», «информирование», «прямое действие», «обучение» и «системные изменения. Считается, что консультирование релевантно случаям, когда «проблемы клиента не носят "встроенный" характер, т.е. являются следствиями не его развитых внутренних ригидных невротических паттернов, а скорее обусловлены давлением внешних факторов». Для ПК характерно более пристальное внимание к ситуациям, которые иногда обозначаются как «давление социальной реальности». В явном или скрытом виде цели ПК часто связываются с расширением адаптационных возможностей человека: это проявляется, в том числе, и в использовании выражений типа «улучшение функционирования», «усиление эффективности» и т. д. Человек обращается за психологической консультацией, потому что у него возникают проблемы. Эти проблемы могут переживаться как межличностные затруднения: конфликты в семье, на работе, с другими людьми. Человек сам не может справиться с возникшей ситуацией, он хочет понять, что делать, как выйти из этой ситуации, как добиться понимания со стороны другого или, может быть, воздействовать на него и т. д. Переживаемые трудности в этом случае, как правило, описываются как интерперсональная ситуация - т. е. описание отношений, взаимодействия, поведения сторон и т. д. Эти конфликты интерпретируются как возникающие «проблемы с другими», решение которых требует изменений в интерперсональной плоскости отношений и взаимодействия.
Проведенный анализ
дает основания для понимания процесса
психологического консультирования в
ситуациях переживаемых клиентом конфликтов
как Ψ помощи в диалоге человека с другими.
Если принять позицию, согласно которой
при консультировании проблемы клиента
имеют не «встроенный» характер и в большей
мере обусловлены «давлением социальной
реальности», то это «давление» всегда
проявляется в интерперсональном контексте,
в отношениях со «значимыми другими»,
в конфликтах с которыми и «персонифицируется»
это «социальное давление». В этом смысле
ПК это всегда Ψ помощь человеку в поиске
его взаимопонимания с «другими», работа
с «человеком-в-ситуации». В пользу этого
свидетельствует и анализ литературы
по проблемам консультирования, в том
числе и описания конкретных случаев работы.
10.Становление и развитие конфликтологии как науки
Конфликтология
- наука о закономерностях
В советское время термин "конфликт" был ругательным, так как была поставлена задача на построение бесконфликтного общества. Тем не менее появлялись отдельные работы, анализирующие конфликтные взаимодействия в трудовых коллективах, в педагогических коллективах.
Отечественную конфликтологию делят на 3 периода.
до 1924 года - зарождаются и развиваются практические знания, правила, принципы и приемы поведения людей в реальных конфликтах, находит отражение в искусстве.
1924-1990 г.г. - зарождение,
становление и развитие
1990-2004 г.г. - первые
междисциплинарные
В Советском Союзе конфликтология долгое время не развивалась. Это было связано с господствовавшей в советский период «теорией бесконфликтности». Под прикрытием этой теории реально существующие в стране острые конфликты утаивались, загонялись внутрь. Однако, скрывать множество социальных конфликтов, существовавших в советском обществе, становилось все труднее, поскольку со временем они становились все многообразнее и острее. Различного рода коллизии проявлялись и в политике, экономике, быту. Главным из них был конфликт между господствовавшей советской и партийной элитой, номенклатурой и большинством народа, который с огромной силой и выплеснулся наружу в начале 90 х годов.
Все же с середины 50 х годов, когда теория конфликта стала одной из господствующих парадигм в западной социологии, и в советской литературе стали появляться первые исследования по проблемам социального конфликта. Это были исследования о конфликтах в международных отношениях, в семье и на производстве. Но все же в целом западная теория конфликта в советской литературе оценивалась резко негативно. Она квалифицировалась как «буржуазная», «апологетическая», «антикоммунистическая». Подчеркивалось, что эта теория является, с одной стороны, альтернативой марксизму, а с другой стороны, противостоит некоторым устаревшим буржуазным концепциям.
Но в 80 е годы некоторые советские социологи вынуждены были признавать определенные достижения западной конфликтологии. Однако, вплоть до начала 90 х годов в советском обществоведении существовал явный недостаток научных знаний о конфликте, который не преодолен в полной мере и до настоящего времени.
В постсоветский период вирусом конфликтное™ оказалось охваченным все наше общество. Многообразные столкновения стали развиваться на всех уровнях: межнациональном, межгрупповом и межличностном. Они приобрели самые острые формы, включая вооруженные столкновения, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы – Приднестровье, Карабах, Северная Осетия, Чечня– Конфликтуют регионы с центром, администрация предприятий – с трудовыми коллективами, этнические общности и социально профессиональные группы.
В этих условиях и возникла настоятельная потребность в разработке отечественной конфликтологии в качестве самостоятельной отрасли научных знаний. Этот процесс стал особенно активным с начала 90 х годов. Ныне насчитывается уже около 2,5 тысяч публикаций по проблемам конфликта. В работах отечественных ученых за последнее десятилетие был обобщен опыт зарубежных исследований, дан анализ социальных конфликтов в современном российском обществе.
Возникла и стала постепенно расширяться и практика посреднической деятельности по разрешению конфликтов. Созданы специальные центры по разрешению конфликтных ситуаций в Москве и Санкт Петербурге, Калуге и Белгороде, Новосибирске и Красноярске.
В вузах страны
началось преподавание конфликтологии
в качестве учебной дисциплины, обязательной
для подготовки специалистов по экономике,
менеджменту, правоведению и ряду других
специальностей. Подготовка специалистов
– конфликтологов начата в ряде крупнейших
университетов страны, в том числе и через
систему аспирантуры. Усилилось сотрудничество
отечественных и зарубежных ученых, по
этой проблематике стали чаще проводиться
научные конференции, семинары и т.п. Появились
первые научные периодические издания,
посвященные социальным конфликтам.