Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:28, шпаргалка
Предмет педагогики — воспитание (см. ниже). Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.
Социологические закономерности: развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в общении; продуктивность обучения зависит от интенсивности познавательных контактов; эффективность образования зависит от уровня интеллектуальной среды, интенсивности взаимообучения, она повышается в условиях познавательной направленности, вызванной соревнованиями;
Организационные закономерности: эффективность зависит от организации учебного процесса, потребности учиться, формирования познавательных интересов; результаты обратно пропорциональны отношению учащегося к учебной трудоспособности учащегося и учителя.
Педагог-ученый и практик
Палтышев предложил общий закон
педагогики, названный им «педагогической
гармонией». Он относит его и к
обучению, главным образом к
Современные дидактические исследования и практика позволяют в качестве основных законов обучения выдвинуть следующие:
1. Обучение есть
Отсутствие обучающего в данный момент можно восполнить самообразованием, но это не означает полного отсутствия обучающего, например, составителя программы, учебника и пособий, программированного курса. В этом случае обучающий присутствует до момента самообразования, он задает учащемуся цель, определяет содержание и предлагает методику изучения материала. Из этого закона вытекает целый ряд частных законов, характеризующих взаимодействие компонентов этого процесса.
2. Закон педагогической гармонии (Н.Н. Палтышеву)
3. Обучение развивает
и воспитывает личность. Это положение
признают теоретики и практики,
но не все называют его
Эти три закона занимают верховенствующее положение в дидактическом процессе. Из них происходят и им подчиняются многие частные законы, принципы и правила обучения.
Закон социальной обусловленности
целей, содержания и методов обучения
раскрывает объективный процесс
определяющего влияния
Закон воспитывающего и развивающего обучения. Раскрывает соотношение овладения знаниями, способами деятельности и всестороннего развития личности.
Закон обусловленности обучения
и воспитания характером деятельности
раскрывает соотношения между
Закон целостности и единства педагогического процесса раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов и т.д.
Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности.
Выделяются внешние
Принцип обучения - исходное положение, которое определяет содержание учебной работы, формы и методы обучения в соответствии с целями обучения и воспитания.
Правила обучения это практическая основа обучения, так как есть указания, как поступить учителю.
Принципы обучения.
1. Принцип наглядности.
Используется с древнейших времен, теоретически обоснован Коменским.
Правила:
-Золотое правило дидактики
«С наглядностью восприятие
-При применении наглядности
рассматриваем ее сначала с
учащимися в целом, потом
-не следует увлекаться
чрезмерным количеством
-изготавливать пособия самим с помощью учеников.
2. Принцип систематичности и последовательности.
Предполагает преподавание
и усвоение знаний в
Правила:
-изучаемые материал
-Учитель использует передовые
достижения методики обучения: составляет
опорные конспекты, структурно-
-к кратким и обобщающим
повторениям нужно прибегать
не только в начале урока
и не только после его
-Понимание системы требует
логики, а формирование ее –
также чувств и эмоций. Нужно
обучать энергично, с
3. Принцип прочности.
Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти.
Правила:
- Забывание изученного
наиболее интенсивно идет
-Учителю нужно контролировать внешние и внутренние факторы
-Нужно приучать каждого
ученика работать в
-Не приступать к изучению
нового предварительно не
-Ученик запоминает 10% того что читает; 20% того что слышит; 30% того что видит; 40% что видит, слышит, говорит; 60% что обсуждает сам,; 80% что делает сам и 90% когда обучает других.
4. Принцип доступности
Суть принципа доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.
Правила:
- Учебный материал должен подаваться в соответствии с возможностями и особенностями детей.
-Учебный процесс стоит вести в оптимальном темпе, но так чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действий средних и слабых.
-Доступность зависит от ясности изложения и речи учителя.
-Не увеличивать длительность
монологов. Нужно тонко
-Функции учителя не в том чтобы облегчить, а в том чтобы помочь.
5. Принцип научности.
Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для его реализации учителю необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений; показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.
Правила:
-Нужно обучать на основе новейших достижений в педагогике, психологии и методике обучения.
- Каждое новое введенное
научное понятие нужно
-Нужно информировать
учащихся о новых достижениях
науки, культуры, техники, а также
можно связывать новые
-Поощрять исследовательскую работу учеников.
-Дать ученикам возможность пережить радость открытия, чувство успеха.
6. Принцип связи теории с практикой.
Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации данного принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
Правила:
-Обучая, идите от жизни к знаниям, или от знаний к жизни. Связь Знание-Жизнь необходима.
-Воспитывайте у учащихся
сознательное и положительное
отношение к труду,
-В учебно-воспитательном
процессе следует соединять
-Развивайте, закрепляйте и переносите успех учащегося в одном виде деятельности на другие.
7. Принцип сознательности и активности.
Требует от ученика
активной познавательной
Правила:
-Обучайте так, чтобы
учащийся понимал что, почему
и как нужно делать, и никогда
механически не выполнял
-Контролируйте факторы, отвлекающие внимание учащихся от объекта изучения.
-Следует как можно
чаще задавать вопрос «почему?»
-шире используйте в
обучении практические
-помните, что по настоящему
знает не тот кто