ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Основой успешной социальной адаптации является правильная речь ребенка, способствующая развитию коммуникабельности, мыслительной деятельности, познавательной активности. Для полноценного речевого общения и познания окружающей жизни необходим достаточный уровень сформированности всех сторон речи (произношения, грамматического строя, словарного запаса).
В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в школу детей с недоразвитием речи. Выраженные нарушения фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи затрудняют формирование чтения и письма, развитие коммуникативных умений и навыков, приводят к неуверенности в себе и речевой замкнутости, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности школьников. Важно своевременно восполнить пробелы в речевом развитии детей уже на этапе дошкольного возраста, сформировать познавательный интерес к языку, обеспечить речевую базу для осознанного изучения грамматического материала на уроках русского языка. Для успешной реализации этих задач необходим постоянный поиск и внедрение новых педагогических технологий.

Содержание

Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы использования электронных образовательных ресурсов в речевом развитии средних дошкольников в условиях реализации ФГОС 6
1.1. Психолого-педагогический анализ использования электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста 6
1.2. Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 11
1.3. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи детей дошкольного возраста 19
2. Экспериментальное исследование использования ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 27
2.1. Диагностическое исследование уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста 27
2.2. Программа применения ЭОР в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 33
2.3. Динамика уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста 36
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

ЭОР_РЕЧ_СР,ДОШК.курс.docx97.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

 

1.3. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи детей дошкольного возраста

 

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка — дошкольника. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и польноценное развитие детей. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь детей не отличается особой выразительностью, дети зачастую допускают в своей речи аграматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из — за неразвитости речи, бедности словарного запаса у детей часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях в помощь педагогу ДОУ приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по — настоящему современным.

В настоящее время идет интенсивный процесс внедрения в образование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Наибольший интерес вызывают мультимедийные ЭОР, позволяющие осуществлять полисенсорное воздействие, используя как зрительный канал (текст, фото, видео, анимацию), так и слуховой (аудио записи): учебных видеофильмов, звукозаписей, обучающих, развивающих и коррекционных программ (при этом самостоятельного доступа к таким ЭОР у дошкольников нет, отбор ресурсов и условия их применения определяются педагогами) [15]. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить своими эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.

В настоящее время выбор мультимедийных программ развивающего характера довольно обширен. Из всего многообразия хорошо зарекомендовали себя программы издательства «Новый диск», "Медиа Хауз ", фирма "1С". Работа с данной программой предполагает многообразные формы деятельности детей. Это дает возможность сделать речевую деятельность вариативной (фонетическая, связная, монологическая).

Для разнообразия и поддержания стабильного интереса, эффекта новизны можно использовать на занятиях DVD диски из серии «Чудо - малыш». Данные диски дополняют аудиодисками с записью текстов сказок, звуками предметного мира, мира природы, обучению построению предложений. Благодаря заданиям, предложенным данной серией дисков можно проводить большую словарную работу, работу над формированием грамматически правильной речи с использованием фрагментов иллюстраций.

Следует отдать должное мультимедийным презентациям, как одним из составляющих использования ИКТ. Последнее время появляются отдельные публикации, посвященные использованию  компьютерных презентаций на логопедических занятиях в школе и детском саду. Применение  презентаций на логопедических занятиях вызывает интерес у  большинства детей и, что также важно, у самого педагога.

Как показывает изучение компьютерных презентаций, представленных в Интернете, иногда их использование сводится к простому переносу информации с доски  на экран монитора. При этом вместо интенсификации учебного процесса получаем неоправданное увеличение затрат времени и сил педагога, возрастание негативной нагрузки на ребенка. Для того чтобы разработка и применение компьютерных презентаций не становились самоцелью и приносили реальную пользу, необходимо уточнить требования к ЭОР, применяемым на логопедических занятиях в дошкольном учреждении.

Прежде всего, необходимо определить область использования  компьютерных презентаций. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями не допускается занятие за одним компьютером более одного ребенка. Следовательно, применение компьютерных презентаций на подгрупповых и фронтальных занятиях, как воспитателя, так и учителя-логопеда возможно лишь при наличии специального оборудования (мультимедийного проектора, достаточно большого экрана и пр.) При отсутствии такого оборудования занятия проводятся только индивидуально. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, длительность непрерывного занятия на компьютере не должна превышать 10-15 минут, после занятия необходимо провести гимнастику для глаз (целесообразнее это делать в группе с воспитателем) [14].

Таким образом, хотя компьютер может использоваться на любых занятия, исходя из санитарных норм и технического оснащения дошкольных учреждений, наиболее вероятным представляется использование компьютерных презентаций на индивидуальных занятиях. Здесь его включение в образовательный процесс оправдано с целью повышения интереса ребенка к занятию, внесения новизны, интенсификации учебного процесса, ускорения формирования навыков самоконтроля за собственной речью.

Перед началом работы необходимо заручиться согласием родителей на использование компьютера в работе с их ребенком, выяснить, нет ли у него противопоказаний для занятий на компьютере, согласовать режим занятий на компьютере дома. В течение недели традиционные занятия сочетаются с занятиями на компьютере. Новый материал сначала отрабатывается без использования компьютера, затем с использованием презентаций, содержащих аналогичный материал.

Создавая презентации необходимо учитывать особенности зрительного восприятия и внимания детей с нарушениями речи. Фон презентаций лучше выбирать однотонный,  не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Наименьшее утомление глаз вызывают желтый, желто-зеленый, зеленый и светлые ахроматические цвета. Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное их использование помогает удерживать внимание ребенка на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей  быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.

При разработке презентаций следует придерживаться общедидактических и специальных принципов:

- принцип научности – ребенок должен получать достоверные сведения об окружающем мире;

- принцип  доступности – задания подбираются в соответствии с возрастом ребенка с учетом зоны его актуального и ближайшего развития. Лексический материал должен быть доступен по семантике и слоговой структуре;

- принцип последовательности и систематичности – при создании презентации задания выстраиваются от простого к сложному. Одни и те же типы заданий повторяются в разных презентациях, но на более сложном материале. Занятия с использование компьютера проводятся регулярно, однако с частотой, не превышающей санитарных норм;

- принцип наглядности – формат презентаций позволяет пояснить с помощью наглядности значение неизвестных ребенку слов, задания на семантизацию необходимо включать в каждую презентацию. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать слишком мелкие, нерезкие фотографии или фотографии, способные вызвать у ребенка негативные чувства;

- принцип индивидуального подхода – презентации достаточно мобильны, их содержание можно быстро менять в соответствии с уровнем развития детей. Рекомендуется предусмотреть в алгоритме возможность выбора с помощью гиперссылок и кнопок перехода заданий, соответствующих уровню развития ребенка;

- принцип системного подхода к обучению и воспитанию. Презентации должны включать как упражнения на развитие  устной речи, так и на профилактику нарушений письменной речи и развитие неречевых процессов. Помимо коррекционно-развивающей, упражнения должны иметь и воспитательную направленность [26, с.112].

Учитывая ведущую деятельность возраста, каждая презентация строится из нескольких игр, которые кроме основных целей способствуют развитию мотивации достижения, созданию ситуации успешности. Как показывает опыт разработки презентаций, такие игры не должны быть  слишком длинными. Лучше использовать две короткие игры на одну и ту же тему, чем одну длинную.

Нелинейный алгоритм презентации, осуществляемый с помощью гиперссылок и кнопок перехода, позволяет выбирать индивидуальную программу для конкретного ребенка в рамках данной презентации. В алгоритме презентации должна присутствовать также обратная связь, т.е. реакция, как на правильные, так и на неправильные ответы ребенка. Причем в последнем случае реакция должна быть максимально дружелюбной по отношению к ребенку и оказывать организующую помощь. Посредством обратной связи у ребенка формируется самоконтроль за собственной речью.

Проблема создания и использования компьютерных презентаций на логопедических занятиях с детьми требует дальнейшей разработки и широкого обсуждения.

Большую роль в работе с использование новых информационых технологий играют компьютерные игры как новый вид развивающего обучения. В работе с дошкольниками по развитию речи можно использовать компьютерные игры в серии «Логобург». Содержание этой продукции многообразно, перечислим наиболее часто используемые:

Задание « Какой, какая, какие» - пополнение словаря прилагательными.

Задание «Чей малыш» - образование уменьшительно — ласкательных слов.

Задание «Что сначала, что потом» - развитие умения перессказывать по серии сюжетных картинок.

Задание «АУ» - развитие силы голоса, интонационной выразительности речи.

Задание «Времена года», «Фрукты», «Огород» - способствуют лучшей усвояемости определенных лексических тем занятий.

Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ЭОР можно лишь изредка, как подручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий - облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес к обучению.

Опыт организации воспитательно — образовательного процесса с использованием ЭОР на занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации [5].

Следовательно, применение ЭОР в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Компьютерные технологии сегодня — один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интелектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы  (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства) являются неотъемлемой частью современной системы образования. Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Мыслительная деятельность невозможна без речи. На этапе среднего дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить чётко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т.д.

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе развития речи детей позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно ёмким, зрелищным, комфортным. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – хороший помощник в подготовке педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. ЭОР позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

 

2. Экспериментальное исследование использования ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

 

 

2.1. Диагностическое исследование уровня речевого развития   детей   среднего дошкольного возраста

 

Диагностика речевого развития   детей   среднего дошкольного возраста проходила на базе МДОУ детский сад «Колосок» общеразвивающего вида с. Ронга, Советского района РМЭ, в группе «Колокольчик». В исследовании принимали участие дети среднего дошкольного возраста в количестве 20 детей.

В целях нашего исследования была выбрана комплексная методика исследования речевого развития   детей   средней  группы, предложенная и используемая в практике ДОУ.

В ходе диагностики детям было предложено 5 заданий:

Задание 1. Кукла.

Цель: изучение уровня развития словарного запаса, лексической и грамматической стороны речи.

Воспитатель показывает  ребёнку  куклу, задаёт вопросы в следующей последовательности:

  • Скажи, что такое кукла?
  • Какая на кукле одежда?
  • Дай  задания   кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
  • К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
  • Какую посуду ты знаешь? Скажи, что из чего сделано.
  • Сравнение предметов посуды. Чем отличаются эти предметы?
  • Подскажи слово. Одна тарелка глубокая, а другая: (мелкая); один стакан высокий, а другой: (низкий); одна чашка чистая, а другая: (грязная).
  • У чашки есть ручка. Какие ручки ты ещё знаешь?

Информация о работе ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста