ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Основой успешной социальной адаптации является правильная речь ребенка, способствующая развитию коммуникабельности, мыслительной деятельности, познавательной активности. Для полноценного речевого общения и познания окружающей жизни необходим достаточный уровень сформированности всех сторон речи (произношения, грамматического строя, словарного запаса).
В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в школу детей с недоразвитием речи. Выраженные нарушения фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи затрудняют формирование чтения и письма, развитие коммуникативных умений и навыков, приводят к неуверенности в себе и речевой замкнутости, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности школьников. Важно своевременно восполнить пробелы в речевом развитии детей уже на этапе дошкольного возраста, сформировать познавательный интерес к языку, обеспечить речевую базу для осознанного изучения грамматического материала на уроках русского языка. Для успешной реализации этих задач необходим постоянный поиск и внедрение новых педагогических технологий.

Содержание

Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы использования электронных образовательных ресурсов в речевом развитии средних дошкольников в условиях реализации ФГОС 6
1.1. Психолого-педагогический анализ использования электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста 6
1.2. Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 11
1.3. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи детей дошкольного возраста 19
2. Экспериментальное исследование использования ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 27
2.1. Диагностическое исследование уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста 27
2.2. Программа применения ЭОР в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 33
2.3. Динамика уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста 36
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

ЭОР_РЕЧ_СР,ДОШК.курс.docx97.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе развития речи дошкольников позволяет более эффективно устранять речевые недостатки. Применение компьютерных технологий в процессе развития речи у детей среднего дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи педагогического воздействия, учитывать закономерности и особенности их психического развития.

 

2.3. Динамика уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста

 

Для проверки эффективности проведенной развивающей работы с детьми была проведена повторная диагностика уровня развития речи средних дошкольников на контрольном этапе эксперимента и результаты проанализированы.

Результаты диагностики уровня речевого развития детей среднего возраста на контрольном этапе исследования представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2 - Результаты диагностики уровня речевого развития детей среднего возраста, в баллах

Код

Задания

Общая оценка в баллах

Уровень развития речи

1

2

3

4

5

1

3

3

2

2

3

13

Высокий

2

2

2

1

2

2

9

Средний

3

2

2

2

2

1

9

Средний

4

2

3

2

3

2

12

Средний

5

3

3

3

3

3

15

Высокий

6

2

2

1

2

2

9

Средний

7

3

3

3

3

3

15

Высокий

8

3

3

3

3

3

15

Высокий

9

3

3

2

3

3

14

Высокий

10

3

3

3

3

3

15

Высокий

11

3

3

2

2

3

13

Высокий

12

2

2

1

2

2

9

Средний

13

2

2

2

2

1

9

Средний

14

2

3

2

3

2

12

Средний

15

3

3

3

3

3

15

Высокий

16

2

2

1

2

2

9

Средний

17

3

3

3

3

3

15

Высокий

18

3

3

3

3

3

15

Высокий

19

3

3

2

3

3

14

Высокий

20

3

3

3

3

3

15

Высокий

В среднем по группе

2,6

2,7

2,4

2,6

2,5

12,8

Средний


 

Таким образом, по результатам диагностики мы определили, что на этапе контрольного эксперимента:

– высокий уровень речевого развития выявлен у 60% дошкольников;

– средний уровень речевого развития выявлен у 40% дошкольников;

– низкий уровень речевого развития не выявлен;

– в целом группа показала средний уровень речевого развития (средний балл – 12,8).

На рисунке 2 представлены сравнительные результаты уровня речевого развития детей среднего возраста на двух этапах исследования (по уровням в процентном распределении).

 

Рисунок 2  - Сравнительные результаты уровня речевого развития детей среднего возраста на двух этапах исследования (по уровням в процентном распределении)

 

После проведения с детьми среднего дошкольного возраста развивающей работы с применением ЭОР, мы наблюдали положительную динамику в уровне развития речи детей:

- высокий  уровень речевого развития выявлен у 60% дошкольников (на констатирующем этапе было  20%);

- средний  уровень речевого развития выявлен у 40% дошкольников (на констатирующем этапе было  50%);

- низкий  уровень речевого развития не выявлен (на констатирующем этапе было  30% детей).

Следовательно, по результатам исследования уровень речевого развития детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента повысился на 40%.

Для подтверждения данного вывода используем метод математической статистики – t-критерий Стьюдента для зависимых выборок (таблица 3).

В случае зависимых выборок для анализа разницы средних применяют формулу:

где: где   — средняя разность значений,   — стандартное отклонение разностей, а n — количество наблюдений

При помощи приведенной выше формулы мы вычислили показатель t. По таблице критических значений t-критерия Стьюдента, представленной в приложении 2, для заданного числа степеней свободы и избранной вероятности допустимой ошибки (0,05) находили нужное табличное значение t=2,09 и сравнивали с ним вычисленное нами значение t.

Таблица 3 - Результаты статистической обработки количественных данных исследуемой группы на двух этапах исследования

Выборка 1 
(В.1)

Выборка 2 
(В.2)

Отклонения 
(В.1 - В.2)

Квадраты отклонений 
(В.1 - В.2)2

11 

13 

-2 

-2 

-2 

12 

-3 

12 

15 

-3 

-3 

12 

15 

-3 

15 

15 

12 

14 

-2 

10 

13 

15 

-2 

11 

11 

13 

-2 

12 

-2 

13 

-2 

14 

12 

-3 

15 

12 

15 

-3 

16 

-3 

17 

12 

15 

-3 

18 

15 

15 

19 

12 

14 

-2 

20 

13 

15 

-2 

Суммы:

208

252

-44

112


T крит

11

Отклонение

0,05

T крит Стьюдента

2,09


 

Опираясь на статистические расчеты можно сделать вывод о достоверности различий по уровню развития речи детей среднего дошкольного возраста на двух этапах эксперимента. Сверившись с таблицей значений t, мы можем прийти к следующим выводам: полученное нами значение t=11, больше того, которое соответствует уровню достоверности 0,05; таким образом, разница по данному фактору достоверна.

Анализ проведенного формирующего эксперимента наглядно показал высокую результативность  и эффективность проведенной работы по развитию речи детей-дошкольников в условиях ДОУ с использованием ЭОР.  Таким образом, считаем, что цель исследования достигнута.  

В заключении следует отметить, что применение компьютера в работе с детьми дошкольного возраста возможно и необходимо, поскольку это способствует повышению интереса и эффективности обучения, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют знания и умения.

Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня электронные образовательные ресурсы можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию ребенка.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, проведя теоретическое и экспериментальное исследование эффективности ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС, можно сделать выводы:

Происходящие преобразования в системе дошкольного образования, связанные с компьютеризацией и использованием электронных образовательных ресурсов можно охарактеризовать, как логичный и необходимый шаг. Все возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам детского сада оказывают электронные образовательные ресурсы. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современным и эффективным для воспроизведения ЭОР является компьютер. Для повышения качества педагогического процесса могут использоваться такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, электронные учебники, обучающие программы и другие. Каждый тип электронных ресурсов в образовательном процессе детского сада решает ограниченный круг специфических задач.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи. У дошкольников  повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Использование компьютера в работе педагогов ДОУ позволяет заниматься с несколькими группами детей одновременно, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на занятиях и в целом оптимизирует работу педагога.

Диагностика речевого развития   детей   среднего дошкольного возраста проходила на базе МДОУ детский сад «Колосок» общеразвивающего вида с. Ронга, Советского района РМЭ. В исследовании принимали участие дети среднего дошкольного возраста в количестве 20 детей. В целях нашего исследования была выбрана комплексная методика исследования речевого развития   детей   средней  группы, предложенная и используемая в практике ДОУ. В результате изучения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента были сделаны следующие выводы о том, что уровень развития речи у половины дошкольников средний, у детей достаточно хорошо сформирована звукопроизносительная сторона речи. Чуть хуже сформированы грамматическая, лексическая сторона речи, не достаточно сформирован словарный запас и связная речь.

Для организации процесса развития речи детей среднего дошкольного возраста была использована игровая компьютерная программа  «Гарфилд малышам» - Развиваем речь». Программа позволила работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик: звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематический слух и восприятие, лексические и грамматические средства языка, коммуникативные навыки, артикуляционная моторика, обратные речевые кинестезии, мелкая моторика пальцев рук, слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, воля и мотивация, словесно-логическое мышление.

После проведения с детьми среднего дошкольного возраста развивающей работы с применением ЭОР, мы наблюдали положительную динамику в уровне развития речи детей: высокий уровень речевого развития выявлен у 60% дошкольников (на констатирующем этапе было  20%); средний уровень речевого развития выявлен у 40% дошкольников (на констатирующем этапе было  50%); низкий уровень речевого развития не выявлен (на констатирующем этапе было  30% детей). Следовательно, по результатам исследования уровень речевого развития детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента повысился на 40%.

Таким образом, процесс развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС осуществляется более эффективно, если педагог использует разнообразные виды ЭОР.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  2. Рекомендации по использованию компьютеров в детском саду / Письмо Министерства образования РФ // Информатика и образование. – 2006. – № 6. – С. 34–40.
  3. Авдеева, С.М. Российская школа на пути к информационному обществу / С.М. Авдеева  // Вопросы образования . – 2009. – № 3. – С. 33–53
  4. Азарина Е. Л. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида / Е.Л. Азарина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.).  - Уфа: Лето, 2013. - С. 136-139.
  5. Азирова, А.А. Использование компьютерных игр в логопедической работе [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://msk.ito.edu.ru/2012/section/183/95496/ (дата обращения: 19.02.2014).
  6. Акимова, Е. Условия использования электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовании [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://wiki.kgpi.ru/mediawiki/index.php(дата обращения: 22.02.2014).
  7. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
  8. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г.Арушанова.   - М.: Мозаика-Синтез, 2009.-272 с.
  9. Беспалько, В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалко. – М.: МПСИ, 2012. – 352 с.
  10. Гомзяк, О.С. Говорим правильно / О.С. Гомзяк. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 128 с.
  11. Горвиц, Ю. М. Кому работать с компьютером в детском саду / Ю. М. Горвиц, Л. Поздняк // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. – С. 7-16.
  12. Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю. М. Горвиц. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. - 328 с.
  13. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Инфра, 2005. -112 с.
  14. Использование компьютерных технологий в работе с детьми с тяжелым нарушением речи [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ciur.ru/izh/izh_dd/Lists/eor/AllItems.aspx (дата обращения: 19.02.2014).
  15. Лежнина, М.В.  Электронные образовательные ресурсы  в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/vestnik/2011/2011_3/14.pdf (дата обращения: 13.02.2014).
  16. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2008. - 398 с.
  17. Любина, Г. О формах и организации работы по развитию речи / Г.Любина //Дошкольное воспитание. – 2010. №11. – С. 49.
  18. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2011.
  19. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд., М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64с.
  20. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А.И. Максаков. – М.: Просвещение, 2008.- 209 с.
  21. Максаков, А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье / А.И. Максаков. – М.: Просвещение, 2008. - 129 с.
  22. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. – М.: Педагогика, 2008. – 243 с.
  23. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П. Николаичевой. – М.: Педагогика, 2004.-190 с.
  24. Могилева, В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером / В.Н. Могилева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 с.
  25. Моторин, В. Воспитательные возможности компьютерных игр / В. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 11. – С. 11-16.
  26. Новоселова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова. - М.: Новая школа, 2007. – 165 с.
  27. Применение электронных образовательных ресурсов в ДОУ [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://detsad-delfin.ucoz.ru/publ/ehleonnye_obrazovlnye_reursy (дата обращения: 19.02.2014).
  28. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с
  29. Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей / А. В. Смирнов. - М.: Академия, 2005. - 202 с.
  30. Сыч, В.Д. Технические средства обучения в детском саду / В.Д. Сыч. – М.: Просвещение, 2009. – 95 с.
  31. Тихомиров, О.К. Психологические проблемы компьютеризации / О.К. Тихомиров // Вопросы философии. – 2006. – № 3. – С. 15–19
  32. Ядэшко, В.И. Развитие речи детей от трех  до пяти лет / В.И. Ядэшко. – М.: Педагогика, 2006.-312 с.

Информация о работе ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста