Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:03, курсовая работа
Актуальность исследования. Основой успешной социальной адаптации является правильная речь ребенка, способствующая развитию коммуникабельности, мыслительной деятельности, познавательной активности. Для полноценного речевого общения и познания окружающей жизни необходим достаточный уровень сформированности всех сторон речи (произношения, грамматического строя, словарного запаса).
В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в школу детей с недоразвитием речи. Выраженные нарушения фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи затрудняют формирование чтения и письма, развитие коммуникативных умений и навыков, приводят к неуверенности в себе и речевой замкнутости, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности школьников. Важно своевременно восполнить пробелы в речевом развитии детей уже на этапе дошкольного возраста, сформировать познавательный интерес к языку, обеспечить речевую базу для осознанного изучения грамматического материала на уроках русского языка. Для успешной реализации этих задач необходим постоянный поиск и внедрение новых педагогических технологий.
Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы использования электронных образовательных ресурсов в речевом развитии средних дошкольников в условиях реализации ФГОС 6
1.1. Психолого-педагогический анализ использования электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста 6
1.2. Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 11
1.3. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи детей дошкольного возраста 19
2. Экспериментальное исследование использования ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 27
2.1. Диагностическое исследование уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста 27
2.2. Программа применения ЭОР в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС 33
2.3. Динамика уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста 36
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе развития речи дошкольников позволяет более эффективно устранять речевые недостатки. Применение компьютерных технологий в процессе развития речи у детей среднего дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи педагогического воздействия, учитывать закономерности и особенности их психического развития.
Для проверки эффективности проведенной развивающей работы с детьми была проведена повторная диагностика уровня развития речи средних дошкольников на контрольном этапе эксперимента и результаты проанализированы.
Результаты диагностики уровня речевого развития детей среднего возраста на контрольном этапе исследования представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2 - Результаты диагностики уровня речевого развития детей среднего возраста, в баллах
Код |
Задания |
Общая оценка в баллах |
Уровень развития речи | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
13 |
Высокий |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9 |
Средний |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
9 |
Средний |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
12 |
Средний |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Высокий |
6 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9 |
Средний |
7 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Высокий |
8 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Высокий |
9 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
14 |
Высокий |
10 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Высокий |
11 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
13 |
Высокий |
12 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9 |
Средний |
13 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
9 |
Средний |
14 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
12 |
Средний |
15 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Высокий |
16 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9 |
Средний |
17 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Высокий |
18 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Высокий |
19 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
14 |
Высокий |
20 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
Высокий |
В среднем по группе |
2,6 |
2,7 |
2,4 |
2,6 |
2,5 |
12,8 |
Средний |
Таким образом, по результатам диагностики мы определили, что на этапе контрольного эксперимента:
– высокий уровень речевого развития выявлен у 60% дошкольников;
– средний уровень речевого развития выявлен у 40% дошкольников;
– низкий уровень речевого развития не выявлен;
– в целом группа показала средний уровень речевого развития (средний балл – 12,8).
На рисунке 2 представлены сравнительные результаты уровня речевого развития детей среднего возраста на двух этапах исследования (по уровням в процентном распределении).
Рисунок 2 - Сравнительные результаты уровня речевого развития детей среднего возраста на двух этапах исследования (по уровням в процентном распределении)
После проведения с детьми среднего дошкольного возраста развивающей работы с применением ЭОР, мы наблюдали положительную динамику в уровне развития речи детей:
- высокий уровень речевого развития выявлен у 60% дошкольников (на констатирующем этапе было 20%);
- средний уровень речевого развития выявлен у 40% дошкольников (на констатирующем этапе было 50%);
- низкий уровень речевого развития не выявлен (на констатирующем этапе было 30% детей).
Следовательно, по результатам исследования уровень речевого развития детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента повысился на 40%.
Для подтверждения данного вывода используем метод математической статистики – t-критерий Стьюдента для зависимых выборок (таблица 3).
В случае зависимых выборок для анализа разницы средних применяют формулу:
где: где — средняя разность значений, — стандартное отклонение разностей, а n — количество наблюдений
При помощи приведенной выше формулы мы вычислили показатель t. По таблице критических значений t-критерия Стьюдента, представленной в приложении 2, для заданного числа степеней свободы и избранной вероятности допустимой ошибки (0,05) находили нужное табличное значение t=2,09 и сравнивали с ним вычисленное нами значение t.
Таблица 3 - Результаты статистической обработки количественных данных исследуемой группы на двух этапах исследования
№ |
Выборка 1 |
Выборка 2 |
Отклонения |
Квадраты отклонений |
1 |
11 |
13 |
-2 |
4 |
2 |
7 |
9 |
-2 |
4 |
3 |
7 |
9 |
-2 |
4 |
4 |
9 |
12 |
-3 |
9 |
5 |
12 |
15 |
-3 |
9 |
6 |
6 |
9 |
-3 |
9 |
7 |
12 |
15 |
-3 |
9 |
8 |
15 |
15 |
0 |
0 |
9 |
12 |
14 |
-2 |
4 |
10 |
13 |
15 |
-2 |
4 |
11 |
11 |
13 |
-2 |
4 |
12 |
7 |
9 |
-2 |
4 |
13 |
7 |
9 |
-2 |
4 |
14 |
9 |
12 |
-3 |
9 |
15 |
12 |
15 |
-3 |
9 |
16 |
6 |
9 |
-3 |
9 |
17 |
12 |
15 |
-3 |
9 |
18 |
15 |
15 |
0 |
0 |
19 |
12 |
14 |
-2 |
4 |
20 |
13 |
15 |
-2 |
4 |
Суммы: |
208 |
252 |
-44 |
112 |
T крит |
11 |
Отклонение |
0,05 |
T крит Стьюдента |
2,09 |
Опираясь на статистические расчеты можно сделать вывод о достоверности различий по уровню развития речи детей среднего дошкольного возраста на двух этапах эксперимента. Сверившись с таблицей значений t, мы можем прийти к следующим выводам: полученное нами значение t=11, больше того, которое соответствует уровню достоверности 0,05; таким образом, разница по данному фактору достоверна.
Анализ проведенного формирующего эксперимента наглядно показал высокую результативность и эффективность проведенной работы по развитию речи детей-дошкольников в условиях ДОУ с использованием ЭОР. Таким образом, считаем, что цель исследования достигнута.
В заключении следует отметить, что применение компьютера в работе с детьми дошкольного возраста возможно и необходимо, поскольку это способствует повышению интереса и эффективности обучения, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют знания и умения.
Развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Сегодня электронные образовательные ресурсы можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию ребенка.
Таким образом, проведя теоретическое и экспериментальное исследование эффективности ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС, можно сделать выводы:
Происходящие преобразования в системе дошкольного образования, связанные с компьютеризацией и использованием электронных образовательных ресурсов можно охарактеризовать, как логичный и необходимый шаг. Все возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам детского сада оказывают электронные образовательные ресурсы. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современным и эффективным для воспроизведения ЭОР является компьютер. Для повышения качества педагогического процесса могут использоваться такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, электронные учебники, обучающие программы и другие. Каждый тип электронных ресурсов в образовательном процессе детского сада решает ограниченный круг специфических задач.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи. У дошкольников повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Использование компьютера в работе педагогов ДОУ позволяет заниматься с несколькими группами детей одновременно, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на занятиях и в целом оптимизирует работу педагога.
Диагностика
речевого развития детей среднего дошкольного
возраста проходила на базе МДОУ детский
сад «Колосок» общеразвивающего вида
с. Ронга, Советского района РМЭ. В исследовании
принимали участие дети среднего дошкольного
возраста в количестве 20 детей. В целях
нашего исследования была выбрана комплексная
методика исследования речевого развития детей средней
Для организации процесса развития речи детей среднего дошкольного возраста была использована игровая компьютерная программа «Гарфилд малышам» - Развиваем речь». Программа позволила работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик: звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематический слух и восприятие, лексические и грамматические средства языка, коммуникативные навыки, артикуляционная моторика, обратные речевые кинестезии, мелкая моторика пальцев рук, слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, воля и мотивация, словесно-логическое мышление.
После проведения с детьми среднего дошкольного возраста развивающей работы с применением ЭОР, мы наблюдали положительную динамику в уровне развития речи детей: высокий уровень речевого развития выявлен у 60% дошкольников (на констатирующем этапе было 20%); средний уровень речевого развития выявлен у 40% дошкольников (на констатирующем этапе было 50%); низкий уровень речевого развития не выявлен (на констатирующем этапе было 30% детей). Следовательно, по результатам исследования уровень речевого развития детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента повысился на 40%.
Таким образом, процесс развития речи детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС осуществляется более эффективно, если педагог использует разнообразные виды ЭОР.
Информация о работе ЭОР в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста