Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение особенностей экологического воспитания в детском саду через ознакомление с природой родного края.
Задача - изучить основы и методику ознакомления дошкольников с природой родного края.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Научная основа экологического воспитания дошкольников…………….….6
2. Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ………………………………………………………………………………...9
2.1. Методика экологического воспитания в ДОУ………………………….....14
3. Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников…………………………………………………………………....16
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Комитет образования.docx

— 65.86 Кб (Скачать файл)

 

 

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Гагаринский педагогический колледж»

 

 

Специальность 050144 Дошкольное образование

 

 

 

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

 

 

                               Курсовая работа

                                                                     Андреевой Оксаны Евгеньевны,

                                                                     студентки 2 курса 1 группы

                                                                     Научный руководитель:

                                                                     Пивоварова Лариса Яковлевна

                                                                    

 

 

г. Гагарин

2013-2014 учебный год

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Научная основа экологического воспитания дошкольников…………….….6

2. Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ………………………………………………………………………………...9

      2.1. Методика экологического воспитания в ДОУ………………………….....14

3. Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников…………………………………………………………………....16

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………26

Приложения……………………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Психолого-педагогические исследования в области экологического образования детей ведутся в нашей стране около 30 лет. Анализ исследований показывает, что в начале 70-х годов цель экологического образования понималась отечественными специалистами только как просвещение. Во второй половине 80-х цель экологического образования стала пониматься как формирование экологической культуры и забота о защите природной среды.

Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое образование школьников, студентов» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников».

Актуальность исследования. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Существующие программы по экологическому воспитанию для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Объект – процесс исследования ознакомления дошкольников с природой родного края.

Предмет исследования – содержание экологического воспитания дошкольников через ознакомление с природой родного края.

Целью исследования является изучение особенностей экологического воспитания в детском саду через ознакомление с природой родного края.

Задача - изучить основы и методику ознакомления дошкольников с природой родного края.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных педагогов, психологов по формированию представлений и экологического сознания детей. За последние десятилетия идеи гуманистической психологии (Л. С. Выготский, К. Роджерс, А. А. Бодалев, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова), значительно повлияли на подходы к экологическому образованию. Гуманистическая модель экологического образования (ГМЭО) ориентирована на самореализацию и личностный рост учащихся как основные условия проявления заботы об окружающей среде и решения социально-экологических проблем. Важность экологического воспитания в дошкольном возрасте подробно рассматривается в трудах Саморуковой П.Г., Виноградовой Н.Ф., Куликова Т.А., Веретенниковой С.А., Николаевой С.Н. и др.

Метод исследования:

Анализ литературы по данной проблеме.

Практическая значимость исследования: материалы, представленные в данной работе, могут быть использованы в работе педагогов и психологов в системе дошкольного  образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Научная основа экологического воспитания дошкольников

Если двадцать-тридцать лет назад экологические проблемы  обсуждали только специалисты, то сейчас о том, что такое экология и что "экология" везде, знают даже дети.

Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой и на  каждом  этапе  складывалось  особое,  свойственное  именно этому этапу, экологическое сознание.

Субъективные отношения выступают в роли своего рода костяка субъективного мира личности. Отражая реальные, объективные  отношения личности с миром, они обусловливают характер ее  предпочтений в различных сферах и через них влияют на все поведение в  целом. Именно поэтому А.Н. Леонтьев считал, что " подлинно содержательная, а не формальная  характеристика  психического  развития ребенка не может отвлекаться от развития его реальных отношений к  миру, от содержания его отношений. Она должна исходить из их анализа, ибо иначе невозможно понять особенности его сознания".

Миропонимание формируется на основе приобретенных знаний  об окружающей действительности и, являясь составной  частью  мировоззрения человека, выражает отношение человека или общества к  природе. Вследствие этого в процессе изучения окружающего мира необходимо учитывать не только образовательную функцию  этой  работы, но и воспитательную, как не менее важную.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Современные проблемы взаимоотношений человека  с  окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей,  повышения  их  экологической грамотности и культуры, понимания необходимости принципов  устойчивого развития.

Целью экологического образования населения является создание условий, способствующих самореализации и личностному росту учащихся, становлению экологического сознания (эколого-гуманистической картины мира, основанной на принципах гуманистической этики); становлению такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, основанное на осознанной необходимости стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении существующих и предупреждении новых экологических проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом, повышение качества жизни.

На уровне принятия законодательных и управленческих решений возникло понимание необходимости увязки вопросов обеспечения экологической безопасности с повышением уровня экологического сознания. Эта позиция закреплена Конституцией РФ, Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», Указом президента РФ «Об охране окружающей природной среды» (1994 г.). Были созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования населения, изложенной в рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (1998 г.).

Взаимоотношения человека с природой - актуальный вопрос современности. В публикациях последних лет отмечено экономическое неблагополучие в стране. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшиеся интенсивной производственной деятельности, угрожают здоровью и жизни людей. Публикации высветили другую сторону проблемы - невысокий уровень экологической культуры, экологического сознания. Это является следствием недостаточной недостаточной воспитательно-образовательной работы, призванной формировать у населения страны правильное отношение к природе. Формировать такое отношение надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым - уже у детей.

Идея приобщения человека, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Коменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума и воли.

Широко известно, что К.Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Он считал, что именно в детстве надо развивать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.

 

 

 

 

 

2. Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ

 

Удивительный мир природы… он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться,задуматься… 
         Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, В. А. Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю». Необходимо присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы родного края источником радости.

Лето. Июль – макушка лета. В Смоленской области это частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, радуга и др. Все это дает большой кругозор для развития наблюдательности дошкольника. Гроза нередко вызывает у ребенка страх. Постарайтесь объяснить ребенку суть этого явления природы, обратите их внимание на яркие сполохи молнии, прислушайтесь вместе с ними к громовым раскатам. Но еще до того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Обратите внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли. Разноцветье луга нашего района таят в себе немало интересного.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края