Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 20:20, курсовая работа
Краткое описание
Целью исследования является изучение особенностей экологического воспитания в детском саду через ознакомление с природой родного края. Задача - изучить основы и методику ознакомления дошкольников с природой родного края.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Научная основа экологического воспитания дошкольников…………….….6 2. Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ………………………………………………………………………………...9 2.1. Методика экологического воспитания в ДОУ………………………….....14 3. Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников…………………………………………………………………....16 Заключение……………………………………………………………………….25 Список литературы………………………………………………………………26
Красота, добро, истина в четырех
ведущих сферах действительности - природе,
«рукотворном мире», окружающих людях
себя собой - это те ценности, на которые
ориентируется дошкольная педагогика
нашего времени.
Природа планеты - уникальная
ценность для всего человечества: материальная
и духовная. Материальная, потому что в
комплексе все эти компоненты составляют
среду обитания человека и основу его
производственной деятельности. Духовная,
потому что является средством вдохновения
и стимулятором творческой деятельности.
Природа, отраженная в различных произведениях
искусства, составляет ценности рукотворного
мира.
Формирование начал экологической
культуры - это становление осознанно-правильного
отношения непосредственно к самой природе
во всем ее многообразии, к людям, окружающим
и созидающим ее, а также к людям, создающим
на основе ее богатств материальные или
духовные ценности. Это также отношение
к себе, как части природы, понимание ценности
жизни и здоровья и их зависимости от состояния
окружающей среды. Это осознание своих
умений созидательно взаимодействовать
с природой.
Первоначальные элементы экологической
культуры складываются на основе взаимодействия
детей под руководством взрослых с предметно-природным
миром, который их окружает: растениями,
животными, их средой обитания, предметами,
изготовленными людьми из материалов
природного происхождения.
Задачи экологического воспитания
- это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной
модели, при которой достигается эффект
- очевидные проявления начал экологической
культуры у детей, готовящихся к поступлению
в школу.
Основными задачами экологического
воспитания дошкольников являются:
1. Развитие у детей
субъектного опыта эмоционально-чувственного
обобщения с природой и социокультурным
окружением, представлений и элементарных
понятий об окружающем мире, взаимосвязях
и взаимоотношениях в нем, как
основы развития экологического
сознания и экологической культуры
личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного
отношения к природному и социокультурному
окружению.
3. Осознание собственного
«А» как части природы, развития
«А-концепции» у каждого ребенка.
4. Развитие опыта практической
и творческой деятельности по
реализации и закреплению знаний
и эмоционально-чувственных впечатлений,
полученных при взаимодействии
с природным и социокультурным
окружением, а также по воспроизводству
и сохранению природной среды.
Для реализации данных задач
необходимо выделить ведущие принципы
дошкольного экологического воспитания:
научность, гуманизация, интеграция, системность,
регионализация.
Принцип научности определяет
содержание экологического воспитания
и реализуется через знакомство с экосистемным
строением среды обитания живых существ
и человека, с разнообразием взаимосвязей
между организмами, организмами и средой
обитания в природе.
Принцип гуманизации помогает,
на основе возрастных, индивидуальных
особенностей и потребностей детей, определить
содержание экологического образования
по объему сложности. Личность каждого
ребенка представляет собой уникальное
явление, отличающееся индивидуальным
подбором качеств и собственным вариантов
развития.
Принцип гуманизации дает возможность
строить «вектор развития» от ребенка
к определению индивидуальных педагогических
воздействий, способствующих его воспитанию
и развитию на основе накопления субъективного
опыта.
Принцип интеграции заключается
в синтезе содержания дошкольного компонента
экологического воспитания содержанием
из разных областей естествознания, прикладных
и гуманитарных наук, а также в интеграции
содержания, форм и методов экологического
воспитания детей.
Принцип регионализации, в связи
с возрастными особенностями детей и необходимостью
использования ближайшего природного
и социокультурного окружения как ресурса
воспитания и развития детей, является
фундаментальной основой организации
процесса экологического воспитания.
Он лежит в основе отбора содержания и
планирования работы по экологическому
воспитанию. Характерные особенности
народонаселения, времен года, внебазового
состава животных и растений родного края
и социоприродного окружения детского
сада должны лежать в основе отбора содержания.
На основе полученных чувственных представлений
о растениях, животных родного края и средах
их обитания, дошкольники могут знакомиться
с обитателями других регионов при помощи
наглядных пособий (картинок, презентаций).
При планировании работы с детьми,
содержание экологического воспитания
последовательно выстраивается в соответствии
с региональными особенностями сезонных
явлений в родном крае и срокам их протекания.
Повторяемость форм реализации
содержания и взаимосвязь форм непосредственного
обобщения с природой (прогулок, целевых
прогулок, экскурсий) с другими формами
организации жизнедеятельности детей
(занятиями, повседневной деятельностью,
праздниками) в разные сезоны года, на
разных возрастных этапах позволяет систематизировать
педагогический процесс.
Ознакомление с конкретными
примерами растений и животных, их обязательной
связью с определенной средой обитания
и полной зависимостью от нее позволяет
сформировать у дошкольников первоначальные
представления экологического характера.
Дети усваивают: механизмом связи является
приспособленность строения и функционирования
различных органов, контактирующих с внешней
средой. Выращивая отдельные экземпляры
растений и животных, дети познают различный
характер их потребностей во внешних компонентах
среды на различных стадиях роста и развития.
Условиями реализации цели
и принципов дошкольного экологического
воспитания, необходимо считать следующие:
1. Отбор содержания экологического
воспитания в соответствии с
выделенными компонентами (познавательный,
ценностный, нормативный, деятельностный),
включая аспекты не только природного,
но и социокультурного мира.
2. Подготовка педагогов
и родителей к реализации цели
экологического воспитания детей,
включающую социальный, специальный, психолого-педагогический
и методический аспекты.
3. Использование окружающей
дошкольное учреждение природной
и социокультурной среды как
ресурса воспитания и развития
детей.
4. Организация развивающих
сред для обеспечения педагогического
процесса экологического воспитания
в дошкольном учреждении.
5. Организация систематизированного
педагогического процесса экологического
воспитания детей.
6. Осуществление постоянного
мониторинга результатов экологического
образования.
Содержание экологического
воспитания детей дошкольного возраста
должно включать познавательный, ценностный,
нормативный и деятельностный компоненты.
Познавательный компонент -
включает знания и умения:
- о многообразии живых
организмов, взаимосвязях растительных
и животных организмов в процессе
роста и развития со средой
обитания, морфофункциональной приспособленности
к ней;
- о взаимосвязях и взаимозависимостях
их с неживой природой в
экосистеме;
- о человека как живом
существе, как части природы, среде его
жизни, обеспечивающей здоровье и нормальную
жизнедеятельность;
- об использовании природных
ресурсов в хозяйственной деятельности
человека, недопустимости загрязнения
окружающей среды, охране и восстановлении
природных богатств.
Ценностный компонент включает
знания и ценностные ориентации:
- о самоценности жизни во
всех ее проявлениях, природы и человека
как части природы;
- об универсальной ценности
природы для жизни и деятельности
человека (познавательный,, эстетической,
практической и т.д.);
- об основных нравственных
ценностях человеческого общества;
- о созидательной, культурной
ценности человеческой деятельности.
Нормативный компонент включает
знания и умения:
- о законах, декларирующих
права и обязанности детей
и взрослых, их исполнения и
соблюдения;
- о нормах и правилах
поведения в общественных местах
и природе;
- о необходимости и
способах проявления личного
участия отношений к окружающим
людям и природе.
Деятельностный компонент -
включает знания и умения:
- о многообразии возможностей,
видов и форм проявления созидательной
деятельности в общественных
местах, детском саду, семье, природным
окружении;
- о способах осуществления
созидательной и творческой деятельности;
- о необходимости проявления
личной инициативы и участия
созидательной деятельности и
т.д.
Таким образом, экологические
представления лежат в основе развития
экологического сознания, отношения детей
к окружающему миру, самим себе - способствуют
развитию ценностных ориентаций, определяющих
и поведение.
Экологическое образование
выступает как сложный педагогический
процесс. В условиях современной экологической
ситуации важна экологизация всей системы
образования и воспитания подрастающего
поколения. Одним из важнейших принципов
экологического образования считается
принцип непрерывности - взаимосвязанный
процесс обучения, воспитания и развития
человека на протяжении всей его жизни.
Дети дошкольного возраста
проявляют огромный интерес к природе.
Нет ни одного объекта или явления, к которому
они оставались бы равнодушными. Задача
воспитателя - развивать и направлять
этот интерес, учить детей внимательно
наблюдать явления природы, воспитывать
деятельную любовь к ней, умение заботиться
о растениях и животных и нетерпимо относиться
к бессмысленной порче растений и уничтожению
животных.
Постоянное наблюдение за явлениями
живой и неживой природы невозможно без
организации в ДОУ развивающей природной
среды, которая выступает фактором экологического
воспитания дошкольников.
Формы организации детей, методы
и приемы ознакомления их с природой самые
разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных
задач, программного материала и возраста
детей, а также от местных условий и природного
окружения.
Правильные представления о
природе, полученные в детстве, создают
прочную основу для дальнейшего ее познания,
воспитания любви и бережного к ней отношения.
Заключение
Таким образом, при ознакомлении
детей с природой родного края решаются
в единстве три задачи: формирование знаний
о животных и растительности Смоленщины,
развитие эмоционально-положительного,
бережного отношения к ним и воспитание
нравственного поведения в природе.
Осуществляя
работу в указанных направлениях, необходимо
помнить, что важным условием ее эффективного
выполнения является связь детского сада
и семьи. По этому разделу педагог планирует
следующее:
- ознакомить родителей с содержанием
и методами формирования представлений
о животных смоленской области у детей
разного возраста. Для этого проводятся
родительские собрания, открытые занятия,
коллективные экскурсии в лес и др.;
- раскрыть родителям особенности
ознакомления дошкольников с животными
родного края в домашних условиях. Воспитатель
проводит консультации, беседы. Специальное
место в уголке для родителей отводится
тематической рубрике. Здесь можно поместить,
например, информацию о сезонной жизни
животных нашего края, возможных способах
помощи им в разное время года;
- давать практические советы
по уходу за животными, их содержанием
дома, по организации живого уголка;
- повышать экологическую культуру
родителей, углублять их знания о природоохранительных
мероприятиях, проводимых в нашей стране.
Это могут быть лекции, выставки художественной
и научно-популярной литературы, специальные
выпуски стенгазеты.
Литература
1. Букин А.П. В дружбе с людьми
и природой. - М.: Просвещение, 1991.