Экологическое воспитание дошкольников в процессе организации совместной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить вопросы применения в педагогическом процессе ДОУ наблюдений и экспериментов как средства экологического воспитания дошкольников. Цель реализуется через следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить опыт использования воспитателями наблюдений и экспериментов как средства экологического воспитания дошкольников..

Вложенные файлы: 1 файл

Берегите эти воды.docx

— 133.18 Кб (Скачать файл)

 

Обстоятельные исследования психологов показали поистине феноменальное значение общения взрослого с ребенком для его полноценного психического и личностного развития. Так, М. И. Лисина утверждает: общение — это процесс взаимодействия людей с целью достижения общего результата; в общении активны оба его участника, они попеременно выслушивают друг друга и высказываются. (Лисина М. И.) Общение ребенка с взрослым, как деятельность. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника: (Сб. научных трудов. 1974). Общение, как правило, осуществляется в форме диалога, но психологи (Ж. Пиаже, М. М. Бахтин и др.) подчеркивают, что изначально ребенок не владеет диалогом — он развивается в процессе содержательного взаимодействия с другими людьми. А. Г. Арушанова считает: овладение диалогом — это формирование способности слышать и понимать собеседника, быть заинтересованным соучастником деятельности. Такое умение формируется через образцы ведения диалога, кото­рые ребенок получает в общении с взрослым (Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. 1999).

 

Особый смысл в понятие «педагогическое общение» вкладывает А. А. Леонтьев. По его мнению, это то, что обеспечивает коллективную деятельность: постановку конкретных задач, распределение обязанностей, опреде­ление моментов взаимодействия. Он подчеркивает: «...Общение непосредственно обеспечивает взаимодействие, а уж это последнее — коллективную деятельность» (Леонтьев А. А. Педагогическое общение. 1996.). А. А. Леонтьев выделяет несколько   видов   педагогического   общения;

 

для нас же наибольшее значение имеет личностно ориентированное общение, которое может принимать форму делового взаимодействия, нацеленного на какую-либо совместную деятельность. В таком общении значимы и содержание, и форма — общий тон, подбор выражений, интонации и громкость голоса. Оптимальное педагогическое общение воспитателя с детьми — это когда создаются наилучшие условия для развития ре­бенка, его активного творческого участия в деятельности.

 

Все эти моменты имеют непосредственное отношение к совместной дея­тельности воспитателя с детьми в уголке природы и других «экологичес­ких пространствах». Как же следует организовать эту деятельность, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей?

 

Этих целей немало.

 

Демонстрация воспитателем, образца (эталона) взаимодействия человека с природой, в котором, реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.

Демонстрация   способов  общения   с объектами природы, обеспечивающих за­интересованное,   эмоционально   окрашенное,     практическое     взаимодействие     с ними.

Ненавязчивое   обучение   детей   приемам и операциям  по уходу за растениями    и    животными,    построенное    на основе  понимания  потребностей  живого организма.

Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать   другого   человека,   реагировать   на его слова.

"Развитие наблюдательности, формирование  понимания   причинно-следственных связей в природе.

В   младшем   дошкольном   возрасте

 

дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растения­ми, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух — трех детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подошли к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? (Осматривает растения.) Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а растениям нужна вода — они живые, без воды жить не могут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку лейку, в которой немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок водички и расти дальше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

 

Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников изменяются, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

 

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает,  становится  возможным  их

 

дежурство в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в процессе создания необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу, покажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

 

Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветни­ках) — каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают их, пропалывают и т. д.

 

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным:

 

если   прослеживается   зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;

если   укрепляется   понимание   того, что    эти    условия    создаются    трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых су­ществ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются глав­ным методом экологического воспитания — методом, который обеспечи­вает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаи­модействия с природой ближайшего окружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб…. 

И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землей и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то…. 

 Мы со всей очевидностью  начинаем осознавать: стихийно и  бесконтрольно использовать природные  ресурсы нельзя. Сбываются пророчества  слова Ф.Энгельса, который еще  в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться  нашими победами над природой»  за каждую победу она нам  мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от  детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый  лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно  если она накатана. Но дальше  …. Дальше эта дорога обрывается  пропастью. 

Считаю что важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент,осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. 

 

 

 Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живет.  

Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т. е. все то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им. 

Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, посадки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает. 

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах»  

А может, стоит задуматься еще и над тем, как разные времена года позволяют затрагивать разные струнки в душах детей?  

Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. 

Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание детей 

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить, по крайней мере три задачи: 

1). Доказать детям, что  в природе все взаимосвязано; 

2). Помочь понять им, для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно; 

3). Помочь детям научиться  строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях  в ней и соответствующей оценки  возможных последствий своих  поступков (здесь мы выходим на  правила поведения в природе).  

Можно представить себе три уровня изучения природы: 

Объекты природы

изменения в природе при знакомстве с ней?  ( сезонные, в основе которых лежат действие естественных факторов и те, которые вызваны деятельностью человека.  

Для решения таких задач, как:  

Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего региона. 

Воспитания привычки заботиться о его природе и ее обитателях; нахождение взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы. 

Воспитание любви к природе своего города, края

Объектами экологической  совместной  деятельности взрослого и ребенка могут быть:  Памятники природы: редкие для нашей местности растения или старые деревья,

растущие на территории детского сада. 

лекарственные растения, специально высаженные на участке.  

Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах пове дения в природе.  

Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно–кустарниковых растений, цветов. 

Участок для труда. Это может быть специально оборудованный уголок. 

Зона отдыха. Для этой цели подойдет и спортивная площадка.

 

2 часть   

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Старость – это мудрость, это жизненный опыт, это тепло и уют дома. Забота об уходящем поколении – это истинный гуманизм, подлинное свидетельство благородства и милосердия.  

Прежде всего, нам самим пришлось пополнить свои знания о родном городе и его природе в музее, подобрали литературу о нашей земле. 

Провели занятие – викторину с целью выявить, что дети знают о природе Иркутской области. 

После всего этого наметили план ознакомления детей с природой нашего региона. Вот такие определились темы: «Что нужно знать о лесе?», «Красная книга нашей местности», «Кто и как охраняет природу?» 

Воспитательная работа была связана со всеми видами детской деятельности.  

Впечатления дети передавали в рисунках, играх, аппликации. Я провожу с детьми занятия по изодеятельности, рисуем различными методами. Детям нравится метод «тычок». "Тычок" подчеркивает пышность растения (одуванчик), пушистость животного (зайчик). 

В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми заготавливали природный материал: шишки, ветки, различные коряги. На занятиях изготавливают различные поделки. Показывают детям, что может получиться из простой шишки, из коряги, из скорлупы грецкого ореха. 

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в процессе организации совместной деятельности