Экологическое воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

В педагогической науке показана возможность усвоения детьми дошкольного возраста элементарной системы знаний о взаимосвязях и зависимостях, существующих в природе. Особый интерес представляют исследования, направленные на отбор знаний о животных, где рассматриваются различные стороны единства организма животного со средой обитания, определяется степень доступности этих знаний для дошкольников. Сформировать у детей представления о человеке как элементе экологической системы и общественном существе, показать взаимосвязь человека и среды его обитания – задача современности.

Содержание

Введение
1. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой.
2. Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспитания.
3. Задачи и содержание курса «ознакомление с окружающим миром».
4. Формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой
5. Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через трудовую деятельность в уголке природы.
6. Роль экологического образования в становлении личности дошкольника.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

экология.docx

— 57.96 Кб (Скачать файл)

Введение

В результате научно-технического прогресса деятельность общества оказывает огромное влияние на природу, вторгается в ее естественный механизм саморегуляции, резко видоизменяет условия существования живой материи. Согласно статистическим данным на сегодняшний день цифры, суммирующие геологическую и геохимическую деятельность человека, способны потрясти своими размерами. За последние десятилетия исчезли многие виды животных и растений, кислотные дожди привели к закислению почв и гибели лесов. Вследствие сброса технологических отходов изменился видовой состав флоры и фауны, увеличилось количество новорожденных с патологическими отклонениями. Таким образом, нарушая гармонию в природе, человек действует, прежде всего, против себя самого.

Потребительским отношением к природе, неразумным вмешательством в нее, человек создал многие экологические проблемы, которые теперь вызывают оправданную тревогу. Прогресс человечества невозможен без воздействия на окружающую природу, без расходования ее ресурсов. Но преобразование природы должно заключаться в разумном, рациональном ее использовании в интересах живущих сейчас и будущих поколений. А это невозможно без воспитания нового, качественно отличного от прежнего отношения к природе, выработки новой морали.

В педагогической науке показана возможность усвоения детьми дошкольного возраста элементарной системы знаний о взаимосвязях и зависимостях, существующих в природе. Особый интерес представляют исследования, направленные на отбор знаний о животных, где рассматриваются различные стороны единства организма животного со средой обитания, определяется степень доступности этих знаний для дошкольников. Сформировать у детей представления о человеке как элементе экологической системы и общественном существе, показать взаимосвязь человека и среды его обитания – задача современности.

1. Воспитательно-образовательные  задачи ознакомления детей с  природой.

В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи.

Основная задача в умственном воспитании – образования у детей знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какой она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.

Усвоения детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей – сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности.

Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы и подводить к осознанию связи и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.

Неотъемлемая часть умственного воспитания – сенсорная культура, направленная на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий. Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать.

Приучая наблюдать, то есть целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению». [

Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движения повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней.

Данные исследований последних лет показывают, что развитие любознательности у детей старших групп повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных и устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому.

Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми ребенок наблюдает и ухаживает, помогают воспитывать у него такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.

Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда. Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей.

Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листа, запах цветов, движения животных и т. д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем его многообразии. [6, C.3-9]

 

2. Вклад педагогов прошлого  в развитие проблемы экологического  воспитания.

     Проблема взаимоотношения  человека  и  природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей,  т.е. на то, что все процессы в человеческом  обществе  протекают  подобно процессам природы.  Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика".  Эпиграфом к  этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно,  без применения насилия". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы,  следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.

     Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие  педагоги как  Ж.-Ж.Руссо  (1762  год),  Г.Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф.Дистерверг (1832г.).  Впервые швейцарский педагог- демократ  А.Гумбольд,  а  затем  французский  педагог  и  философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании  у  детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Против узкого практицизма и утилитаризма,  а  также  формального  изучения  и  бездушного  отношения к ней выступали русские просветители:  В.Г.Белинский  (1842 г.),  А.И.Герцен (1844 г.),  Н.А.Добролюбов (1858 г.), Д.И.Писарев (1861 г.), Н.Г.Чернышевский (1863 г.). Они ратовали за введение в школу полноценных знаний  о  природе,  подчеркивая  их влияние на формирование моральных качеств личности,  которые определяют поведение детей в природе.

     Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861,1864 гг.).  Следует отметить, что  познание объективного мира невозможно без познания экологических связей,  реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни,  надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ  диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления,  памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное  для  учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи,  взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение  же существующих в окружающем мире связей служит одним из  основных  звеньев  формирования  экологической  культуры школьников,  необходимым условием становления ответственного отношения к природе.  К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы так мало оценено в педагогике".  
Таким образом,  проблемой экологического воспитания  педагоги стали заниматься  еще в XVII - XVIII веках,  хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина  "экологическое воспитание".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Задачи и содержание курса «ознакомление с окружающим миром».

 
     «Ознакомление с окружающим миром» – предмет синтетический, включающий элементарные сведения о природе, труде людей. В содержании курса отражены два основных направления: 
1. Ознакомление с явлениями общественной жизни людей и их трудом, воспитание культуры поведения.

2. Знакомство с природой в непосредственном общении с ней, формирование элементарных представлений о предметах и явлениях природы, воспитание ответственного отношения к ним, культуры поведения в природе, организация посильной деятельности по ее охране. 
     В ходе знакомства с окружающим миром у детей формируются, обогащаются и систематизируются представления о социальном и природном окружении; дети накапливают социально-нравственный жизненный опыт, учатся правилам поведения.

     В содержании курса большое место занимает природоведческий материал. В процессе общения с природой в сознании ребенка на основе чувственного опыта формируются знания об окружающем мире. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитать у детей действенное отношение к природе. С этой целью детей необходимо приучать к посильному труду на огороде, в цветнике, уголке живой природы, уходу за комнатными растениями и домашними животными.

     Ведущим методом ознакомления детей с окружающим миром является наблюдение. Кроме наблюдений используются беседы, рассказы, дидактические игры, экскурсии. Постоянное внимание  воспитателя к  раскрытию  экологических связей значительно повышает интерес детей к предмету. При описательном  же  изучении курса интерес у дошкольников постепенно снижается,  это происходит неизбежно,  даже в том случае,  если педагог привлекает занимательные факты,  загадки, пословицы и т.д.,  поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при ознакомлении с окружающим миром раскрываются разнообразные и достаточно  сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается,  познавательные задачи,  поставленные  перед ребенком, усложняются и это способствует развитию интереса.

     Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой.  Причем, человек рассматривается как часть природы,  он существует внутри природы и неотделим  от  нее. Связь между человеком и природой проявляется,  прежде всего, в той многообразной роли,  которую природа играет в  материальной и духовной жизни людей.  Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь  может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха,  воды,  уничтожение  растений, животных  и  другое).  Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом  содержания  курса «Ознакомление с окружающим миром».

     Таким образом, связь между воспитанием экологического отношения к природе и ознакомлением с окружающим миром очевидна. При ознакомлении с окружающим миром обязательным считается раскрытие взаимосвязей между всеми живыми и неживыми существами в природе. А понятие экологии включает в себя этот же аспект.

 

 

 

 

 

4. Формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой

      В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также имеется старый пень, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление " солдатиков". Полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. На одной высокой берёзе – гнездо.

     Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживают за цветами. На примере сорняков можно объяснять многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.

         На экологической тропе проводятся наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе воспитатель с детьми наблюдают, рассматривают, обсуждают, анализируют и т. д. Свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

    Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирали разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Можно организовывать интересные экскурсии: "Прогулка по весеннему лесу", "Золотой луг", " Зимняя сказка ". Красота природы, окружающая их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических чувств.

Информация о работе Экологическое воспитание школьников