Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 13:15, курсовая работа
Краткое описание
В педагогической науке показана возможность усвоения детьми дошкольного возраста элементарной системы знаний о взаимосвязях и зависимостях, существующих в природе. Особый интерес представляют исследования, направленные на отбор знаний о животных, где рассматриваются различные стороны единства организма животного со средой обитания, определяется степень доступности этих знаний для дошкольников. Сформировать у детей представления о человеке как элементе экологической системы и общественном существе, показать взаимосвязь человека и среды его обитания – задача современности.
Содержание
Введение 1. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой. 2. Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспитания. 3. Задачи и содержание курса «ознакомление с окружающим миром». 4. Формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой 5. Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через трудовую деятельность в уголке природы. 6. Роль экологического образования в становлении личности дошкольника. Заключение Литература
Прогулки широко
используются для экологического воспитания
детей. Мы знакомили детей с изменениями
природы по сезонам (продолжительность
дня, погода, изменения в жизни растений
и животных, труд людей). На прогулках организовывают
игры с природным материалом (песок, вода,
снег, листья, плоды). Для таких игр на участке
используют следующие оборудования: ящик
с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки.
Именно на прогулке дети могут знакомиться
со свойствами песка, земли, глины, снега,
льда, воды. Кроме этого использовали разнообразные
игровые упражнения " Найди по описанию",
"Что, где растёт?", "Узнай и назови",
"Вершки – корешки", "Чудесный
мешочек", "Угадай животное", "Отгадай
и нарисуй", "Когда это бывает? ",
"Загадки о животных" на узнавание
деревьев, кустарников, цветов, животных
(по звукам, следам и т. д.). Детям очень
гравится играть в игры с игрушками, приводимыми
в движение ветром "Султанчики", "
Разноцветные ленточки". Через игры
они научились определять силу и направление
ветра, его контрастность.
Для установления
причин явлений, связей и отношений между
предметами и явлениями используют опыты.
Опыт всегда должен строиться на основе
имеющихся представлений, которые дети
получили в процессе наблюдений и труда.
(Опыты проводятся чаще всего в старших
группах, а в младшей и средней группах
используются отдельные поисковые действия).
В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого
явления, дети стараются самостоятельно
подойти к суждениям, умозаключениям.
Уточняются их знания о свойствах и качествах
объектов природы (о свойствах снега, воды,
растений, об их изменениях и т. д.). Опыты
способствуют формированию у детей познавательного
интереса к природе, развивают наблюдательность,
мыслительную деятельность.
Часто на занятиях
используют художественную литературу. Художественная
литература о природе глубоко воздействует
на чувства детей. (Нужно использовать
литературу, рекомендованную программой
детского сада). Это произведения А. Пушкина,
Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского,
Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова
и другие. После чтения с детьми проводят
беседу. Дети переживают и задают вопросы,
где проявляется у них забота и любовь
о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь
спасёт?", "А они не замёрзнут?",
"А почему ему никто не помог?". В этих
случаях важно донести до детей смысл
произведения.
Во время тематических
занятий по рисованию "Солнышко",
"Светлячок", аппликации "Яблонька",
"Божья коровка", лепке "Вишенки",
"Гусеница" и других используют магнитофонную
запись "Звуки природы". Дети с умилением
слушают "звуки природы" и работы
получаются намного лучше. В детском саду
ежемесячно проводятся конкурсы детских
рисунков "Как я провёл лето", "
Времена года", "Мир глазами детей",
"Листопад", "Зимушка-зима", "Тает
снежок, ожил лужок".
С детьми старших
и подготовительных групп проводятся викторины,
кроссворды, интеллектуальные игры "Знатоки
природы родного края", "Сохрани природу",
"День птиц", "Подводное царство".
Эти способы работы направлены на интеллектуальное
развитие детей, так как требуют воспроизведения,
актуализации представлений о фактах
природы, закономерностях, известных детям.
Одной из форм
экологического воспитания являются праздники
и развлечения. Роль праздников и развлечений
заключается в сильнейшем воздействии
на эмоциональную сферу
личности ребенка. Важно в таких праздниках
не столько воспроизведение знакомых
музыкальных произведений, стихотворений,
игр, отгадывание загадок на темы природы,
сколько включённость детей в переживание
событий, в осознание экологических проблем,
доступных пониманию детей.
Знакомство
детей с природой чаще всего
осуществляется следующими путями:
• «огород на окне», выращивание
двух «дидактических» луковиц в стеклянных
сосудах (в разных условиях), еженедельные
наблюдения за ними и зарисовки в календаре.
Это развивает наблюдательность детей,
их способность замечать изменения растущих
растений, понимать значение неодинаковых
условий для их роста;
• чтение на протяжении всего
учебного года коротких рассказов Е.Чарушина
о животных, рассматривание книг с его
иллюстрациями, проведение занятия в конце
года, посвященного этому автору. Многократное
обращение к писателю, который описывал
и рисовал симпатичных детенышей, позволяет
формировать у детей устойчивый интерес
к наблюдению природы, понимание того,
что впечатления можно творчески представить
другим людям - в форме рассказов и рисунков;
• чтение или рассказывание
сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит»,
рассматривание иллюстраций в книгах
и последующее включение главных персонажей
в ИОС; использование кукол облегчает
знакомство детей с экосистемой леса,
со всеми ее обитателями, а с помощью доктора
Айболита - приобщать детей к пониманию
ценности здоровья (своего и других живых
существ);
• еженедельное проведение
экологических занятий, на которых дети
закрепляют и углубляют представления
о природе, полученные в повседневной
жизни, или приобретают новые. На занятиях
воспитатель широко использует все виды
ИОС, которые облегчают усвоение знаний
и игровых навыков;
• проведение экологических
досугов, развивающих положительное эмоциональное
отношение к природе.
Начиная со средней
группы, через все технологии эколого-педагогической
работы с детьми проходит литературный
стержень. Для данной группы такой стержень
составляют произведения Е.Чарушина. Это
не означает, что воспитатель не может
обратиться к другим авторам, - книгам
Чарушина просто отдается предпочтение,
так как они содержат доступные детям
этого возраста описания животных и их
художественные образы. Рассказы и рисунки
писателя побуждают детей к собственному
творчеству на основе впечатлений о природе,
стимулируют развитие литературных и
художественных способностей.
Это же самое относится
к циклам наблюдений, которые проводятся
в теплые периоды года, за растениями,
растущими на окне, в огороде (овощными)
и на участке (цветочными). Прослеживаются
особенности взаимосвязи растений с условиями
их жизни. Для большей убедительности
проводятся элементарные опыты (например,
лук выращивается тремя различными способами:
при наличии всех необходимых условий,
в темноте, в холоде). Воспитатель включает
в циклы наблюдения эстетического характера:
дети учатся замечать красоту растений,
которая проявляется только в благоприятных
условиях. Таким образом, они начинают
понимать эстетику живого с экологических
позиций: красивое растение - это здоровое
растение, которое находится в среде, полностью
соответствующей его потребностям.
На протяжении
всего учебного года одну неделю в месяц
дети наблюдают сезонные явления природы.
Большую роль в их умственном развитии
играет календарь нового типа, который
из чисто пиктограммного становится пиктограммно-символическим:
дети рисунками изображают растительный
и животный мир данного периода данного
сезона, значками-пиктограммами - параметры
погоды, цветом - дни недели.
Аналогичными
становятся календари наблюдений за зимующими
птицами, за ростом и развитием огородной
культуры - они также соединяют в себе
образное и символическое отображение
наблюдаемых явлений. Наблюдая зимой за
пернатыми, дети ежедневно в период ведения
календаря выставляют в соответствующих
графах картинки с изображением тех птиц,
которых они видели во время прогулки,
а затем переносят общую картину в символический
план - «галочками» разного цвета (т.е.
символами) обозначают птиц, которые прилетали
на подкормку, ели на кормушке и собирали
крошки под ней или летали над участком,
наблюдали за событиями с крыши здания,
с дерева, на строке данного дня. Картинки
воспитатель убирает, а в календаре остаются
их «следы» ~ цветные галочки.
Ежедневно, начиная
с октября, осуществляется совместная
деятельность воспитателя с 2-3 детьми
в уголке природы - это начало их приобщения
к выполнению обязанностей дежурных. Важно,
что каждые три ребенка помогают воспитателю
не менее трех дней подряд - за это время
они начинают осознанно относиться к делу,
приобретают навыки, некоторую самостоятельность.
Новой формой
работы являются природоохранные акции,
в проведение которых включают детей старшей
группы: «Зеленая елочка - живая иголочка»
(с начала декабря до середины января),
«Украсим Землю цветами» (приурочена ко
Дню Земли - 22 апреля). Дети вместе с взрослыми
приобщаются к общезначимым событиям,
практически (а не только вербально) участвуют
в них (рисуют плакаты в защиту ели, развешивают
их, выращивают цветочную рассаду и высаживают
ее на территории детсада и за ее пределами).
В декабре «берет старт» «Панорама добрых
дел» - обще-групповое панно, в котором
представлены все хорошие поступки каждого
ребенка, это как бы «материализованная»
значками нравственность каждой маленькой
личности. Дети видят на панно себя и других,
начинают осознавать значение хорошего
поступка, им становится небезразличной
оценка их поведения взрослыми и детьми
- это начало формирования чувства достоинства,
которое стимулирует нравственное развитие
личности. «Панораму» воспитатель ведет
до конца учебного года, поэтому у дошкольников
есть время понять, осмыслить, отреагировать
на нее, сознательно изменить свое поведение.
Воспитателю старшей
группы следует обратить внимание на комплексные
занятия, которые включены в технологию:
их всесторонне развивающее значение,
смену видов деятельности. Например, прошла
осень, дети три месяца наблюдали за погодой,
природой, вели календарь - теперь по нему
можно выделить все существенные признаки
для определения осени как сезона (этому
посвящается первая часть занятия). Затем
воспитатель показывает осень с эстетической
стороны - красоту ее явлений: демонстрирует
репродукции картин знаменитых художников,
читает соответствующие стихотворения
классиков, слушает вместе с детьми музыкальные
произведения на тему, т.е. показывает
красоту природы, отраженную в искусстве.
Затем дети сами становятся «художниками»
- создают творческие работы на тему осени.
Значение игры
в этом возрасте не уменьшается: воспитатель
проводит занятия в форме путешествий,
использует игрушки-аналоги при рассматривании
картин, включает в разные мероприятия
любимые игровые персонажи. Особое значение
имеет Доктор Айболит - он производит профилактические
осмотры детей, растений, животных, дает
рекомендации по сохранению здоровья,
по физическому развитию, оценивает заботу
детей об обитателях уголка природы.
В дошкольном
возрасте преобладает образное мышление,
потому формирование разнообразных реалистических
представлений о природе проходит особенно
успешно, если воспитатель постоянно использует
различные формы наглядности. Демонстрационные
учебные картины и маленькие раздаточные
картинки, слайды, диафильмы репродукции
и видеофильмы позволяют рассказ воспитатель
его объяснения, чтение познавательной
литературы сделать образным, показать
ребенку то, что стоит за словом и недоступно
пока его наблюдению.
Каждое дошкольное
учреждение и отдельные воспитатели имеют
различный иллюстративный материал, правдиво
и разнообразно отражающий природу: наглядные
пособия, фотографии, вырезки из календарей
и журналов, репродукции произведений
известных художников. Весь этот материал
может быть использован в педагогическом
процессе самым различным образом - для
рассматривания, рассказывания, беседы,
для формирования у детей новых представлений
и уточнения имеющихся, для оформления
выставок, игр-путешествий, досугов. Выше
уже отмечалась роль картинок для календарей:
карточки, на которых изображены новорожденные
хомячки, полностью восполняют пробел
наблюдений; карточки с изображением атмосферных
явлений служат средством фиксации наблюдений
за погодой.
Особую ценность
имеют цветные, большого размера учебно-наглядные
пособия, на которых изображены разные
экосистемы (лес, луг, степь, пустыня, тундра,
полярный край, пруд или озеро, море), а
также картины, на которых представлена
природоохранная или сельскохозяйственная
деятельность людей. В этом ряду наиболее
значимыми являются картины с изображением
леса и лесных животных в разные времена
года. В России лес разного состава занимает
большие пространства; он широко представлен
в народных и авторских сказках, в литературных
произведениях, в живописи. Тема леса традиционно
является важной в ознакомлении детей
с природой. Экологическое воспитание
дошкольников на примере лесной экосистемы
имеет очень большое значение, оно базируется
на ряде существенных аспектов:
- Все лесные животные
имеют ярко выраженные внешние
морфофункциональные приспособительные
особенности, доступные познанию
детям дошкольного возраста (маскировочная
окраска покровов, например, у зайца-беляка,
белки, ежа, ящерицы, лягушки; приспособленность
к быстрому передвижению по
земле и по деревьям; приспособленность
к нахождению и поеданию пищи,
к защите от врагов, выращиванию
потомства).
- Жизнь леса подчинена
сезонным закономерностям неживой
природы: деревья, кустарники имеют
сезонный облик, так же как
и покров лесной почвы (грибы,
ягоды, травы, опавшие хвоя и листья);
образ жизни животных также
носит сезонно приспособительный
характер (например, зимняя спячка
бурого медведя, ежа; выведение потомства
разными животными в весенне-летний
период; линька, запасание кормов
и пр.).
- Лес - это сообщество
растений и животных, все они
связаны между собой цепочками
питания (растительноядные животные
поедают разные части растений,
хищники нападают на растительноядных
животных).