Экскурсии в природу - эффективная форма ознакомления детей с природой и привития любви к родному краю, своей малой родине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:32, реферат

Краткое описание

Детский сад в течение нескольких лет осуществляет работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, воспитание любви к родному краю и уважения к труду людей села. Одной из условий выполнения задач этого направления является воспитание у детей экологической культуры. В процессе работы с воспитанниками пришла к выводу, что общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях.
В дошкольном возрасте эта работа только начинается. Она предусматривает занятия, экскурсии, труд в уголке природы и в природе, наблюдения, игры. Слово педагога, его действия должны вселять в ребенка уверенность в себе, развивать положительное отношение к природе, к своему краю.
В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, к своему городу, селу, к краю.

Вложенные файлы: 1 файл

metodika2.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский  сад № 11 «Ромашка» с.Вислая Дубрава

 Губкинского  городского округа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Экскурсии в природу - эффективная форма

  ознакомления  детей с природой и привития любви  к родному краю, своей малой родине 
 
 
 
 
 
 
 

  Подготовила: заведующая

  МДОУ  № 11 «Ромашка»

  Данилова  Татьяна Ардалионовна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  с. Вислая Дубрава Губкинского городского округа

  2010 г.

      Детский сад в течение нескольких лет осуществляет работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, воспитание любви к родному краю и уважения к труду людей села. Одной из условий выполнения задач этого направления   является воспитание у детей экологической культуры. В процессе работы с воспитанниками пришла к выводу, что общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях.

          В дошкольном возрасте эта работа только начинается. Она предусматривает занятия, экскурсии, труд в уголке природы и в природе, наблюдения, игры. Слово педагога, его действия должны вселять в ребенка уверенность в себе, развивать положительное отношение к природе, к своему краю.

         В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, к своему городу, селу, к краю.

          В условиях нашего села одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой и привития любви к своей малой родине являются экскурсии. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

       Воспитательно-образовательное значение экскурсий неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская. По ее мнению, они помогают детям «... ширить свой горизонт путем наблюдения живой природы, живых людей, их труда, их взаимоотношений». (5; с.196)

       Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. В качестве эффективных приемов воспитания и обучения детей на экскурсиях Е. А. Флерина предлагает давать несложные самостоятельные задания, проводить повторные наблюдения с целью более глубокого дифференцированного восприятия явления природы, учить детей составлять описательный рассказ об увиденном.

       Исследования ученых, выполненные в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей. Ознакомление дошкольников с окружающим - первые шаги в познании родного края, родной природы, в воспитании любви к Родине.

       Согласно полученным данным установлено,  что воспитатель может достичь  положительного результата в данном направлении только при условии  систематической работы с детьми.

    Для реализации цели работа, проводимая с детьми на экскурсиях в природу, воспитывает у них экологическую культуру и любовь к своему селу, к людям труда, а также учит детей поведению на прогулке, используя активные формы отдыха.

    Перед экскурсией воспитатель ставит пред собой  следующие задачи:

    • воспитание у детей любви к природе, к родному краю;
    • воспитание уважения к людям труда на селе;
    • формирование нравственных качеств личности;
    • формирование трудолюбия и трудовых навыков у детей;
    • укрепление здоровья детей.

    В процессе экскурсий дети получают конкретные представления о родной природе. Воспитанники знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба - коричневого, у ивы -зеленовато-желтого, у осины - красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

    Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, - отмечает B. А. Сухомлинский, - могучий толчок для стремительного потока мысли» (8; с.139) Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь становится более богатой, содержательной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.

      В процессе экскурсий у дошкольников  складываются яркие реалистические  представления о природе, о  связях и некоторых закономерностях, существующих в ней. Детей знакомят не только с природой, но и с результатами творческой деятельности человека, преобразующего окружающий мир. А это способствует развитию уважения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.

    Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. Возможность  познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность - все это вызывает у детей радостные  переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Выполнение различных заданий (например, собрать семена сорных трав для подкормки птиц) развивает чувство ответственности за порученную работу, требует согласованных с товарищами действий, аккуратности, точности, осторожности. Педагог использует как естественные, так и специально созданные ситуации для воспитания у дошкольников справедливости, доброжелательности, уважения друг к другу. Он привлекает детей к оценке ответов товарищей, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Если группа разновозрастная, то педагог побуждает старших воспитанников проявлять заботу о тех, кто младше (помочь выполнить задание, пропустить вперед при наблюдении объектов). При возвращении в группу можно предложить старшим детям, особенно мальчикам, нести оборудование, а также собранный материал.

    Умственное  и нравственное воспитание осуществляется в неразрывном единстве с эстетическим развитием. Обилие и разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание, динамичность, изменчивость, ритмичность вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания. В комплексе воспитательно-образовательных задач, которые ставятся и реализуются при подготовке и проведении экскурсий, одна из центральных - научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в различных видах художественной деятельности (рисунок, слово, песня и пр.). Однако качество эстетических восприятий во многом зависит от руководства этим процессом. Поэтому воспитатель, обдумывая ход предстоящей экскурсии, определяет, что именно в том или ином объекте, явлении может вызвать у детей эстетические переживания. Например, на зимней экскурсии он привлекает их внимание к причудливым формам сугробов, стройным, как свечки, елям с нарядными шишками на верхушках, тонким и темным веткам берез, выделяющимся на фоне блестящего снега, голубого неба.

    В нашем селе есть элеватор. Проводя экскурсию, мы узнаем о хранении зерна, для чего это необходимо, а затем знакомимся с процессом хлебопечения на хлебопекарне. Обобщением этой работы служит итоговое занятие «Откуда к нам хлеб пришел?».

    Воспитатель использует различные выразительные  средства, чтобы вызвать эстетическое восприятие наблюдаемого: образную эмоциональную  речь, вопросы, жест. Общеизвестна также  эффективность воздействия на чувства  детей художественного слова. Обращение к поэтическим образам, в которых качества и свойства предметов и явлений обозначены сравнениями, метафорами, эпитетами, оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей, помогает глубже понять красоту природы. В массовой практике с этой экскурсии в лес воспитатель, направляя наблюдения детей, декламирует отрывок из стихотворения И. Бунина «Детство».

    А ствол-гигант, тяжелый, величавый.

    Кора  груба, морщиниста, красна,

    Но  так тепла, так солнцем вся  прогрета!

    И кажется, что пахнет не сосна,

    А зной и сухость солнечного света.

    Воздействие поэтических образов на эстетические чувства усиливается, если ребенок  сам прочтет стихотворение, которое  учил раньше. Это могут быть программные  поэтические произведения А. Пушкина, И. Никитина, С. Есенина, С. Маршака, Е. Благининой. Иногда целесообразно специально подготовить одного-двух детей для декламации поэтических строчек. Например, на весенней экскурсии может прозвучать отрывок из стихотворения С. Есенина ««Черемуха»:

    Черемуха  душистая

    С весною расцвела

    И ветки золотистые,

    Что кудри, завила.

    Эстетическое  восприятие обостряется и углубляется, если обращаться к прошлому опыту  детей, побуждать их к сравнению, анализу. Так, весной можно предложить вспомнить, каким был лес зимой, осенью, высказать свое мнение о красоте природы в разные времена года.

    Активное  включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия - предпосылка формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдательность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления. Так, пятилетний ребенок замечает: «Весной небо красивое: синее, а облака плывут, как белые корабли в море». К концу дошкольного возраста формируется обобщенное представление о красоте родного края: «Наш край украшает река, она широкая и многоводная»; «Мне нравятся наши сады: когда они цветут, то кажутся розовыми островами, и аромат стоит вокруг», - говорит ребенок 6 лет.

    Эстетические  впечатления, возникающие в процессе общения с природой, дети отражают в разнообразной деятельности - игре, рисовании, аппликации, слове. Например, после посещения леса проводится рисование на тему «Наш лес зимой», после прогулки на луг - предлагается сделать аппликации на тему «Луговые цветы».

    В. А. Сухомлинский в книге «Сердце  отдаю детям» описывает, с каким  увлечением старшие дошкольники рисуют то, что наблюдали на экскурсиях, приводит тексты сочиненных ими рассказов, сказок о природе, труде людей. Автор отмечает: «И в этих рассказах, как самоцветы, сверкали яркие образы, сравнения».(8;с.68) Несомненно, что такие занятия развивают творчество, способствуют тому, что понимание красоты природы становится более осознанным и глубоким.

    Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях, существенные изменения претерпевает чувство любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Показателем активной любви дошкольника к природе является, прежде всего, бережное отношение к ее богатствам. С первых лет жизни ребенок приучается беречь растения, - не только выращенные человеком, но и дикорастущие, усваивает правила - не ломать ветки кустов и деревьев, не вырывать с корнем цветы и травы, не затаптывать их, собирать только опавшие листья, желуди, шишки и т. д.

Информация о работе Экскурсии в природу - эффективная форма ознакомления детей с природой и привития любви к родному краю, своей малой родине