Экскурсии в природу - эффективная форма ознакомления детей с природой и привития любви к родному краю, своей малой родине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:32, реферат

Краткое описание

Детский сад в течение нескольких лет осуществляет работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, воспитание любви к родному краю и уважения к труду людей села. Одной из условий выполнения задач этого направления является воспитание у детей экологической культуры. В процессе работы с воспитанниками пришла к выводу, что общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях.
В дошкольном возрасте эта работа только начинается. Она предусматривает занятия, экскурсии, труд в уголке природы и в природе, наблюдения, игры. Слово педагога, его действия должны вселять в ребенка уверенность в себе, развивать положительное отношение к природе, к своему краю.
В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, к своему городу, селу, к краю.

Вложенные файлы: 1 файл

metodika2.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

    Доступна  детям, начиная со среднего дошкольного  возраста, забота о птицах. На прогулках  и экскурсиях они собирают ягоды  калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливая корм для зимующих птиц. В холодное время года следят за кормушками: очищают их от снега, подсыпают запасенные семена. Старшие дошкольники могут подкармливать птиц не только на участке, но и в находящемся неподалеку лесу.

    Действенная любовь к природе подразумевает  участие в ее преобразовании. Дошкольники во время экскурсий трудятся вместе со взрослыми, озеленяя и благоустраивая свой город, село. В лесу, саду они собирают срезанные ветки, сухие листья, окучивают саженцы, помогают высаживать рассаду. В воспитательном отношении совместная работа со взрослыми очень ценна. В ее процессе складываются благоприятные условия для правильного отношения к труду, природе, для формирования трудолюбия, трудовых навыков. Дети приучаются добиваться результатов, чувствуют себя участниками настоящего дела.

    Благотворно сказываются экскурсии в природу  на физическом развитии дошкольников. Врач и педагог Е. А. Аркин писал  в свое время, что пребывание на воздухе - «самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка».

    Систематически  проводимые экскурсии в природу благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе, что в свою очередь способствует обогащению крови кислородом, столь необходимым для нормального протекания физиологических процессов.

    Испытываемые  дошкольниками радость и удовольствие от общения с природой повышают жизненный тонус, благотворно влияют на формирование ценных физических качеств - выносливости.

    Во  время природоведческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направленный на охрану и преобразование окружающей среды. Например, в лесу дошкольники не только знакомятся с растительным и животным миром, но и видят, как взрослые сажают молодые деревья, как убирают сухостой, подкармливают диких животных, и т. д.

    С другой стороны, на сельскохозяйственных объектах педагог обращает их внимание не только на труд взрослых, но и на рост, развитие растений, на повадки и образ жизни животных. Конечно, в сельской местности значительно легче выбрать объект для проведения экскурсий. Но и в условиях города следует искать все возможности для ознакомления дошкольников с природой. С этой целью рекомендуется использовать парки, скверы, биостанции, теплицы; знакомить детей с юннатской работой, которая ведется в школах данного микрорайона; организовывать наблюдения за озеленением и благоустройством дорог, улиц, площадей; организовывать выезды за город.

    Содержание  экскурсий в природу определено программой воспитания и обучения в детском саду. В соответствии с ней дошкольники должны усвоить разносторонние знания о животном мире, растительности, явлениях неживой природы. В программе подчеркивается, что в процессе непосредственного ознакомления детей с природой необходимо развивать у них наблюдательность, умение обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явлений, делать выводы.

    Планирование  экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных  условий. Воспитатель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.

    Содержание  знаний о природе, изложенное в программе  воспитания и обучения в детском  саду, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее. Например, к усвоению знаний об условиях развития растений старшие дошкольники подводятся в процессе труда в уголке природы, цветнике, на огороде, а посещение теплицы (если таковая есть) может быть использовано для обобщения представлений о зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений. Например, весной воспитанники знакомятся с признаками пробуждения жизни в пруду (появление на поверхности водоема растений, насекомых, кваканье лягушек), рассматривают водомерку, жука-плавунца, жука-водолюба, икру лягушек, водные растения. Благодаря несложным опытам дети убеждаются, что жук-плавунец хищник, а жук-водолюб питается растениями, поэтому живет на дне водоема. Значительное место отводится систематизации материала о сезонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы - лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке - затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетливое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом наблюдений характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе - установление признаков сезона (длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и осадков, и т. д). Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных. Уже дети среднего дошкольного возраста могут установить связь между обилием солнечного света весной и началом пробуждения, роста и развития растений. Старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных связей, не имеющих такого яркого внешнего выражения. Например, осенью они обнаруживают, что отлет пернатых птиц связан с температурой воздуха: с похолоданием некоторые насекомые погибают, другие забираются под кору, корни деревьев, опавшую листву, мох, и птицы остаются без корма, что и подталкивает их к переселению в теплые края.

    Экскурсии в природу дают возможность познакомить  детей с особенностями растений и животных в разных природных  условиях. Они узнают, например, что  луговые, полевые, степные птицы живут в гнездах, устроенных на кочках, в траве, в камнях, По внешнему виду это небольшие ямки, выстланные сухой травой, листьями. Гнезда же лесных птиц очень разнообразны по форме, местоположению. Они часто свиты из тонких прутиков, сухих стеблей, выстланы мхом, листьями, перьями.

    Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света - общие условия, необходимые для  их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растет на солнечных полянах.

    Наблюдения  на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми, некоторые несложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта. Так, они выявляют, что некоторые птицы питаются насекомыми. Затем воспитатель обращает внимание детей на изъеденные листья деревьев, кустарников, цветущих растений. И после этого дошкольники могут сделать самостоятельный вывод о том, что лес кормит птиц, но и птицы, в свою очередь, питаясь вредными насекомыми, гусеницами, приносят ему пользу.

    Наблюдения  за муравейником убеждают, что насекомые  в лесу находят и пищу, и строительный материал для своего жилища. Но, рассмотрев груз, который по многочисленным дорожкам муравьи тащат в свой дом, дети делают заключение о том, что муравьи являются санитарами леса.

    Экскурсия на луг помогает сформировать у старших дошкольников представление о том, что не только некоторые насекомые не могут жить без растений, питаясь их нектаром, но и многие растения опыляются насекомыми. Так постепенно дети подходят к пониманию различных взаимозависимостей, существующих между животным и растительным миром.

    Наблюдения  за животными также помогают раскрыть некоторые их связи с условиями  существования. Результаты исследования С. Н. Николаевой убедительно показали возможность усвоения старшими дошкольниками  систематизированных знаний, отражающих такую закономерность, как приспособленность к среде обитания. Несложно познакомить детей и с отдельными приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения). Так, наблюдая за птицами, белками, насекомыми, земноводными, рыбами, дети отмечают их защитную окраску (благодаря которой осуществляется маскировка), характер выполняемых действий, способов передвижения (быстрый бег, прыжки, полет) или прекращение их (затаивание).

    Внимание  детей следует обращать и на факты  приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются к изменению условий питания, похолоданию, снежному покрову. Уже дети среднего дошкольного возраста благодаря систематическим наблюдениям на экскурсиях и прогулках уясняют, что с похолоданием птицы переселяются поближе к жилью человека, а некоторые улетают в теплые края. Старшие дошкольники узнают, что с наступлением зимы одни животные впадают в спячку (медведь, еж, жаба, лягушка), другие переселяются туда, где находят себе пропитание (кочующие птицы, лоси, олени), третьи запасают корм (грызуны). Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает теплая светлая шерсть (мех).

    Летом целесообразно организовать наблюдения за одуванчиками, календулой, шиповником и другими растениями, которые  перед ненастьем закрывают свои цветки. Представления о приспособлении насекомых к неблагоприятным  условиям дети получают, наблюдая за муравейником: перед дождем муравьи закрывают его «двери».

    Итак, последовательное включение в содержание экскурсии наблюдений разнообразных  ярких фактов, подводящих к пониманию  того, что явления живой и неживой  природы находятся в определенной взаимозависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление о ее единстве и целостности.

    Содержание  экскурсий намечается таким образом, чтобы подготовить дошкольников к некоторым обобщениям накопленных  представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в живой и неживой природе, к образованию элементарных понятий.

    С целью развития наблюдательности, любознательности, интереса к природе рекомендуется  в содержание экскурсий включать такие знания и сведения, которые  активизируют прошлый опыт детей, побуждают их к сравнению, сопоставлению. С этой целью дошкольников знакомят с растениями, показывающими время и предсказывающими погоду; с участием птиц и зверей в распространении семян деревьев, кустарников, трав; с насекомыми, которых приручил человек; с птицами, гнездящимися в земляных норах, на болотах, в камнях.

    Для старших детей следует включать материал, который не только дополняет ранее усвоенные знания, но и вступает в известное противоречие с ними. Например, дети знают, что осенью растения готовятся к зиме (сбрасывают листву, прекращают рост и цветение). Зима, а, следовательно, и ее характерный признак - снег у детей ассоциируются с холодом, морозом, которые губительно действуют на все живое. На экскурсиях целесообразно показать им, что растения готовятся не только к зиме, но и к будущей весне, закладываются почки на ветках деревьев и кустов, у многих травянистых растений образуются бутоны, из которых весной появятся листья, цветы. Таким образом, дошкольники подводятся к пониманию явлений, которые в какой-то мере противоречат прошлым представлениям: оказывается, что холод - одно из условий дальнейшего развития многих растений, а снежный покров защищает их от холода, а также служит теплой постелью для зайцев, тетеревов, глухарей.

    Включение знаний, которые активизируют прошлый опыт детей, приходят с ним в столкновение, противоречие, способствует повышению продуктивности мышления, развитию познавательных интересов.

    Для того чтобы расширить, углубить, обобщить представления дошкольников о знакомом объекте, явлении, раскрыть его новые качества, свойства, характеризующие процесс изменения, развития, организуются повторные экскурсии в разные времена года, а часто и несколько раз в течение одного сезона. Цикл повторных экскурсий проводится по усмотрению воспитателя на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить сроки проведения, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовывать в тот период, когда наиболее ярко выражены характерные особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.

    При разработке содержания экскурсий необходимо исходить из программных требований и природного окружения. В каждом дошкольном учреждении следует определить природные и сельскохозяйственные объекты, ознакомление с которыми целесообразно проводить с детьми той или иной возрастной группы, а также наметить объем знаний, которые должны усвоить дети. Исходя из этих условий, определяется перечень экскурсий, устанавливается их последовательность и примерные сроки проведения. На каждой экскурсии воспитательные и образовательные задачи решаются в единстве. Поэтому при ее планировании намечается объем знаний, умений для усвоения детьми, а также продумывается, какие чувства, качества личности будут развиваться.

    При этом важно, чтобы на экскурсии ставились  и решались задачи воспитания у детей  бережного отношения к природе, вовлечения их в доступную природоохранительную деятельность взрослых (например, участие  в уходе за лесонасаждениями, в подкормке диких животных, в сезонных работах в саду, огороде и т. д.

    Результативность  экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана  ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого  этапа.

    Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу выполнение детьми разнообразных практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы, для поделок, оснащения занятий (например, шишки для занятий по математике).

Информация о работе Экскурсии в природу - эффективная форма ознакомления детей с природой и привития любви к родному краю, своей малой родине