Экскурсия в природу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

Известно, что К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной для ребенка. Организуя наблюдения, практическую деятельность воспитанников на экскурсиях, педагог помогает им устанавливать причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Содержание

Введение
1. Виды экскурсии и их значение.
2. Подготовка к экскурсии.
3. Проведение экскурсии.
4. Повторные экскурсии.
5. После экскурсионная работа.
Заключение
Практическое задание:
1. Составить конспект экскурсии.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки самарской области.docx

— 45.01 Кб (Скачать файл)

              Министерство образования и науки  самарской области

         ГОУ СПО Тольяттинский социально  – педагогический колледж

                                     г. Тольятти ,  ул.Мурысева,84

                                                  тел.24-10-25 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ф.И.О. студента:    Хальметова Асия Вельдяновна. 

Домашний  адрес студента, телефон: ул.Победы д.5 кв.507 , тел.20-89-86

 

          

Специальность:  050704   дошкольное образование 

Форма обучения:  заочное  

Курс, группа:     4,ДО 4Б. 
 
 
 
 

                         Контрольная работа по дисциплине:

         «Методика экологического образования». 

              Тема №3:  «Экскурсия в природу». 
 
 
 

                                                                             Дата получения___________ 
 
 

                                       

                                            Тольятти, 2010г.

                Тема №3:  Экскурсия в природу. 

План:

Введение 

  1. Виды экскурсии и их значение.
  2. Подготовка к экскурсии.
  3. Проведение экскурсии.
  4. Повторные экскурсии.
  5. После экскурсионная работа.

Заключение

Практическое  задание:

  1. Составить конспект экскурсии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         

                                                  Введение 

      На наших глазах экология приобретает черты все объемлющего и очень

актуального мировоззрения, превращается в учение о путях выживания человечества. Но новое мировоззрение не может родиться само собой. В современном в обществе глубоко укоренились технократический образ жизни, надежды на то, что с помощью сравнительной организации хозяйства и высокопроизводительной техники можно решить все экономические и социальные проблемы. Однако исторический опыт убеждает, что это далеко не так. Даже самая совершенная техника, если она вступает в противоречие с законами самопроизводста природы, неизбежно наносит ущерб окружающей среде, а  следовательно, и здоровью человека.

      Известно, что К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной для ребенка. Организуя наблюдения, практическую деятельность воспитанников на экскурсиях, педагог помогает им устанавливать причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать, делать выводы и обобщения.

       Некоторые из наиболее прозорливых ученых, осознав это, пришли к

драматическому  выводу о том, что природа гибнет, неся гибель и всем людям. Земли с их технократической цивилизацией. В ответ на это мировое

сообщество  развило небывалую активность, направленную на решение проблем охраны природы и окружающей человека среды. За последние полвека под эгидой ООН создан ряд авторитетных организаций, и разработаны

многообещающие  международные программы, заключены  важные соглашения, принят ряд ответственных документов. В частности, Конференция Организации  Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год), собравшая высших руководителей 190 государств, приняла «Повестку дня на XXI век» - развернутую программу экологической ориентации развития общества. На Конференции были сформулированы основные положения концепции устойчивого развития. Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяется к реализации этих идей. Основная задача устойчивого развития - сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Для этого всем людям, живущим на Земле, необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с  другими видами. Кроме того мы должны понимать ограниченность природных ресурсов, территорий, которые используем. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Устойчивое развитие предполагает, что люди будут соблюдать законы природы, изменять свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. То есть, с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с  другой - человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовать эти принципы, нужны люди с новым мышлением.

     Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания

уделяется образованию в области окружающей среды. И в нашей стране

появился  ряд официальных документов, в  которых подчеркивается

необходимость формирования системы непрерывного экологического

образования: Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению

экологического  образования населения», 1994; Постановление  «Об

экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях

Российской  Федерации», 1994 г. В 2000 г. разработан проект «Стратегии

экологического  образования в Российской Федерации».

   Достичь целей, декларируемых в концепции устойчивого развития, можно

только  через образование. Именно поэтому  и в «Концепции устойчивого

развития  России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация

общественного сознания». В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, начиная с детского сада.

                              Счастье - это быть с природой,

                               видеть ее, говорить с ней.

                                                                          ( Л. Толстой).

      Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она - наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие.

     Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

В нашей  стране проблема охраны природы и  рационального использования ее ресурсов находится под пристальным  вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.  Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии. 

                 

    1.  Виды экскурсии и их значение.

      Экскурсии - это основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Экскурсии знакомят в естественной обстановке детей с объектами и явлениями природы.

          Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

      Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

     Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

       Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

      Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

  • Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:

    навыков наблюдения и наблюдательности как  таковой

  • сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.)
  • мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности)
  • воображения и творческих способностей.

При разработке экскурсии важно ставить и  решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

        По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

         Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

        Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

  • между органами животных и растений и их функциями
  • между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни
  • между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования
  • между различными живыми существами в одной экосистеме.

       Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

        Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.

Вместе  с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

      Структура экскурсии:

  • вводная беседа
  • коллективное наблюдение
  • индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
  • сбор материала
  • игры детей с собранным материалом

Информация о работе Экскурсия в природу