Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 21:44, контрольная работа
Известно, что К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной для ребенка. Организуя наблюдения, практическую деятельность воспитанников на экскурсиях, педагог помогает им устанавливать причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Введение
1. Виды экскурсии и их значение.
2. Подготовка к экскурсии.
3. Проведение экскурсии.
4. Повторные экскурсии.
5. После экскурсионная работа.
Заключение
Практическое задание:
1. Составить конспект экскурсии.
Вопросы первого типа преобладают на экскурсиях, обеспечивающих первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, так как они помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове. Например, на первой экскурсии на луг (старшая группа) воспитатель задает вопросы: какие луговые растения вы знаете? У каких растений желтые (белые, синие) цветы? Какие цветы имеют сильный запах? Каких насекомых вы знаете? Как называется бабочка с желтыми крыльями? Как называются насекомые, похожие на бабочек, но меньшего размера?
Широко используются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие формированию у них умственных действий. Удельный вес этих вопросов возрастает на повторных экскурсиях, когда объектом наблюдения становятся знакомые предметы и явления, приобретшие лишь новые свойства и качества. Поэтому педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим. Так, на повторной экскурсии в лес (старшая группа) воспитатель предлагает детям сначала вспомнить, что они видели в лесу в прошлый раз, затем рассказать, каким лес стал теперь, что в нем изменилось.
Вопросы, развивающие творческое воображение, используются в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так, зимой в лиственном лесу воспитатель может задать им вопрос: как вы думаете, в каком лесу сейчас светлее: в лиственном или хвойном? Почему?
Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу выполнение детьми разнообразных практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы, для поделок, оснащения занятий (например, шишки для занятий по математике).
При проведении экскурсий необходимо иметь в виду следующее. Часто дети находят в лесу, на лугу, в поле птенцов, ежат, зайчат. Движимые добрыми чувствами, дети хотят отнести их в детский сад, выходить и вырастить. Делать этого нельзя. Задача воспитателя заключается в том, чтобы разъяснить детям, что эти животные лучше вырастут в естественных условиях, они не покинуты родителями, как кажется детям. Если даже они не найдут свой «дом», их выходят птицы, звери, живущие в лесу. А если их вырвать из привычных условий, то они могут погибнуть.
В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные знания. Так, в лесу проводится игра «Найди дерево по листу» (старшая группа), после знакомства с огородными культурами - игра «Узнай по описанию» (средняя группа).
На сельскохозяйственных объектах организуются наблюдения трудовых операций, знакомство с материалами, инструментами, техникой и машинами. С детьми беседуют взрослые. Воспитатель заранее готовит такую беседу, определяет ее содержание. Например, на ферме доярка рассказывает о коровах и телятах, за которыми она ухаживает, о технике, облегчающей труд.
Третий этап экскурсии - заключительный. Он охватывает всю после экскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.
Таким образом, экскурсии в природу являются
эффективным, средством воспитания и обучения,
поскольку в их процессе осуществляется
гармоническое развитие всех сторон личности
дошкольника. В общении с родной природой
формируются основы материалистического
понимания окружающего мира, воспитываются
нравственные и эстетические качества,
пробуждаются добрые чувства. Воспитывать
у детей интерес и любовь к родной природе
значит растить ее верного друга, будущего
заботливого хозяина богатств своей Родины.
Практическое
задание
Конспект экскурсии на луг
(старшей группе).
Цель. Уточнить представления детей о том, что на лугу растут растения, требующие для своего роста много света; учить различать и называть некоторые из них (клевер, луговую герань, мышиный горошек и др.), учить отыскивать насекомых: кузнечика, стрекозу, 1-2 вида бабочек, отмечать различия (величина, цвет крыльев, длина ног) и сходство (у всех у них по три пары ног); приучать детей чувствовать красоту и приволье лугов, напоенных ароматом трав.
Ход экскурсии. Воспитатель, придя на луг, рассматривает местность, определяет ее особенности (открытое пространство, простор). При затруднении сравнивает луг с граничащим с ним лесом, отмечает, что на лугу растут невысокие растения. Вместе с детьми любуется лугом.
Смотрите, как луга благоухают,
Упитана дождем зеленая трава,
И легкий ветерок с волной реки играет,
И рожь златистая колышется едва…
Прекрасен этот мир!
Разрешает каждому найти цветущее растение (самое красивое!), но предупреждает, что рвать его нельзя.
Поочередно дети рассматривают каждое растение, вспоминают и уточняют название, определяют особенности стебля, листьев, цветков, сравнивают их. Воспитатель предлагает вспомнить, какие цветы находили на таких же прогулках прошлым летом. Детей следует подвести к суждению о
разнообразии и красоте луговых растений.
Затем,
выбрав 3-4 растения, которые встречаются
и на лесных полянах (например, гвоздику,
луговую герань и др.), задает вопрос: «Где
вы еще видели эти растения?» (или конкретнее:
«Видели ли эти растения в лесу? В каких
местах: на солнечных полянах или в чаще
леса?») После этого предлагает подумать,
почему эти растения можно увидеть на
лугах повсюду, а в лесу только на светлых,
солнечных полянках. Этими и подобными
вопросами воспитатель подводит детей
к выводу, что на лугах растут растения,
которым нужно много света и солнца.
Список использованной литературы
1. Веретенникова
С. А. Ознакомление
2. Виноградова
Н. Ф. Умственное воспитание
детей в процессе ознакомления
с природой. 2-ое изд. М., 1982
3. Как
ознакомить дошкольников с
М., 1983.
4. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. -М.,
Просвещение,1985.
6. Лучич М. В. Детям о природе.- М., 1989.
7. Программа
воспитания и обучения в
евой.-М.,2005.
8. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. М., 1979, т. 1.
9. Тетюрев В. А. Рассказы о наблюдениях в природе. М.,Просвещение, 1971.
10. Тихеева
Е. И. Развитие речи детей
(раннего и дошкольного
1981.
11. Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1948, т. 3.