Экспериментальная работа по исследованию влияния стиля семейного воспитания на самооценку детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

Целью экспериментальной работы является на основании изучаемых методик изучить и выявить взаимосвязь влияния стиля семейного воспитания на самооценку детей младшего школьного возраста .Этапы экспериментального исследования проведение подобранных методик, обработка полученных данных.

Экспериментальное исследование проводилось в селе Туктубаево, в Сирюсинской МОУ СОШ. В исследовании принимали участие дети начальных классов и их родители в количестве

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

Тест–опросник  родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин. 
Фамилия____________________ 
Ответьте пожалуйста на предлагаемые вопросы ДА “+” или НЕТ “-“ и поставьте знаки “+” или “-“ напротив номера вопроса 
 
Текст опросника 
 
1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 
 
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок. 
 
3. Я уважаю своего ребенка. 
 
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 
 
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 
 
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения. 
 
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 
 
8. Мой ребенок часто неприятен мне. 
 
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. 
 
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу. 
 
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. 
 
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 
 
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. 
 
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают. 
 
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый. 
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне. 
 
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка. 
 
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании. 
 
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 
 
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 
 
21. Я принимаю участие в своем ребенке. 
 
22. К моему ребенку липнет все дурное. 
 
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни. 
 
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось. 
 
25. Я жалею своего ребенка. 
 
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям. 
 
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время. 
 
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. 
 
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку. 
 
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. 
 
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него. 
 
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка. 
 
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка. 
 
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 
 
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по своему прав. 
 
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. 
 
37. Я всегда считаюсь с ребенком. 
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства. 
 
39. Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень. 
 
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком. 
 
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство. 
 
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. 
 
43. Я разделяю увлечения своего ребенка. 
 
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно. 
 
45. Я понимаю огорчения своего ребенка. 
 
46. Мой ребенок часто раздражает меня. 
 
47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка. 
 
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 
 
49. Я не доверяю своему ребенку. 
 
50. За строгое воспитание дети благодарят потом. 
 
51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка. 
 
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. 
 
53. Я разделяю интересы своего ребенка. 
 
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так. 
 
55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни. 
 
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. 
 
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья 
 
моего ребенка. 
 
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком. 
 
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. 
 
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. 
 
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям. 
Структура опросника 
 
1. ПРИНЯТИЕ — ОТВЕРЖЕНИЕ. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. 
 
2. КООПЕРАЦИЯ — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. 
 
3. СИМБИОЗ. Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается,  
когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. 
 
4. АВТОРИТАРНАЯ ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ. Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. 
 
5. МАЛЕНЬКИЙ НЕУДАЧНИК. Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. 
  
 
 
Приложение 2 
 
Три оценки. 
 
Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки». 
 
Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы: 
 
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным? 
 
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе 
«5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит? 
 
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают? 
 
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям: 
 
- совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя; 
 
- характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы; б) любая другая аргументация. 
 
- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы. 
 
 
 
 
Приложение 3 
 
Методика изучения самооценки качеств личности  
 
(Т. Дембо-С. Рубинштейн). 
 
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования.  
 
Материалом для исследования служит ряд шкал высотой 100 мм, условно обозначающих проявление различных качеств личности. Цифры 1 - 5 заменяются оцениваемыми параметрами, выбираемыми для каждого школьника индивидуально).  
 
Инструкция: необходимо обозначить свое место на каждой из шкал, так как Вы оцениваете себя или свое положение в той или иной области. Вверху, где находится знак "+" - максимальная успешность, внизу где знак "-" - минимальная успешность. 
 
Проводился следующий инструктаж (на примере качества "здоровье"): "Представьте, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья: внизу - самые больные люди, вверху - самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Покажите, где Ваше место среди всех людей мира по состоянию здоровья?". 
 
Высота самооценки определялась с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале равняется 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывался средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средни м баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" - со средним баллом 4-5; "Низкой" - со средним баллом 0-2.5.

 

 
Приложение  4 
 
Результаты  исследования стилей воспитания и самооценки.

 
 
Ф.И.О.
 
Шкалы тест-опросника родительского  отношения 
 
(А.Я. Варга, В.В. Столин)
 
Методика изучения самооценки качеств  личности 
 
( Т. Дембо - С. Рубинштейн) 
 
Принятие-отвержение
 
Кооперация
 
Симбиоз
 
Авторитарная гиперсоциализация
 
«Маленький 
 
неудачник»
 
1
 
Козин А.
 
31
 
74,97
 
64,19
 
53,87
 
31,19
 
4
 
2
 
Белов А.
 
31
 
87,23
 
14,55
 
69,3
 
39,06
 
3,5
 
3
 
Калмыкова М.
 
22,1
 
92,30
 
70,25
 
43,21
 
57,96
 
3,5
 
4
 
Барауля Ал.
 
42,21
 
74,52
 
70,25
 
14,23
 
57,96
 
3,5
 
5
 
Штепа Ю.
 
53,76
 
91,54
 
70,25
 
31,19
 
31,19
 
4
 
6
 
Сидоров В.
 
68,35
 
87,23
 
54,23
 
39,06
 
39,06
 
2,5
 
7
 
Дебур В.
 
92,4
 
74,52
 
23,45
 
57,96
 
57,96
 
3
 
8
 
Бугаев Д.
 
42,21
 
98,1
 
45,57
 
57,96
 
57,96
 
2,5
 
9
 
Гришин А.
 
53,79
 
77,35
 
3,04
 
31,19
 
12,98
 
2,5
 
10
 
Матюшин Э.
 
23,74
 
84,22
 
53,87
 
39,06
 
36,88
 
3
 
11
 
Парамонов Д.
 
77, 21
 
85,31
 
69,3
 
57,96
 
84,19
 
3
 
12
 
Ивченко В.
 
0,63
 
77,56
 
43,21
 
57,96
 
14,55
 
4,5
 
13
 
Диденко А.
 
64,19
 
73,96
 
14,23
 
33,58
 
70,25
 
4
 
14
 
Калинина Н.
 
14,55
 
81,29
 
31,19
 
31
 
70,25
 
3,5
 
15
 
Секоян А.
 
70,25
 
86,57
 
39,06
 
31
 
70,25
 
3,5
 
16
 
Пилипенко В.
 
70,25
 
93,88
 
57,96
 
22,1
 
54,23
 
3,5
 
17
 
Ващаев М.
 
70,25
 
94,72
 
57,96
 
42,21
 
23,45
 
2,5
 
18
 
Миронова И.
 
54,23
 
87,35
 
42,21
 
53,76
 
45,57
 
3
 
19
 
Панова А.
 
23,45
 
96,54
 
53,79
 
68,35
 
3,04
 
3
 
20
 
Запорожцева Д.
 
45,57
 
77,83
 
23,74
 
62,4
 
53,87
 
3
 
21
 
Каргина А.
 
3,04
 
78,88
 
77, 21
 
42,21
 
69,3
 
4
 
22
 
Доронин А.
 
53,87
 
94,61
 
0,63
 
53,79
 
43,21
 
3
 
23
 
Никитин А.
 
69,3
 
95,21
 
31,19
 
23,74
 
14,23
 
2,5
 
24
 
Коваленко Н.
 
43,21
 
78,36
 
39,06
 
77, 21
 
31,19
 
3,5
 
25
 
Свиридова Е.
 
14,23
 
81,93
 
57,96
 
0,63
 
39,06
 
3
 
26
 
Попова В.
 
31,19
 
88,62
 
57,96
 
84,19
 
57,96
 
3
 
27
 
Антипова К.
 
39,06
 
78,66
 
31
 
14,55
 
57,96
 
3,5
 
28
 
Рачина О.
 
57,96
 
95,23
 
31
 
70,25
 
42,21
 
3,5
 
29
 
Радионова В.
 
57,96
 
79,61
 
22,1
 
70,25
 
53,79
 
4
 
30
 
Ермакова О.
 
59,61
 
92,59
 
42,21
 
70,25
 
23,74
 
3,5
 
31
 
Землянухина М.
 
42,33
 
96,58
 
53,76
 
54,23
 
77, 21
 
3
 
32
 
Леонова В.
 
31
 
90,35
 
68,35
 
23,45
 
0,63
 
3
 
33
 
Батальщиков Н.
 
31
 
85,31
 
82,4
 
45,57
 
31
 
3,5
 
34
 
Разуваев А.
 
22,1
 
78,92
 
42,21
 
3,04
 
22,1
 
2,5
 
35
 
Выпряжкин М.
 
42,21
 
79,68
 
53,79
 
35,69
 
42,21
 
3
 
36
 
Мокей Е.
 
53,76
 
59,12
 
23,74
 
100
 
53,76
 
3
 
37
 
Косоножкина Н.
 
68,35
 
61,81
 
77, 21
 
93,86
 
68,35
 
3,5
 
38
 
Демеденко Н.
 
92,4
 
31
 
0,63
 
98,37
 
92,4
 
4
 
39
 
Кочетова О.
 
42,21
 
31
 
53,87
 
83,29
 
42,21
 
2,5
 
40
 
Никонова М.
 
53,79
 
22,1
 
69,3
 
91,67
 
53,79
 
0
 
41
 
Наумова М.
 
23,74
 
42,21
 
43,21
 
92,37
 
23,74
 
1,5
 
42
 
Кравченко Д.
 
77, 21
 
53,76
 
14,23
 
89,46
 
77, 21
 
2
 
43
 
Андреева Я.
 
0,63
 
68,35
 
31,19
 
81,92
 
0,63
 
1
 
44
 
Водопьянова М.
 
53,87
 
90,4
 
39,06
 
91,29
 
84,19
 
1,5
 
45
 
Гардеева Н.
 
69,3
 
42,21
 
57,96
 
93,61
 
14,55
 
1,5
 
46
 
Орлов А.
 
43,21
 
53,79
 
57,96
 
96,12
 
70,25
 
2
 
47
 
Бородина А.
 
14,23
 
23,74
 
42,21
 
93,59
 
70,25
 
1
 
48
 
Коломейцева Е.
 
31,19
 
77, 21
 
53,79
 
88,39
 
70,25
 
5
 
49
 
Богунаева А.
 
39,06
 
0,63
 
23,74
 
81,25
 
54,23
 
4,5
 
50
 
Шмидт Е.
 
57,96
 
84,19
 
77, 21
 
85,64
 
23,45
 
4,5
 
51
 
Семеренко И.
 
57,96
 
14,55
 
0,63
 
94,29
 
45,57
 
5
 
52
 
Визитив О.
 
83,79
 
70,25
 
51,2
 
31
 
3,04
 
5
 
53
 
Каргин И.
 
77,21
 
70,25
 
36,4
 
31
 
53,87
 
5
 
54
 
Петров С.
 
77,21
 
70,25
 
28,56
 
22,1
 
69,3
 
5
 
55
 
Немудрякина Т.
 
83,79
 
54,23
 
31,5
 
42,21
 
43,21
 
4,5
 
56
 
Богатырева Т.
 
92,4
 
23,45
 
29,87
 
53,76
 
14,23
 
4,5
 
57
 
Субботин Е.
 
50,2
 
12,89
 
87,96
 
68,35
 
31,19
 
5
 
58
 
Лиморева Ю.
 
84,19
 
38,12
 
86,63
 
92,4
 
39,06
 
5
 
59
 
Канцуров Н.
 
14,55
 
53,87
 
86,63
 
42,21
 
57,96
 
5
 
60
 
Виликова И.
 
59,63
 
69,3
 
74,97
 
53,79
 
57,96
 
4,5
 
61
 
Расторгуева Ю.
 
70,25
 
43,21
 
92,93
 
23,74
 
31,2
 
4,5
 
62
 
Капылова В.
 
70,25
 
14,23
 
45,57
 
77, 21
 
84,19
 
2
 
63
 
Огрызков А.
 
54,23
 
70,25
 
3,04
 
0,63
 
84,75
 
1

 
 
    

 

 
Приложение  5 
 
Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку. 
 
"Имя"  
 
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, xем он есть сейчас.  
 
"Проигрывание ситуаций"  
 
Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:  
 
- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.  
 
- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?  
 
-- Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)  
 
"Жмурки"  
 
Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по  
голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.  
 
"Зеркало"  
 
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.  
 
Можно поиграть и в " Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное,чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.  
 
 
 
Приложение 6 
 
Рекомендации родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки. 
 
·       Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос. 
 
·       Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение. 
 
·       Поощряйте в ребенке инициативу. 
 
·       Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!" 
 
·       Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра). 
 
·       Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!


Информация о работе Экспериментальная работа по исследованию влияния стиля семейного воспитания на самооценку детей младшего школьного возраста