Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 12:47, курсовая работа
Цель курсовой работы - теоретически обосновать экспериментальным путём выявить, что дидактическая игра является средством сенсорно- моторного развития детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - сенсорно- моторное воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Введение
3
I. Теоретический аспект дидактической игры как средство сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста……….
7
1.1.
Сущность понятия «сенсорно-моторного воспитания»……
7
1.2.
Особенности сенсомоторного воспитания детей среднего дошкольного возраста….......................................................
11
1.3.
Дидактическая игра как средство сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста…………
23
II. Экспериментальное исследование дидактической игры как средство сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………..
30
2.1.
Характеристика исследования……………………………………
30
2.2.
Констатирующий эксперимент……………………………………
30
2.3.
Формирующий этап………………………………………………
35
2.4.
.Контрольный этап……………………………………………….
39
Заключение………………………………………………………………
43
Список используемой литературы…………………………………….
45
Данные таблицы показывают, что высокого уровня нет ни у одного ребенка, что составляет 0%, средний уровень у двух детей, что составляет 20%, низкий уровень имеют восемь детей, что составляет 80%. Дети во время выполнения теста затратили время больше на 10-15 секунд, также нарушали правила задания, рукой захватывали несколько монет.
Таблица 2.2.5
Уровень сформированности группы «Б».
Испытуемые |
| ||
В |
С |
Н | |
1 |
+ | ||
2 |
+ | ||
3 |
|
+ | |
4 |
+ |
||
5 |
+ | ||
6 |
+ |
||
7 |
|
+ | |
8 |
|
+ | |
9 |
+ |
||
10 |
+ |
По результатам исследования в группе «Б» высокого уровня нет ни у одного ребенка, что составляет 0%, средний уровень у троих детей, что составляет 30%, остальные семь детей имеют низкий уровень, что составляет 70%. Дети в этой группе допускали такие же ошибки, как в группе «А».
Процентное соотношение уровня сформированности в группе «А» и «Б» предоставлены в таблице 2.2.6
Таблица 2.2.6
Процентное соотношение уровней методики Н.О. Озерецкого группы «А» и «Б»
Группы |
В |
С |
Н |
Группа «А» |
0% |
20% |
80% |
Группа «Б» |
0% |
30% |
70% |
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что основная масса детей находится на низком уровне сформированности сенсорно-моторного воспитания, плохо развита мелкая моторика рук, слабо владеют ножницами.
2.3 Формирующий этап.
Цель: Подобрать и проверить дидактические игры как средство сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
На основе результатов констатирующего эксперимента были подобраны дидактические игры для развития сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Известно, что большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Поэтому для привлечения внимания детей к дидактическим играм, к свойствам предметов мы создали соответствующую предметно-развивающую среду.
Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада – это адаптированный вариант сенсомоторной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Он выполняет ряд определенных функций:
стимуляция сенсомоторных функций;
- активация когнитивных (умственных) процессов;
- повышение
самостоятельности и
Дидактические игры на развитие сенсорно-моторного воспитания детей среднего дошкольного возраста:
3. Дидактическая игра «Протяни дорожку». Цель: развивает мелкую моторику, формирует зрительно – двигательную координацию, чувства, пространства на микроплоскости, развивает речь и мыслительные процессы
4. Дидактическая игра «Тактильные дорожки» предназначена для активизации психических процессов (мышление, внимание, воображение, восприятие), развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики.
5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» — развивает исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка, учит определять и называть их форму, цвет, подбирать по тождественным признакам
6. Дидактическая игра « Пазлы». Собирая красочные картинки, ребенок развивает не только мелкую моторику рук, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.
7.Дидактическая игра «Сухой дождь»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.
Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.
8. Дидактическая игра «Разноцветные прищепки»
Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.
Материал: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик и другие), прищепки.
9. Дидактическая игра «Сухой бассейн»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам .Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.
Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)
10. Дидактическая игра «Бусы»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.
Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.
Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.
Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствует развитию усидчивости, логическому мышлению, развивает внимательность и многое другое. Игры эти очень занимательны, и в них можно играть как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческой деятельности. Игра дарит ребенку первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Подводя итог формирующему эксперименту, можно сказать, что дети с интересом выполняли предложенные им дидактические игры. За время проведения формирующего эксперимента был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с испытуемыми. В процессе проведенной работы дети не только визуально изменили свое отношение к сенсорно-моторной деятельности, но и практически. Этому способствовали знания и умения детей, которые они получали в ходе формирующего этапа эксперимента.
2.4.Контрольный этап
Цель: проверить результаты исследования.
Чтобы определить результативность нашей работы, мы провели сравнительное обследование уровня сенсорно-моторного воспитания детей экспериментальной и контрольной групп. Были проведены следующие методики: Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревича.
Данные тесты проводились и на констатирующем этапе исследования.
Таблица 2.4.1
Уровень сформированности группы «А».
Испытуемые |
| ||
В |
С |
Н | |
1 |
+ |
||
2 |
+ |
||
3 |
+ |
|
|
4 |
+ | ||
5 |
+ | ||
6 |
+ |
||
7 |
+ |
|
|
8 |
+ |
||
9 |
+ | ||
10 |
+ |
Данные таблицы показывают, что высокого уровня достигли двое детей, что составляет 20%, средний уровень имеют пятеро детей, что составляет 50%, низкий уровень имеют три человека, что составляет 30%.
Таблица 2.4.2
Уровень сформированности группы «Б».
Испытуемые |
| ||
В |
С |
Н | |
1 |
+ |
||
2 |
+ |
||
3 |
+ |
||
4 |
+ | ||
5 |
+ | ||
6 |
+ |
||
7 |
+ |
|
|
8 |
+ |
||
9 |
+ |
||
10 |
+ |
По результатам данной таблицы мы видим, что высокий уровень у троих детей, что составляет 30%, средний уровень – 5 человек, что составляет 50%, низкий уровень у двоих детей, что составляет 20%.
Таблица 2.4.3
Процентное соотношение сформированности методики «фигуры» по В. Мытацину.
Группы |
В |
С |
Н |
Группа «А» |
20% |
50% |
30% |
Группа «Б» |
30% |
50% |
20% |
Процентное соотношение в контрольной и экспериментальной группе представлены в таблице 2.4.4
Таблица 2.2.4
Группа |
В |
С |
Н | |||
эксп |
конт |
эксп |
конт |
эксп |
конт | |
Группа «А» |
0% |
20% |
20% |
50% |
80% |
30% |
Группа «Б» |
10% |
30% |
30% |
50% |
60% |
20% |