Экспериментальное исследование развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 07:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить развитие интереса к экспериментированию и организацию работы с детьми дошкольного возраста в данном направлении.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие интереса к экспериментированию будет эффективнее, если: работа строится в центрах экспериментирования; ведущим методом выступает наблюдение в ходе обеспечения практической работы с предметами предметно-развивающей среды.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста
1.1. Проблема развития интереса у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.2. Характеристика экспериментирования как вида деятельности дошкольников
1.3. Организация работы по развитию интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста
2.1. Исследования уровня развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста
2.2. Разработка и апробация педагогической работы, направленной на использование экспериментирования в дошкольном возрасте
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик развитие интереса к экспериментированию.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

Оборудование центров экспериментирования

Старший дошкольный возраст

Центры «Песок - вода» и «Наука и природа: банки и бутылки, крышки; бисер, стеклярус, янтарь; вёдра, тазы, ванночки; весы, воронки, галька, гравий, глобус, губки, деревянные предметы, детская посуда, дневники наблюдений за посадками, овса, лука, чеснока; иллюстративный материал; календари погоды и природы; карта мира; картотека опытов; клеёнчатые фартуки, коллекция ракушек; коллекция семян; кораблики, крупы, литература; ложки; лупа, магниты, мелкие игрушки ( «киндер - сюрприз»); мерные чашечки, стаканы; микроскоп, монеты, железные предметы; мыло, настольно - печатная игра «Большой детский атлас»; палочки, бусинки, дощечки; песочные часы, пипетки, пластилин, природный материал (жёлуди, шишки, семена, ракушки); пробки, крышки, пуговицы; сито, дуршлаг; скорлупа от яиц; совки, соломинки, трубочки, сахар, соль; тёрка, формочки для печенья.

Центр «Искусство»: акварельные и гуашевые краски; баночки, миски, палитры; бумага различного размера, восковые свечи, газеты, губки, штампы; дырокол, зубные щётки, клей, кисти; клубочки ниток, шерсти; коробки; крупы, яичная скорлупа; ножницы; обводки; обёрточная бумага; пенопласт; пластилин, игровое теста; пооперационные карты; пуговицы, синтепон, старые журналы и книги; степлер; тряпочки фломастеры, художественная литература по ИЗО; цветная бумага, картон, цветные карандаши, мелки восковые, чернила, тушь.

Центр «Кулинария»: блинница электрическая, вазочки для мороженого, воронки, картографы «Наш повар», кондитерский шприц, консервный нож; контейнеры, миски, лопатки, поварёшка; мука, подсолнечное масло; ножи, ложки, вилки, ножи кухонные, овощерезка, подносы, разделочные доски; рецепты; сахар, соль; сито, дуршлаг, скалки, тёрки, шинковка, толкушка; фартуки, косынки; формы для кекса, печень; электрическая духовка.

Манипулятивный центр: балансовые весы; геометрические фигуры, домино, шашки, игры Монтессори, коллекция крышек, коллекция часов, конструкции, кубики Никитина, кубик Рубика; линейки, ручки; лото, настольно - печатные игры, монеты, пуговицы, палочки Кюизенера, счётные, песочные часы, рабочие листы с заданиями, разрезные картинки - головоломки, семена, природный материал, счёты, тетради в клетку, цифры.

Центр «Литература»: алфавит, буквы; бумага, ручки, прописи; игры для занятий по звуковой культуре речи; картотеки чистоговорок, скороговорок; разрезные картинки; упражнения для пальцев рук; книжки - самоделки, книжки - малышки, кроссворды, ребусы; комплекс упражнений артикуляционной гимнастики; кубики с азбукой; магнитофон, аудиокассеты; различные виды театра.

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста

2.1. Исследования уровня развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста

 

Целью нашего исследования является развитие интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста.

В исследовании приняли участие 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек)  в возрасте 4-5 лет и  воспитатель старшей группы МДОУ № 45 г. Новокузнецка. Данная возрастная группа была подобрана для экспериментальной работы, так как средний дошкольный возраст является наиболее оптимальным возрастом для развития интереса к экспериментированию, возраст «почемучек» делал более актуальной и действенной нашу работу.

Нами были определены показатели и подобраны  диагностические методики (Таблица №1).

Таблица 1.

Показатели развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста

Показатели

Диагностические методики

Отношение детей к экспериментальной деятельности

Методика "Маленький исследователь"; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности.

Уровни сформированности экспериментальной деятельности

Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.).

Уровень развития любознательности, познавательной активности

Анкета для воспитателя "Изучение познавательной инициативы"

Уровень экологических знаний предметов и объектов неживой природы

Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой


 

Подбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования. Мы выделили структурные компоненты деятельности экспериментирования и те характеристики, которые определяются как "ряд навыков деятельности".

В процессе детского экспериментирования дети учатся:

Видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.

Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае мы выделяем такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования необходимости исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях- то есть, качественные изменения в структуре личности и их проявления. Во взаимодействии человека с окружающим миром.

Разработанная методика "Маленький исследователь" предполагает выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изодеятельности, игровой). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: "К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?" Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3,4. За первый выбор засчитывается 4 балла, за второй – 3 балла, за третий- 2 балл, за четвертый-1 балл. Результаты были помещены в таблицу 2.

Таблица 2

Результаты по методике «Маленький исследователь»

 

Фамилия, имя ребенка

Количественная обработка  (баллы)

Качественная обработка

1.

  Даша  С.

3

Чтение книг

2.

  Артем П.

1

Игровой уголок

3.

Ришат М.

4

Экспериментирование

4.

Стас С.

3

Чтение книг

5.

Кирилл М.

3

Чтение книг

6.

Оля К.

1

Игровой

7.

Вася Г.

1

Игровой

8.

Настя М.

2

Изодеятельность

9.

Оля С.

2

Изодеятельность

10.

Ангелина М.

4

Экспериментирование

11.

Лера К.

1

Игровой уголок

12.

Эллина Ш.

1

Игровой уголок

13.

Максим К.

2

Изодеятельность

14.

Вова З.

1

Игровой

15.

Руфина Б.

2

Изодеятельность

16.

Настя Э.

1

Игровой уголок

17.

Вика К.

4

Экспериментирование

18.

Дима К.

2

Изодеятельность

19.

Артем С.

1

Игровой уголок

20.

Женя Р.

3

Чтение книг

 

Результаты исследования предпочитаемого детьми вида деятельности показали, что предпочтения детей на начало эксперимента в  группе распределились следующим образом:

1 место – игровой уголок (40%)

2 место – уголок  изодеятельности (25%)

3 место – чтение книг (20%)

4 место -  экспериментирование (15%)  

Т.е. экспериментирование заняло последнее место.

С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности мы разработали  показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. За основу взяли сводные данные  о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования (Иванова А.И.)  (Таблица № 3)

Показатели уровня овладения  детьми экспериментальной деятельностью

                                                                                                                  Таблица 3

уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных  задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает  гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели,увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям,манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательгостей (что сначала, что потом).

Затрудняется сделать вывод даже с помлщью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.

 

 

На основании индивидуальных карт обследования и наблюдения воспитателя  за степенью овладения экспериментальной деятельностью показали, что дети имеют низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью.  Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.  Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к  примитивным действиям. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которыми он действует, не вникая в его подлинное содержание.

Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности проведено анкетирование воспитателя, который на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей выбрали ответы на вопросы анкеты.

Данная анкета переработана нами. Основой послужила анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича)

                            Анкета «Изучение познавательных интересов»

                                                                                                                     Таблица 4

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

 

Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается  в уголке  познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

 

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

 

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б)  когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем?  как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

Информация о работе Экспериментальное исследование развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста