Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 07:19, курсовая работа
Цель исследования: изучить развитие интереса к экспериментированию и организацию работы с детьми дошкольного возраста в данном направлении.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие интереса к экспериментированию будет эффективнее, если: работа строится в центрах экспериментирования; ведущим методом выступает наблюдение в ходе обеспечения практической работы с предметами предметно-развивающей среды.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста
1.1. Проблема развития интереса у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.2. Характеристика экспериментирования как вида деятельности дошкольников
1.3. Организация работы по развитию интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста
2.1. Исследования уровня развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста
2.2. Разработка и апробация педагогической работы, направленной на использование экспериментирования в дошкольном возрасте
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
В процессе работы по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, проводимой с 3 декабря 2010года по 25 апреля 2011 года, используя в обучении экспериментирование, мы увидели, что первоначальные результаты диагностики изменились.
При повторном проведении диагностики детям были предложены аналогичные задания.
Для того чтобы выявить предпочитаемый вид деятельности использовали методику «Маленький исследователь». Результаты исследования предпочитаемого вида деятельности показали, что предпочтения детей распределились следующим образом:
Виды деятельности | Количество баллов (в% соотношении) | |
На начало эксперимента | На конец эксперимента | |
Экспериментирование | 15% | 39% |
Чтение книги | 20% | 23% |
Изодеятельность | 25% | 22% |
Игровая | 40% | 16% |
Таким образом, по результатам представленным в сводной таблице мы видим, что предпочтения в выборе деятельности дети изменили в сторону экспериментирования (в 2,5 раза). Экспериментирование, как вид деятельности, стал для детей одним из любимых. (Приложение 1)
Познавательная деятельность в процессе экспериментирования каждого ребенка оценивались по следующим показателям (по десятибалльной системе):
- положительное отношение к экспериментированию;
-проявление инициативы, самостоятельности;
- исследовательские умения;
- проявление любознательности;
- умения задавать вопросы;
Полученные данные отражены в таблице «Индивидуальная карта показателей познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Индивидуальная карта показателей познавательной деятельности детей
| Положительное отношение к экспериментированию | Проявление инициативы, самостоятельности | Исследовательские Умения | Проявление любознательности | Умения задавать вопрос | Количество баллов | Уровень |
| ||||
1 | 10 | 10 | 7 | 9 | 8 | 44 | В | |||||
2 | 8 | 7 | 6 | 8 | 7 | 36 | В |
|
| |||
3 | 10 | 7 | 7 | 8 | 7 | 39 | В |
| ||||
4 | 6 | 7 | 6 | 5 | 5 | 29 | С |
| ||||
5 | 6 | 6 | 6 | 7 | 8 | 33 | В | |||||
6 | 10 | 9 | 8 | 8 | 9 | 44 | В | |||||
7 | 9 | 6 | 7 | 7 | 6 | 35 | В | |||||
8 | 7 | 6 | 6 | 5 | 6 | 30 | С | |||||
9 | 10 | 8 | 8 | 7 | 8 | 44 | В | |||||
10 | 10 | 7 | 8 | 9 | 9 | 43 | В | |||||
11 | 6 | 6 | 5 | 7 | 5 | 29 | С | |||||
12 | 6 | 7 | 5 | 7 | 5 | 30 | С | |||||
13 | 6 | 8 | 7 | 8 | 9 | 38 | В | |||||
14 | 9 | 7 | 8 | 8 | 6 | 38 | В | |||||
15 | 10 | 7 | 9 | 8 | 9 | 43 | В | |||||
16 | 8 | 8 | 8 | 7 | 7 | 38 | В | |||||
17 | 10 | 9 | 7 | 7 | 8 | 41 | В | |||||
18 | 7 | 8 | 7 | 7 | 6 | 35 | В | |||||
19 | 6 | 8 | 7 | 8 | 7 | 36 | В | |||||
20 | 10 | 7 | 8 | 8 | 9 | 42 | В |
Уровни развития познавательной активности:
В (высокий уровень) - 80%; С (средний уровень) – 20%.
Данные таблицы показывают, что после проведения формирующего эксперимента уровень познавательной активности повысился.
Для выявления уровня знаний предметов и объектов неживой природы по окончании формирующего эксперимента, нами были составлены вопросы в соответствии с разделами программы по детскому экспериментированию. Результаты оценивались на основании показателей уровня овладения детьми программой «Детство» по разделу: «Предметный мир» и показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, предложенной авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н.
1.Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи.
2. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.)-покажи.
3. Сравни свойства песка, глины, почвы.
4. Расскажи о свойствах магнита.
5. Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение.
6. Сравни свойство дерево и железо, их назначение.
9. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.
10.Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение.
Высокий уровень: Ребёнок составляет развёрнутый рассказ на вопрос воспитателя. Ответ полный со всеми пояснениями, хорошо проводит сравнительный анализ между свойствами предметов. Знает назначение предметов и объектов окружающего. Видят 2-3 звена причинно следственных связей. Могут подтвердить свои ответы опытом или рассказом как его провести.
Средний уровень: дети составляют рассказ с помощью наводящих вопросов. Знают несколько свойств и назначений предметов и объектов действительности. При сравнении объектов находят в большинстве только различия. Видят 1-2 звена причинно - следственных связей. Затрудняются подтвердить свои ответы практическим способом.
Низкий уровень: Ребенок составляет короткий рассказ с помощью воспитателя. Знают небольшое количество свойств и назначений предметов и объектов действительности. Затрудняются провести сравнительный анализ между свойствами предметов. Понимают простейшие одночленные причинно – следственные связи. Не могут практически подтвердить свои высказывания.
На основании индивидуальных карт обследования мы вывели общий уровень знаний каждого ребенка и общий уровень знаний детей о неживой природе.
Высокий уровень – 40%
Средний уровень – 60 %
Низкий уровень - 0
Мы увидели, что у детей имеются широкие представления о свойствах и качествах различных материалов и их назначении. (Приложение 2)
Таким образом, результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
- знания детей о неживой природе.
Заключение
В работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме развития интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста, глубже разобрались в сущности и структуре познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Провели опытно-экспериментальную работу по развитию интереса к экспериментированию у детей дошкольного возраста и выяснили, что у детей познавательный интерес неустойчив, он не всегда понимает проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природе. Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Список литературы
1.Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах ) Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд.3-е.М., «Советская Энциклопедия»,1987.
2.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
3.Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М.,1994.
4. Возрастная психология: Курс лекций / Н.Ф. Добрынин , А. М. Бардин, Н.В. Лаврова. - М.: Просвещение,1965.-295с.
5.Возрастная и педагогическая психология. Оренбург. Издательство ОГПУ 2004г.
6.Дощицена З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. М.,1994г.
7.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004.
8.Иванова А.И. Живая экология. М.,2006.
9.Короткова Н.А. Познавательно-
10.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
11.Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.
12.Махмутов М.М.Проблемное обучение.-М.:1975
13.Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. М.: Значение, серия Педагогика и психология»,1979№2