Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:05, курсовая работа
Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.
Приходить в детский сад или школу с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Формирование культурно-гигиенических навыков у детей
среднего дошкольного возраста: теоретический аспект…………5
1.1. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической
системы в дошкольном образовательном учреждении………...5
1.2. Основные правила личной гигиены детей среднего
дошкольного возраста……………………………………………11
Глава 2 Экспериментальное исследование сформированности
культурно-гигиенических навыков у детей среднего
дошкольного возраста……………………………………………...19
2.1. Констатирующий эксперимент………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………….27
Выводы:
1. Соблюдение правил личной
2. По проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста ученые имеют множество точек зрения. Однако, большинство авторов к гигиеническим, здоровьесберегающим, факторам склонны относить: режим, питание и гигиенические процедуры.
3. Средний дошкольный возраст – это время «впитывания» всего, что делают и говорят взрослые, поэтому привитие ребенку культурно-гигиенических навыков является наиболее важным именно в этот период времени.
4. С целью более эффективного
формирования культурно-
Глава 2 Экспериментальное исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Констатирующий эксперимент
Для достижения поставленной цели и решения экспериментальных задач, а также подтверждения гипотезы исследовательской работы, было необходимо проведение психолого-педагогического эксперимента.
Целью эксперимента стало выявление актуального уровня развития культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Изучив психолого-педагогическую литературу по теме формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста, мы выяснили, что оно основывается на соблюдении режима, питании и гигиенических процедурах.
В связи с этим, методики, применяемые в эксперименте, главным образом, были направлены на выявление актуального уровня развития культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Эксперимент проводился на базе ДОУ №235 г.Кемерово в средней группе, в количестве 22 человек.
Все полученные в ходе исследования данные в процентном соотношении высчитывались по формуле:
М * 100%
Q = ---------------------,
где Q – средний балл в процентном соотношении;
M – количество детей определенного уровня;
N – общее количество детей.
Целью первого задания было выявить уровень сформированности навыков соблюдения гигиенических процедур.
Исследование проводилось со всеми детьми сразу. Ход эксперимента заключался в том, что воспитатель принес корзину с фруктами и предложил детям их попробовать. При этом воспитатель намекнул детям, что необходимо вымыть руки прежде чем, кушать фрукты.
Второе задание проводилось с целью изучения навыков соблюдения режима.
Исследование проводилось со всеми детьми сразу. Оценивалось поведение детей во время послеобеденного отдыха.
Третье задание проводилось с целью изучения навыков соблюдения правил питания.
Ребенка приглашали сесть за стол и пообедать. При этом экспериментатор оценивал позу ребенка за столом, манеры поведения, умение держать ложку, аккуратность.
При обработке данных высокий уровень имели дети, которые дисциплинировано выполняли задание, соблюдали все правила и демонстрировали высокоразвитые культурно-гигиенические навыки.
Детям с высоким уровнем присваивалось 3 балла.
При среднем уровне: дети достаточно дисциплинированно выполняли порученное им задание, однако нарушали какие-либо правила
Детям со средним уровнем присваивалось 2 балла.
При низком уровне дети не выполняли задание или выполняли с неохотой, небрежно.
После обработки данных, мы получили следующие результаты:
1. Изучение навыков соблюдения гигиенических процедур
- высокий уровень – 13 человек (59,1%);
- средний уровень – 8 человек (36,4%);
- низкий уровень – 1 человек (4,5%).
Таким образом, в исследуемой группе наблюдаются достаточно высокие показатели сформированности навыков соблюдения гигиенических процедур.
2. Изучение навыков соблюдения режима:
- высокий уровень – 9 человек (40,9%);
- средний уровень – 10 человек (45,5%);
- низкий уровень – 3 человека (13,6%).
Таким образом, полученные данные показали, что навык соблюдения режима у детей развит хуже, чем навык гигиенических процедур.
3. Изучение навыков соблюдения правил питания:
- высокий уровень – 9 человек (40,9%);
- средний уровень – 10 человек (45,5%);
- низкий уровень – 3 человека (13,6%).
Данные показывают, что у обследуемых детей навык соблюдения правил питания развит на таком же уровне, как и навык соблюдения режима.
Для обобщения результатов нашего исследования мы поместили их в сводную таблицу.
Таблица №1
Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков
№ |
Ф.И. ребенка |
Цели методик |
Вывод (общий уровень) | ||
Изучение уровня развития гигиенических навыков |
Изучение уровня развития навыков соблюдения режима |
Изучение уровня развития навыков соблюдения правил питания | |||
1. |
Андрейчик Валя |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
2. |
Арно Вика |
В (3) |
С (2) |
С (2) |
С (7) |
3. |
Библейская Наташа |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
4. |
Бялков Максим |
С (2) |
С (2) |
С (2) |
С (6) |
5. |
Винокурова Люда |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
6. |
Дилярова Дина |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
7. |
Зайцев Антон |
С (2) |
С (2) |
С (2) |
С (6) |
8. |
Иванов Андрей |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
9. |
Иващенко Саша |
В (3) |
С (2) |
С (2) |
С (7) |
10. |
Коновалова Саша |
С (2) |
С (2) |
С (2) |
С (6) |
11. |
Курбо Света |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
12. |
Лапаева Оля |
Н (1) |
С (2) |
С (2) |
Н (5) |
13. |
Мамонько Сергей |
С (2) |
С (2) |
С (2) |
С (6) |
14. |
Митюхина Наташа |
В (3) |
Н (1) |
Н (1) |
Н (5) |
15. |
Молодько Юля |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
16. |
Оголайко Андрей |
В (3) |
Н (1) |
Н (1) |
Н (5) |
17. |
Пастушкина Ира |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
18. |
Рисовальнов Олег |
С (2) |
Н (1) |
Н (1) |
Н (4) |
19. |
Слободчиков Женя |
С (2) |
С (2) |
С (2) |
С (6) |
20. |
Тарасова Катя |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
21. |
Тимофеенко Андрей |
С (2) |
С (2) |
С (2) |
С (6) |
22. |
Уфимцева Катя |
С (2) |
С (2) |
С (2) |
С (6) |
Условные обозначения
В – высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень
Обработав данные сводной таблицы, мы получили такие результаты: по 40,9% детей имеют высокий и средний уровень сформированности культурно-гигиенических навыков. Оставшиеся 18,2% - низкий уровень.
Отобразим результаты в гистограмме.
Гистограмма №1
Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста
Для дальнейшего исследования на основе полученных данных дети были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную. В контрольную группу вошли дети с высоким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков, а в экспериментальную – дети со средним и низким уровнем.
Для того, чтобы выявить различия между двумя выборками, использовалась методика Манна-Уитни.
Контрольная группа (1 выборка) |
Экспериментальная группа (2 выборка) | ||||
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Показатель (баллы) |
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Показатель (баллы) |
1. |
Андрейчик Валя |
9 |
1. |
Арно Вика |
7 |
2. |
Библейская Наташа |
9 |
2. |
Бялков Максим |
6 |
3. |
Винокурова Люда |
9 |
3. |
Зайцев Антон |
6 |
4. |
Дилярова Дина |
9 |
4. |
Иващенко Саша |
7 |
5. |
Иванов Андрей |
9 |
5. |
Коновалова Саша |
6 |
6. |
Курбо Света |
9 |
6. |
Лапаева Оля |
5 |
7. |
Молодько Юля |
9 |
7. |
Мамонько Сергей |
6 |
8. |
Пастушкина Ира |
9 |
8. |
Митюхина Наташа |
5 |
9. |
Тарасова Катя |
9 |
9. |
Оголайко Андрей |
5 |
10. |
Рисовальков Олег |
4 | |||
11. |
Слободчиков Женя |
6 | |||
12. |
Тимофеенко Андрей |
6 | |||
13. |
Уфимцева Катя |
6 |
Во-первых, нужно было расположить показатели обеих групп в порядке возрастания баллов – провести ранжирование. R1 - первая выборка; R2 – вторая выборка.
№ п/п |
Показатель (баллы) |
R1 |
R2 |
1. |
4 |
4,0 | |
2. |
5 |
4,5 | |
3. |
5 |
4,5 | |
4. |
5 |
4,5 | |
5. |
6 |
6,5 | |
6. |
6 |
6,5 | |
7. |
6 |
6,5 | |
8. |
6 |
6,5 | |
9. |
6 |
6,5 | |
10. |
6 |
6,5 | |
11. |
6 |
6,5 | |
12. |
7 |
7,0 | |
13. |
7 |
7,0 | |
14. |
9 |
17,5 |
|
15. |
9 |
17,5 |
|
16. |
9 |
17,5 |
|
17. |
9 |
17,5 |
|
18. |
9 |
17,5 |
|
19. |
9 |
17,5 |
|
20. |
9 |
17,5 |
|
21. |
9 |
17,5 |
|
22. |
9 |
17,5 |
|
∑R1 = 157,5 |
∑R2 = 77 |