Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:05, курсовая работа
Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.
Приходить в детский сад или школу с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Формирование культурно-гигиенических навыков у детей
среднего дошкольного возраста: теоретический аспект…………5
1.1. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической
системы в дошкольном образовательном учреждении………...5
1.2. Основные правила личной гигиены детей среднего
дошкольного возраста……………………………………………11
Глава 2 Экспериментальное исследование сформированности
культурно-гигиенических навыков у детей среднего
дошкольного возраста……………………………………………...19
2.1. Констатирующий эксперимент………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………….27
Во-вторых, идет вычисление по формуле:
U = ((n1 * n2) + nx (nx + 1) : 2) – Т,
где n1 – количество испытуемых в первой выборке;
n2 – количество испытуемых во второй выборке;
nx – количество испытуемых с большей суммой рангов;
Т – большая из двух ранговых сумм.
U = ((9 * 13) + 9 (9 + 1) : 2) – 157,5 = 4,5
В-третьих, нужно найти и сравнить показатель на пересечении по количеству испытуемых в выборках с показателем получаемых в опыте.
U эмпирическая = 0, сравниваем с U критическим, чем меньше U эмпирическая в сравнении с U критическим, тем различия между группами выше.
Uэмп. = < Uкр. = 33.
Выявлены статистически значимые различия между группами. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтверждена.
Заключение
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни
человека, всего первые семь лет. Но они
имеют непреходящее значение. В этот период
развитие идет как никогда бурно и стремительно.
Из совершенно беспомощного, ничего не
умеющего существа младенец
превращается в относительно самостоятельную,
активную
Одним из важнейших направлений в этом
процессе, как
показало исследование, является формирование
культурно-
К гигиеническим факторам, соблюдение которых так важно привить ребенку еще в дошкольном возрасте, относятся:
- режим;
- питание;
- гигиенические процедуры.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима совместная работа воспитателей и родителей.
Список литературы
1. Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. – Томск: ТГУ, 2000. – 58с..
2. Аникеева Л.Ш. Здоровье ребенка. Питание и закаливание детей. – М.: ООО «Мир книги», 2004. – 192с.
3. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» // Обуч. – 1996. - № 1. - С. 5-6.
4. Вишневская Е.Л., Полесский В.А., Барсукова Н.К., Широкова Т.И.
Программа гигиенического обучения и
воспитания школьников, формирования
норм и навыков здорового образа жизни.
- М.: Грамотей, 2000. - 24 с.
5. Гильг И. Здоровый малыш: здоровьесберегающая педагогическая система. – Томск, 2001. – 33с.
6. Доронова Т. Право на охрану здоровья // Дошкольное воспитание. - 2001. -№ 9. - С.5-8.
7. Егоров Б.Б., Змановский Ю.Ф. Система эффективного закаливания // Начальная школа. – 2000. - № 7. – С.15-16.
8. Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999. – 56с.
9. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова
Н.В. Оздоровительно-
10. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. – М.: Сфера, 2004. – 96с.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 416с.
12. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка- Пресс, 2000. – 122с.
13. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1972. – 84с.
14. Латохина Л.И. Как быть здоровым душой и телом // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10. – С.12-14.
15. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: Просвещение, 1991. – 227с.
16. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000. – 136с.
17. Основы безопасности дошкольников / Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000. – 187с.
18. Ротенберг Р.И. Расти здоровым. - М.: Физкультура и спорт, 1992. – 265с.
19. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 6. – С.23-25.
20. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984. – 155с.
Приложение 1
Изучение навыков соблюдения гигиенических процедур
Проведение исследования:
Воспитатель приносит в группу корзину с фруктами и, предлагая детям попробовать лакомства, спрашивает, «что мы должны сделать, прежде чем, взять в руки яблоко, груши и т.д.?» (подразумевает ответ – «вымыть руки»).
Эксперимент проводится со всеми детьми сразу.
Интерпретация результатов
Дети, которые сразу пошли мыть руки и вымыли их тщательно теплой водой с мылом получают высокую оценку (3 балла).
Дети, которые вымыли руки с неохотой или наспех, без мыла получают средний результат (2 балла).
Дети, которые вообще не захотели мыть руки получают низкий результат (1 балл).
Протокол №1
Дата проведения: 20.04.05 г.
Дети средней группы в количестве 22 человек.
Уровень развития навыков соблюдения гигиенических процедур
Ф.И. ребенка |
Справился ли с заданием (балл) |
Примечание |
Вывод |
Андрейчик Валя |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Арно Вика |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Библейская Наташа |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Бялков Максим |
2 |
Вымыл руки после некоторых уговоров |
Средний |
Винокурова Люда |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Дилярова Дина |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Зайцев Антон |
2 |
Вымыл руки после некоторых уговоров |
Средний |
Иванов Андрей |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Иващенко Саша |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Коновалова Саша |
2 |
Вымыл руки без мыла, просто сполоснув их водой |
Средний |
Курбо Света |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Лапаева Оля |
1 |
Отказалась вымыть руки |
Низкий |
Мамонько Сергей |
2 |
Вымыл руки после некоторых уговоров |
Средний |
Митюхина Наташа |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Молодько Юля |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Оголайко Андрей |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Пастушкина Ира |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Рисовальнов Олег |
2 |
Вымыл руки без мыла, просто сполоснув их водой |
Средний |
Слободчиков Женя |
2 |
Вымыл руки без мыла, просто сполоснув их водой |
Средний |
Тарасова Катя |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Тимофеенко Андрей |
2 |
Вымыл руки без мыла, просто сполоснув их водой |
Средний |
Уфимцева Катя |
2 |
Вымыл руки без мыла, просто сполоснув их водой |
Средний |
Приложение 2
Изучение навыков соблюдения режима
Проведение исследование
Дождавшись времени послеобеденного сна, воспитатель предлагает детям пройти в комнату отдыха и лечь в свои кровати.
Когда дети улеглись, воспитатель читает им небольшую сказку, после чего уходит из комнаты.
Через полчаса экспериментатор фиксирует результаты.
Интерпретация результатов
Дети, которые спокойно отдыхали лежа в своих кроватях, получают высокий результат (3 балла).
Дети, которые лежали в своих кроватях с открытыми глазами и вполголоса разговаривали со своими соседями – средний результат (2 балла).
Дети, которые бегали по комнате, шумели и разговаривали – низкий результата (1 балл).
Протокол №2
Дата проведения: 21.04.05 г.
Дети средней группы в количестве 22 человек.
Уровень развития навыков соблюдения режима
Ф.И. ребенка |
Справился ли с заданием (балл) |
Примечание |
Вывод |
Андрейчик Валя |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Арно Вика |
2 |
Во время отдыха разговаривал |
Средний |
Библейская Наташа |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Бялков Максим |
2 |
Во время отдыха разговаривал |
Средний |
Винокурова Люда |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Дилярова Дина |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Зайцев Антон |
2 |
Во время отдыха разговаривал |
Средний |
Иванов Андрей |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Иващенко Саша |
2 |
Во время отдыха разговаривал |
Средний |
Коновалова Саша |
2 |
Во время отдыха лежал с открытыми глазами |
Средний |
Курбо Света |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Лапаева Оля |
2 |
Во время отдыха разговаривал |
Средний |
Мамонько Сергей |
2 |
Во время отдыха разговаривал |
Средний |
Митюхина Наташа |
1 |
Во время отдыха бегал по комнате |
Низкий |
Молодько Юля |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Оголайко Андрей |
1 |
Во время отдыха бегал по комнате |
Низкий |
Пастушкина Ира |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Рисовальнов Олег |
1 |
Во время отдыха бегал по комнате |
Низкий |
Слободчиков Женя |
2 |
Во время отдыха разговаривал |
Средний |
Тарасова Катя |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Тимофеенко Андрей |
2 |
Во время отдыха разговаривал |
Средний |
Уфимцева Катя |
2 |
Во время отдыха лежал с открытыми глазами |
Средний |
Приложения 3
Изучение навыков соблюдения правил питания
Проведение исследования
Помощники воспитателя приносят еду и накрывают на стол. Затем детям предлагается пообедать.
Экспериментатор фиксирует:
- позу ребенка за столом;
- манеры поведения за столом;
- умение правильно держать ложку;
- аккуратность.
Интерпретация результатов
Дети, которые соблюдают все правила поведения за столом, получают высокий результат (3 балла).
Дети, которые не соблюдают хотя бы одно из правил, получают средний результата (2 балла).
Дети которые вообще не соблюдают правил или соблюдают меньше половины – низкий результата (1 балл).
Протокол №3
Дата проведения: 25.04.05 г.
Дети средней группы в количестве 22 человек.
Уровень развития навыков соблюдения правил питания
Ф.И. ребенка |
Поза ребенка |
Манеры поведения |
Умение правильно держать ложку |
Аккурат-ность |
Вывод |
Андрейчик Валя |
3 |
2 |
1 |
2 |
Высокий |
Арно Вика |
2 |
2 |
2 |
3 |
Средний |
Библейская Наташа |
2 |
3 |
3 |
3 |
Высокий |
Бялков Максим |
2 |
3 |
3 |
2 |
Средний |
Винокурова Люда |
3 |
2 |
2 |
3 |
Высокий |
Дилярова Дина |
3 |
3 |
3 |
3 |
Высокий |
Зайцев Антон |
3 |
3 |
3 |
3 |
Средний |
Иванов Андрей |
3 |
3 |
2 |
3 |
Высокий |
Иващенко Саша |
2 |
3 |
3 |
3 |
Средний |
Коновалова Саша |
3 |
3 |
2 |
2 |
Средний |
Курбо Света |
3 |
3 |
3 |
2 |
Высокий |
Лапаева Оля |
2 |
2 |
1 |
3 |
Средний |
Мамонько Сергей |
3 |
3 |
3 |
2 |
Средний |
Митюхина Наташа |
2 |
3 |
3 |
2 |
Низкий |
Молодько Юля |
2 |
2 |
2 |
3 |
Высокий |
Оголайко Андрей |
3 |
2 |
3 |
2 |
Низкий |
Пастушкина Ира |
3 |
3 |
3 |
3 |
Высокий |
Рисовальнов Олег |
2 |
3 |
3 |
3 |
Низкий |
Слободчиков Женя |
3 |
3 |
3 |
2 |
Средний |
Тарасова Катя |
3 |
3 |
2 |
2 |
Высокий |
Тимофеенко Андрей |
3 |
3 |
1 |
1 |
Средний |
Уфимцева Катя |
2 |
3 |
3 |
3 |
Средний |