Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:29, курсовая работа
Гипотеза исследования: мы предположили, что пальчиковая игра будет являться эффективным средством развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста, а именно развитию памяти, воображения, речевых и сенсомоторных функций; выступит новым способом взаимодействия ребенка с окружающим миром через игровую деятельность.
Задачи:
выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
анализ психологических новообразований старшего дошкольника;
осуществить теоретический анализ понятия "игра";
проанализировать особенности игровой деятельности старшего дошкольного возраста;
изучить влияние пальчиковой игры на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные направления развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………5
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
…………………………………………………………………………………5
1.2 Анализ психологических новообразований старшего дошкольника…9
Глава 2. Пальчиковая игра и ее использование как средство развития умственных способностей старшего дошкольника………………………..…..17
2.1 Понятие "игра"………………………………………………...………...17
2.2. Особенности игровой деятельности старших дошкольников……….23
2.3. Пальчиковая игра и ее использование в старшем дошкольном возрасте.…………………………………………………………………………27
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности пальчиковых игр как средства развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...32
3.1 Организационный аспект построения эксперимента…………………32
3.2 Анализ и обсуждение результатов экспериментального обследования..
………………………………………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………49
3.1 Организационный аспект построения эксперимента
Нами было запланировано и проведено экспериментальное исследование, которое предусматривала 3 этапа.
Цель исследования: определить роль пальчиковой игры как средства, способствующего психическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Базой для проведения эксперимента был определен МДОУ "Детский сад № 50" города Коврова с 26.11.2013 по 10.03.2014 г. В эксперименте участвовало 10 детей экспериментальной группы и 10 детей контрольной группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Характеристика детей экспериментальной группы
Ф.И. ребенка |
Возраст Речевой диагноз |
Настя П |
5 лет 10 мес. НВ ОНР |
Сергей С |
5 лет 8 мес. НВ ОНР |
Катя В |
5 лет 6 мес. НВ ОНР |
Оля П |
5 лет 7 мес. НВ ОНР |
Дарья А |
5 лет 9 мес. НВ ОНР |
Камина Н |
5 лет 10 мес. НВ ОНР |
Андрей М. |
5 лет 4 мес. НВ ОНР |
Наталья Е |
5 лет 6 мес. НВ ОНР |
Настя И |
5 лет 7 мес. НВ ОНР |
Таня Ф |
5 лет 8 мес. НВ ОНР |
Характеристика детей контрольной группы
Ф.И. ребенка |
Возраст Речевой диагноз |
Алена Б |
5 лет 10 мес. НВ ОНР |
Лиля Б |
5 лет 8 мес. НВ ОНР |
Максим К |
5 лет 6 мес. НВ ОНР |
Данил П |
5 лет 6 мес. НВ ОНР |
Паша А |
5 лет 9 мес. НВ ОНР |
Богдан К |
5 лет 11 мес. НВ ОНР |
Дарья Ч |
5 лет 4 мес. НВ ОНР |
Рита П |
5 лет 6 мес. НВ ОНР |
Арнольд К |
5 лет 5 мес. НВ ОНР |
Максим В |
5 лет 6 мес. НВ ОНР |
Основными критериями при выборе детей для проведения эксперимента были дети одного возраста с общим диагнозом НВ ОНР (неярко выраженное общее недоразвитие речи). Все исследуемые дети посещают детский сад не первый год, постоянное посещение детей на момент эксперимента;
Экспериментальная работа предполагает проверку эффективности пальчиковой игры как средства психического развития детей старшего дошкольного возраста, поэтому нами было проведено деление детей на группы - I группа - экспериментальная (ЭГ): в ней проводился формирующий этап эксперимента. II группа - контрольная (КГ): в ней не проводится формирующий этап эксперимента.
Констатирующий этап. Цель: диагностика исходного психического развития детей старшего дошкольного возраста.
Для проведения констатирующего этапа были использованы методики, разработанные Уфимцевой Л.П. Учитывая возрастные особенности, были выбраны методы направленные на изучение определенных показателей развития детей.
Методика № 1. Графическая проба.
Цель: выявление тонко координированного двигательного акта у ребёнка, развитие мелкой моторики рук.
Процедура исследования: ребёнку даётся лист нелинованной бумаги и предлагается нарисовать узор, состоящий из различных звеньев (рис. 1.). При этом надо постараться не отрывать руку от бумаги.
Рис. 1. Узор к графической пробе.
Оценка результатов:
Успешный уровень - полное сходство изображения с образцом, безотрывный характер рисунка.
Достаточный уровень - безотрывный характер рисунка сохранён, но изображение растянуто и имеет наклоны.
Недостаточный уровень - прерывистый характер рисунка, изображение имеет весьма отдалённое сходство с образцом. Этот вариант характеризует незрелость моторной зоны коры, ответственной за организацию тонко координированного двигательного акта.
Методика № 2. Ручная умелость.
Цель: определение последовательности действий ребёнка при их ориентировки в пространстве, определение уровня сформированности зрительно-ручной координации, мелкой пальцевой моторики.
Процедура исследования: ребёнку даётся задание - как можно быстрее продёрнуть шнурок в определённом порядке через отверстия пластинки размером 50Х100 мм (рис. 2).
Рис. 2. К методике Ручная умелость.
Оценка результатов:
Успешный уровень - ребёнок справился с заданием в пределах 30 секунд.
Достаточный - ребёнок справился с заданием в пределах 1 минуты.
Недостаточный - ребёнок справился с заданием в пределах 1,5-2 минут. В последнем случае ребёнок испытывает затруднения как при определении последовательности своих действий (нарушение ориентировки в пространстве), так и при их непосредственном выполнении (несформированность зрительно-ручной координации, несовершенство мелкой пальцевой моторики).
Методика № 3. "Сложи целое из частей".
Цель: выявление целостного восприятия, умения складывать целое из частей.
Процедура: перед ребёнком в случайном порядке раскладываются части трёх кругов и трёх квадратов (рис.3.). Сначала даётся задание как можно быстрее сложить три круга.
Затем все фигуры вновь перемешиваются, ребёнок получает задание выложить 3 квадрата. Фиксируется время выполнения каждого задания и способ, которым пользуется ребёнок.
Рис. 3. Материал к методике "Сложи целое из частей".
Оценка результатов: успешный уровень - ребёнок справился с каждым заданием в пределах 30 секунд (суммарное время 1 минута). При этом он использовал способ зрительного соотнесения частей.
Достаточный уровень - суммарное время выполнения заданий составило 2 минуты. Ребёнок пользовался методом "проб и ошибок".
Недостаточный уровень - суммарное время превысило 2 минуты. При этом ребёнку была оказана обучающая помощь.
Методика № 4. "Наглядные аналогии".
Цель: изучить развитие мышления, умение ребёнка подбирать картинки соответствующие по изображению и последовательности.
Процедура: ребёнку предлагается разложить карточки в третьем ряду в том же порядке, в каком лежат карточки со звёздочками и точками (рис. 4.).
Рис. 4. Материал к методике "Наглядные аналогии".
Оценка результатов:
Успешный уровень - ребёнок справился с заданием самостоятельно.
Достаточный уровень - ребёнку была оказана помощь в виде наводящих вопросов, после чего он выполнил задание.
Недостаточный уровень - ребёнку оказана обучающая помощь.
Методика № 5. "Запоминание словесного материала".
Цель: исследовать уровень словесного запоминания у ребёнка.
Процедура: ребёнку зачитывают 10 слов, затем предлагают их воспроизвести. Эта процедура повторяется 4 раза. Затем слова воспроизводятся ребёнком через 40 минут (отсроченное воспроизведение).
Оценка результатов:
Успешный уровень - с первого раза ребёнок воспроизвёл 6-7 слов, после четырёх чтений выучены все слова; при отсроченном воспроизведении забыто не более 1 слова.
Достаточный уровень - 4-5 и 8 слов соответственно, забыто около 3 слов.
Недостаточный уровень - после первого прочтения ребёнок запомнил лишь 1-2 слова, после четвёртого 5-6. По ходу заучивания были "провалы", когда после одного из чтений ребёнок вспоминал меньше слов, чем после предыдущего (признак охранительного торможения в коре головного мозга). После отсроченного воспроизведения забыто около половины слов.
Методика № 6. "Логическая (опосредованная) память".
Цель: исследование логической (опосредованной) памяти ребёнка.
Процедура: Ребёнку зачитывают ряд слов и для лучшего их запоминания предлагают воспользоваться картинками, лежащими перед ним. При этом к каждому слову подбирается картинка, наиболее подходящая по смыслу (то есть имеющая с ним ассоциативную связь). Каждый свой выбор ребёнок объясняет.
Оценка результатов:
Успешный уровень - после словесной инструкции ребёнок самостоятельно подобрал к каждому слову картинку, адекватно объяснил свой выбор и спустя некоторое время правильно воспроизвёл слова по картинкам.
Достаточный уровень - ребёнку была оказана помощь в виде наводящих вопросов, после чего он справился с заданием.
Недостаточный уровень - ребёнку оказана обучающая помощь, после чего он адекватно осуществил выбор картинок. Однако на этапе воспроизведения слова по картинке ребёнок восстанавливал всю ассоциативную цепочку или просто называл тот предмет, который изображён на картинке.
Методика №7. "Фонетический анализ"
Цель: выявить умение ребёнка выполнять фонетический анализ слова.
Процедура: ребёнку предлагается записать несколько слов, но не буквами а кружочками, сколько букв, столько и кружочков.
Оценка результатов:
Успешный уровень - все схемы выполнены правильно.
Достаточный уровень - выполнены правильно первая-третья схемы.
Недостаточный уровень - ребёнок не справился с заданием.
Методика № 8. "Импрессивная сторона речи".
Цель: выявить восприятие грамматического и смыслового анализа воспринимаемого сообщения.
Процедура: экспериментатор произносит предложения, например: "Петя пошёл в кино после того, как дочитал книгу". Задаются вопросы, например: "Что же делал раньше Петя - смотрел кино или читал книгу?".
Оценка результатов:
Успешный уровень - ребёнок правильно ответил на все вопросы.
Достаточный уровень - правильный ответ на первый вопрос.
Недостаточный уровень - неправильные ответы.
Методика № 9.
Цель: выявить уровень сформированности регулятивной функции.
Процедура: на тетрадном листе в одну линейку ребёнок в течение 10 минут пишет системы палочек и чёрточек, соблюдая правила.
Оценка результатов:
Успешный уровень - ребёнок принимает все правила и удерживает их в полном объёме в процессе самостоятельной деятельности; работает сосредоточенно, не отвлекаясь; по окончании работы в ответ на предложение найти ошибки тщательно проверяет сделанное.
Достаточный уровень - ребёнок изначально принимает все правила, но по ходу работы теряет одно, ошибок не замечает, в конце работы в ответ на предложение проверить сделанное ограничивается беглым (формальным) просмотром.
Недостаточный уровень - ребёнок принимает не все правила, а в процессе работы теряет и их, работает хаотично, от проверки сделанного отказывается.
Диагностика проводились в индивидуальной форме с детьми, представляя собой различные задания, выполнение которых требовали применение обследуемым определенных операций или действий. Они позволили выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребенка, определить уровень развития психических процессов, таких как память, мышление, целостное восприятие, развитие мелкой моторики.
3.2 Анализ и обсуждение
результатов
Сводные данные об уровне развития умственных способностей в контрольной группе детей
Имя ребёнка |
Параметры развития умственных способностей | |||||||||
1 блок |
2 блок |
3 блок |
4 блок |
5 блок |
Общий уровень | |||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 | ||
Алена Б |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Лиля Б |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Максим К |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Данил П |
С |
Н |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
Н |
С |
Паша А |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Богдан К |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
Дарья Ч |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Рита П |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Арнольд К |
С |
Н |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
Н |
С |
Максим В |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |