Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:12, курсовая работа
Цель: определить роль экспериментирования в формировании естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.
Для достижения выбранной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть теоретическую сущность проблемы формирования естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста;
определить значение экспериментирования в формировании естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста;
изучить особенности организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста.
- развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- детское экспериментирование
важно и для формирования
- в процессе экспериментальной
деятельности развивается
Дети очень любят
В процессе экспериментирования на занятиях дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. После проведения эксперимента у детей возникают вопросы, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: отчего бывает ветер; почему черенок растения дает в воде корешки; почему одни предметы тонут в воде, а другие нет. При ознакомлении детей с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями ведущим методом обучения является экспериментирование.
Исходной формой экспериментирования,
из которой развились все
После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период – любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, то есть он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление. Также может выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперименты, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
При правильной организации работы у детей дошкольного возраста формируется устойчивая привычка к экспериментированию. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, а роль взрослого в поддержании интереса к экспериментированию можно сформулировать следующим образом: воспитатель – умный друг и советчик. При этом воспитатель – не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности. В первую очередь, это создание предметно – развивающей среды с учетом возраста, задач развития и познавательных интересов детей. Во-вторых, педагог не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Самостоятельная экспериментальная деятельность доставляет детям огромную радость.[ 9 ]
Приобретение данных навыков требует систематичной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.
Итак, наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его естественнонаучных представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности. Можно сделать вывод о следующих особенностях детского экспериментирования:
- экспериментирование
- экспериментирование
- экспериментальная работа
вызывает у ребенка интерес
к исследованию природы,
- детское экспериментирование
состоит из последовательно
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания. Процесс познания – творческий процесс и задача воспитателя – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблемы: анализировать
объект или явление, выделять
существенные признаки и связи,
- делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.
Любая деятельность
зависит от отношения к ней
субъекта. Таким образом, важно
уметь оценить отношение детей
к деятельности
Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае мы выделяем такие показатели как целеполагания, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования находят качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром, как на внешнем, так и на внутреннем уровне.
Исследования педагогов-ученых, таких как С.Н.Николаева, В.И.Логинова, Н.А.Рыжова, О.А.Чехонина, показывают, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах. Установление взаимозависимостей, закономерностей ребенок обнаруживает самостоятельно. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. Специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Таким образом,
нельзя отрицать
Экспериментирование является
3. ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ
Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же эксперименты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Взрослым следует создать
условия для
В уголке экспериментирования должны быть такие приборы как увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл), разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно можно показывать детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Опыты развивают мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и неживым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”. Китайская пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму” .
Маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?», «Как спят рыбы?» и много разных вопросов, то есть взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребенка, совершают непоправимое: они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие.
Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло. Необходимо помнить, что самые большие потери интеллектуального фонда происходят на ранних стадиях развития – в младенчестве и дошкольном детстве
Эксперименты классифицируются по разным принципам:
- по характеру объектов,
используемых в эксперименте: опыты:
с растениями; с животными; с
объектами неживой природы;
- по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу;
- по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по причине их проведения:
случайные, запланированные,
- по характеру включения
в педагогический процесс:
- по продолжительности: кратковременные (5-15 минут), длительные (свыше 15 минут);
- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;
- по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
- по характеру мыслительных
операций: констатирующие (позволяющие
увидеть какое-то одно
- по характеру познавательной
деятельности детей:
- по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.
Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и многое другое. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.[ 5, с.-38]
Информация о работе Экспериментирование в развитии детей дошкольного возраста