Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:12, курсовая работа
Цель: определить роль экспериментирования в формировании естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.
Для достижения выбранной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть теоретическую сущность проблемы формирования естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста;
определить значение экспериментирования в формировании естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста;
изучить особенности организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста.
В условиях детского сада может быть использован только элементарный эксперимент. Его элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они известны только детям и всегда один и тот же результат. Во-вторых, в процессе эксперимента не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование.
В организации и проведении экспериментов необходимо четко выделить четыре этапа:
1. постановка проблемы;
2. поиск пути решения проблемы;
3. проведение эксперимента;
4. обсуждение итогов и формулировка вывода.
При наличии у детей
некоторого опыта, сформированного
через наглядно-действенные
Отсюда видно, воспитатель имеет возможность помогать детям, не только усваивать общие закономерности природных явлений, но и видеть их конкретные проявления.
В уголке природы можно проводить эксперименты с семенами, растениями, животными. Например, поздней осенью, когда заметно похолодало и идет снег выкопать с клумбы кустики цветов и, посадив их в цветочный горшок, внести в группу. Позже сравнить их с теми, что остались на клумбе, сделать вывод об условиях роста растений.
Эксперименты могут быть
включены и в другие виды деятельности.
При этом познание природы детьми
не будет происходить путем
При экспериментировании воспитатель должен соблюдать правила проведения эксперимента с детьми.
1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать), например, тепло травке под снегом или нет?
2. Чтобы заметить происходящие
изменения, следует брать два
объекта: один –
3. Необходимо осуществлять руководство эксперимента: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.
4. Один и тот же эксперимент лучше производить дважды, чтобы дети все осознали до конца и убедились, в правильности выводов, чтобы в повторном эксперименте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.
5. При организации и
проведении экспериментов
6. Работа с детьми строится на принципе «от простого к сложному».
7. Для успешного руководства
экспериментаторской
Необходимо, чтобы все условия эксперимента были одинаковыми, кроме одного, который влияет на конечный результат. Это условие должно быть выделено. Например, где будет лучше расти овес: в темном или светлом месте? Берут два одинаковых ящика с одинаковой почвой и одинаковыми всходами овса. Договариваются поливать одинаковым количеством воды и из одинаковых леек. Разница же будет в том, что один ящик поставим на светлый подоконник, а другой в темном месте. Устанавливается, что все одинаковое, разное – степень освещения.
Таким образом, в методике выделяют разные виды экспериментирования. В зависимости от поставленных целей эффективность и результативность деятельности будет достигнута в том случае, если воспитатель грамотно организует процесс эксперимент с учетом требований к организации и умело использует методические приемы.
Изучив психолого-
При изучении данной проблемы,
мы смогли убедиться в том, что
детское экспериментирование
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличение объема знаний, умений и навыков, которые в будущем и составляют основу естественнонаучных представлений об окружающем мире.
Экспериментирование, как
формирование естественнонаучных представлений,
выступает методом обучения, если
применяется для передачи детям
новых знаний, а может рассматриваться
как форма организации
Главное достоинство
Эксперимент должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Взаимопроникновение наглядного и обобщенного в представлении составляет его главную особенность. Таким образом, представление, с одной стороны, связано с чувственным опытом, с другой – с обобщением образа в процессе мышления, а затем и в речи.
Проводя эксперименты, воспитатель не должен наносить вред животным и растениям, важно чтобы в постановке и проведении эксперимента дети были активными участниками.
В детском саду проводятся эксперименты с предметами неживой природы, растениями и животными, несложные эксперименты могут включаться в разнообразную деятельность: игру, труд, прогулку, что будет способствовать экологическому образованию дошкольников. Правильная организация экспериментирования обеспечивает полноценный процесс формирования естественнонаучных знаний у детей, при этом ребенок станет полноценным субъектом деятельности.
Таким образом, поставленная цель реализована, задачи исследования решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. – 319с.
Информация о работе Экспериментирование в развитии детей дошкольного возраста