Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработка структуры электронного портфолио младшего школьника как средства оценки сформированности универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы;
2. Выявить виды универсальных учебных действий младших школьников;
3. Определить приоритетные универсальные учебные действия, как основу внедрения электронного портфолио в начальной школе;
4. Изучить методики оценки сформированности универсальных учебных действий в соответствии с федеральными государственными стандартами;

Содержание

Введение
Глава 1. Универсальные учебные действия младших школьников
.1 Универсальные учебные действия, их виды и функции
.2 Методика формирования универсальных учебных действий младших школьников
Глава 2. Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий
.1 Что есть электронное портфолио
.2 Структура разрабатываемого портфолио
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

электронное портфолио.docx

— 248.98 Кб (Скачать файл)

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной содержательно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (например, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в межличностных отношениях и социальных ролях. Применительно к учебной деятельности выделяется три вида действий:

самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);

смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

нравственно-этическая ориентация - действие нравственно - этического оценивания содержания того, что ученик усваивает, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Развитие  системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных  действий, которые определяют становление  психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс  обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и  тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД - уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями  оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

соответствие  возрастно-психологическим нормативным  требованиям;

соответствие  свойств УУД заранее заданным требованиям.

Формирование  УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

формирование  УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;

формирование  УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;

УУД, их свойства и качества определяют эффективность  образовательного процесса, в частности  усвоение знаний и умений, формирование мировоззрения и основных видов  компетентности учащегося, в том  числе социальной и личностной.

Большинство универсальных учебных действий формируется на начальной ступени  общего образования, и со временем ученик эти действия совершенствует и применяет  не только в образовательном пространстве, но и в бытовом.

 

1.2 Методика формирования универсальных учебных действий младших школьников

 

По Федеральному государственному образовательному стандарту  программа формирования универсальных  учебных действий у учащихся на ступени  начального общего образования должна содержать: описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени  начального общего образования; связь  универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики УУД обучающихся; типовые  задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных  учебных действий; описание преемственности  программы формирования универсальных  учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства.

Сформированность УУД у школьников на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

Важнейшей задачей современной системы  образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и  самосовершенствованию. Именно поэтому  «Планируемые результаты» ФГОС второго  поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе - это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Поэтому сегодня учителя начальных классов  должны переосмыслить свой педагогический опыт и найти ответы на вопросы: Как  обучать детей? Как формировать  умение учиться? Что значит уметь  учиться? Как формировать и развивать  универсальные учебные действия у учащихся?

Ответы  на эти вопросы содержатся в программе  надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, автором которой является Л. Г. Петерсон [7]. Основной целью курса «Мир деятельности» для 1-4 классов общеобразовательной школы является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования. Состоит он из четырёх содержательно-методических линий: организационно-рефлексивной, коммуникативной, познавательной и ценностной.

Основной  линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, то есть универсальные учебные действия. Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребёнком, не принесут ожидаемого эффекта.

В первом классе у детей складывается представление  об учебной деятельности. Дети находят  ответ на вопрос: Что значит уметь  учиться? Они знакомятся с двумя  основными шагами учебной деятельности - «Что я не знаю?» и «Сам найду  способ!». Младшие школьники учатся фиксировать затруднение в учебной  деятельности, ставить цель, строить  способ достижения цели. Формируется  и развивается у учащихся умение проверять свою работу по образцу  с опорой на алгоритм, например, также  курс предполагает знакомство с алгоритмом исправления ошибок. Ученики учатся выполнять инструкции, чётко следовать  образцу. Таким образом, у первоклассников  формируются регулятивные универсальные  учебные действия. А. Г. Асмолов в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли» пишет, что «в начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. Так целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности.

В рамках занятий по коммуникативной линии  курса Л.Г. Петерсон учитель знакомит детей с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы. В реальности далеко не все педагогам нравится применять групповую, парную работу на уроках, так как многие учителя полагают, что если дать групповое или парное задание, то все пойдет само собой - на уроке часто возникает излишний шум, ссоры, некоторые из детей не участвуют в работе. Это, по мнению Л.Г. Петерсон, происходит только потому, что школьниками не освоены модели деятельности в паре, в группе. Необходимо формировать представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться и продуктивно сотрудничать друг с другом.

Задача  ценностной линии курса - сформировать у ребёнка нравственно-этические  и ценностные ориентиры, которые  придадут его деятельности созидательный  смысл. У учащихся формируются первые представления о ценностях жизни, строится ценностная диаграмма класса.

Познавательная  линия предполагает передачу учащимся инструментов познания, они учатся работать с информацией, с текстами, строят опорные сигналы и алгоритмы. Таким образом, в руках у педагогов  появляется инструмент, с помощью  которого можно грамотно формировать  у детей универсальные учебные  действия.

При формировании УУД на всех ступенях образования одним из непременных условий является обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий, так как учитель играет в этом процессе ведущую роль. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, в рамках каждой предметной области, определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения - всё это требует от педагога грамотного подхода.

Так как  Федеральный государственный образовательный  стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе (организации учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника). Следовательно, сегодня нужен некоторый отказ от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Многие учителя сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Решением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке, например, технологии деятельностного метода, намеренное создание проблемных ситуаций в ходе обучения, способствующих познавательной мотивации, а также формированию УУД. Причём необходимо систематически это применять на уроках.

С помощью  подобных методов ребята учатся фиксировать  затруднения в собственной деятельности, выявлять их причины, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой  информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать  своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. Овладение универсальными учебными действиями посредством специальных  вышеперечисленных методов даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать  информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными  целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных  условиях.

В данной работе мы будем рассматривать электронное портфолио как метод оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников.

 

 

Глава 2. Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий

 

.1 Что есть электронное портфолио

 

Существует  несколько видов портфолио, различающихся по содержанию, назначению, и, конечно, форме. В нашей работе мы рассматриваем именно электронное портфолио, так как, помимо того, что портфолио служит средством оценки сформированности универсальных учебных действий, оно ещё и напрямую связано с информационными технологиями, приоритет которых также указан в ФГОСе. Встречаются авторы, которые трактуют электронный портфолио как набор документов, сформированных на компьютере. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронное портфолио предъявляется в виде файлов на магнитном носителе.

В самом  общем виде портфолио - это целенаправленное собрание работ, которые демонстрируют учебные компетентности учащегося, его развитие и достижения в различных учебных дисциплинах, социальных проектах.

В источнике [8] автор дает следующее определение: "Под электронным портфолио понимается веб-страница или веб-сайт учащегося, который используется им для хранения результатов проектно-исследовательской деятельности, личных достижений, например результатов участия в олимпиадах, конкурсах и иных интеллектуальных состязаниях."

В статье О.Г.Смоляниновой [11], которая посвятила  множество своих научных трудов теме электронного портфолио, отмечается, что национальное образовательное инициативное сообщество (NLII,2003) определяет электронный портфолио как коллекцию аутентичных и разнообразных данных (выбранных из большого архива), демонстрирующих достижения индивидуума (или организации) за определенный период времени, отобранных на основе рефлексивного анализа и презентуемых одной или нескольким целевым аудиториям в зависимости от конкретной цели, преследуемой индивидуумом (или организацией).

Информация о работе Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников