Элитарное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. История мирового и отечественного образования и педагогической мысли неразрывно связана с историей элитарных образовательных систем, а также элитопедагогики. Первые образовательные институты возникли как институты элитарные, так как получение образования было средством для занятия высокого положения в обществе. Впоследствии выделяется собственно элитарное образование, означающее систему закрытого образования для узкого круга — "элиты крови" (основной критерий знатности в традиционном обществе), "элиты богатства" (главный критерий для индустриального общества) и "элиты знаний" (критерий, становящийся приоритетным в информационном обществе).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Элитарное воспитание, история возникновения и развития
6
Глава 2. Что такое элитарное образование 10
Глава 3. Реалии и перспективы «элитарной школы» 26
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

элетарное образование.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

Глава 1. Элитарное воспитание, история  возникновения и развития

6
Глава 2. Что такое элитарное образование 10
Глава 3. Реалии и перспективы «элитарной школы» 26
Заключение 37
Список  использованной литературы 39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  исследования. История мирового и  отечественного образования и педагогической мысли неразрывно связана с историей элитарных образовательных систем, а также элитопедагогики. Первые образовательные институты возникли как институты элитарные, так как получение образования было средством для занятия высокого положения в обществе. Впоследствии выделяется собственно элитарное образование, означающее систему закрытого образования для узкого круга — "элиты крови" (основной критерий знатности в традиционном обществе), "элиты богатства" (главный критерий для индустриального общества) и "элиты знаний" (критерий, становящийся приоритетным в информационном обществе).

     Идея  элитарного образования занимала умы  многих известных мыслителей древности, бывших, как правило, основателями собственных школ, проявивших себя выдающимися педагогами (Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель, Цицерон, Эпикур, Конфуций). Великие философы в качестве проблемы элитарного образования рассматривали не только подготовку чиновников-администраторов к государственному управлению, но и более широкую проблему воспитания «благородного мужа» - человека, стремящегося к добродетели, к знанию и красоте, осознающего свою ответственность за судьбы Отечества, получившего широкое и глубокое образование и в силу всего перечисленного получившего право на занятие высокого (элитного) государственного поста.

     В Новое время вопросами привилегированного образования и элитопедагогики  занимались Р. Декарт, Г. Гегель, Б. Базедов, Д. Локк, Ф. Честерфилд. По их мнению, единая и единобразная система обучения мешает проявлению индивидуальности, нивелирует личность обучающегося, не стимулирует развитие их талантов. Поэтому, наряду с массовой школой, должна существовать альтернативная система высококачественного образования, лишенная указанных недостатков. В отборе учащихся для элитных школ и университетов главную роль должны играть способности, одаренность детей, а не только знатность и богатство родителей.

     В XX веке миссия привилегированного образования рассматривалась как воспитание «аристократии талантов», способствование процессу «селекции элит» и социальной мобильности. Кроме того, элитарные учебные заведения выступают своеобразными образовательными моделями, к которым следует стремиться всей системе образования (X. Ортега-и-Гассет, Э. Дюркгейм, К. Ясперс, К. Манхейм, П.Бурдье).

     Создание  элитарных образовательных институтов в России началось в XVII - XVIII вв. В XVIII веке появляются закрытые учебные заведения -дворянские корпуса, в которых молодежь не только готовилась к государственной службе, но и получала широкое образование в области истории, искусства, математики, естественных наук. Одними из лучших учебных заведений считались Сухопутный шляхетский корпус, Инженерный корпус и Пажеский корпус. Важную роль в развитии образования и культуры в России играли Московский благородный пансион и Царскосельский лицей.  
Элитарные учебные заведения второй половины XVIII - первой половины XIX веков являлись катализаторами философско-педагогических и дидактических идей. Они дали мощный импульс развитию высококачественного, элитного российского образования (Московский и Петербургский университеты, Московская и Петербургская консерватории, Академия художеств), что во многом обусловило уникальность российской системы образования, ее мировое значение как общецивилизационного феномена, неоценимый вклад отечественного образования в процветание культуры и формирование интеллигенции.

     Большой вклад в разработку проблем элитопедагогики  внесли В.Н. Татищев, И.И.Бецкой, И.П. Пнин, А.А. Прокопович-Антонский, Е.А. Энгельгардт, В.А. Жуковский, К.Д. Ушинский, а также М.И. Демков, П.Ф.  
Каптерев, СИ. Гессен. Их идеи, равно как и опыт элитарного образования в дореволюционной России, необычайно важны с точки зрения решения задач повышения качества образования, в том числе образования, получаемого будущей элитой.

     В последнее время интерес исследователей к историческому опыту отечественного элитарного образования снизился. Исключение составляют работы Г.К. Ашина, Л.Н.Бережновой, М.В. Богуславского, В.В. Кумарина, А.В. Кошелевой, Р.Г. Резакова. Вместе с тем подготовка квалифицированной управленческой, экономической, культурной элиты, ориентированной на высокие общественные и гуманистические ценности, несомненно должна опираться на изучение и использование богатого опыта российского элитарного образования.

     Изложенное  определило выбор темы исследования: "Элитарное образование"

     Цель  работы: определение теоретических  оснований идеи элитарного образования  в России.

     Объект  исследования - феномен элитарного образования.

     Предмет исследования - теория и практика зарождения, развития и современного состояния элитарного образования в России.

     Задачи  исследования:

  1. Выявить исторические предпосылки становления элитарного образования
  2. Рассмотреть генезис цели, принципов, средств и форм организации элитарного образования.
  3. Выявить реалии и перспективы «элитарной школы»

ГЛАВА 1. ЭЛИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И РАЗВИТИЯ

 

     Впервые создал элитарную систему воспитания Джон Локк (1632 1704). Английский философ, просветитель и гос деятель Джон Локк написал философские работы, главнейшими из которых являются «Опыт о человеческом разуме» и «Некоторые мысли о воспитании детей».

     Концепция воспитания и образования изложена в работе «Некоторые мысли о воспитании детей», в которой содержится программа воспитания «джентльмена», «делового человека» нового общества. По мысли Локка, воспитание делового человека включает в себя три аспекта: физическое воспитание; воспитание души (или нравственное воспитание); образование.

     Поскольку цель жизни, а следовательно воспитания заключается в обеспечении счастья  индивида, которое, по Дж. Локку, возможно выразить формулой «здоровый дух  в здоровом теле», становится понятным, почему английский мыслитель столь огромное внимание уделяет закаливанию организма человека, выработке выносливости и умеренности.

     Основу  нравственного воспитания Дж. Локк видел в формировании правильного  представления о добродетели. Нравственное воспитание теснейшим образом связано  с воспитанием разума, высшей инстанции, к которой прибегает человек, определяя свое поведение. Нравственная добродетель Локка ассоциируется с полезностью, честью и благопристойностью, тактом, вежливостью, честностью. Основными воспитательными средствами нравственного воспитания по Локку, являются примеры, среда и обстановка.

     Выделяя в качестве приоритетных задачи физического  и нравственного воспитания, Дж. Локк цель образования видит не в  «создании ученых людей», но практически  образованного делового человека. Для Локка важно, чтобы в процессе образования молодой человек был не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавал свою гражданскую ответственность, был приспособлен к «добродетельной жизни», проявлял интерес к изучению того, в чем он сможет быть полезен своей стране.

     Поэтому в содержание обучения Локк включил  предметы, основанные на критерии пользы: арифметику, астрономию, хронологию, анатомию, кое-что из истории, физики, законоведения. Непременным элементом обучения Локк считает танцы, которые придают всем телодвижениям грацию. В список необходимых для изучения предметов Локк также включил родной язык и рисование, верховую езду и фехтование, фр язык и музыку.

     Джон  Локк - решительный сторонник индивидуального  воспитания. Он полагал, что «истинный джентльмен» должен быть воспитан дома, с привлечением добропорядочных и компетентных наставников и учителей. Семейное воспитание, по его мнению, исключало возможность дурного влияния окружающей среды, случайных товарищей, и позволяло создать упорядоченную, «нравственную» среду/ Педагогическая теория Дж. Локка, как и его философское мировоззрение, оказали и плодотворное влияние на философско-педагогические идеи Просвещения.

     На  рубеже 19-20 столетий идет активный процесс  дальнейшего развития педагогических теорий и систем с новыми подходами к теоретическим и практическим проблемам воспитания и образования. Обращение к личности ребенка, его воспитанию и образованию инициирует разработку новых идей. Так рождается реформаторская педагогика.

     Одновременно развертывается движение «новых школ». В это период выделяли три научно-педагогические парадигмы, которые можно назвать «школа труда», «школа учебы», «свободная школа». Представителями реформаторской педагогики являлись Джон Дьюи, Георг Кершенштейн, В.А. Лай. Дьюи выступал против традиционной школы, он выступал за школьные реформы. Он соединил естественное, индивидуальное развитие человека в процессе школьного образования с его подготовкой как гражданина, как полноценного члена общества с богатым личным опытом.

     Кершенштейн в докладе «школа будущего - трудовая школа» изложил основные принципы такой  школы. Трудовая школа должна быть таким  образовательным учреждением, которое  готовило бы детей, главным образом  из народа, к трудовой деятельности, причем основной ее целью было бы не сообщение знаний, а выработка у учащихся элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины поведения.

     А.В. Лай был представителем «школы действия». Школа действия должна была стимулировать  активность детей, где учение и жизнь  находились бы в согласии. В основе нравственности школы лежит личный опыт, нравственные переживания. Таким образом, на основе идей педагогики реформации начались создаваться совершенно новые школы. В Англии Сесилем Редди основал школу, где формировались «благородные англичане». В Германии Герман Литц открыл средние школы-интернаты, в которых воспитывалась духовная элита. Во Франции была открыты «образцовые школы» - школы для состоятельных родителей.

     Современное элитарное образование. Возрождение  новых школ началось с конца 90-х годов ХХ века, т.к. при советском союзе все гимназии и лицеи были закрыты. Сегодня во всем мире ярко выражены учебные заведения новых типов.

     Целью этих учебных заведений является решение проблемы развития творческих личностей детей, которые имеют наклонности к интеллектуальной деятельности; дать им элитарные знания, которые выходят за рамки государственных стандартов; развивать в них желание заниматься саморазвитием, самовоспитанием, самореализацией своих возможностей. Среди таких заведений - специализированные и профильные школы, лицеи и гимназии, колледжи. Сегодня в содержание образования входят:  - инвариантная часть - вариантная часть

     Благодаря вариантной части происходит появление  специализированной школы. Специализированная школа предполагает изучение либо углубленных предметов, либо профильных предметов.

     Лицеи. Учебный план лицея дифференцирует учебную работу по основным профилям: филологический, историко-философский, художественно-культурный, физико-математический, биолого-химический, экономический и технический. В последнее время в учебных планах лицеев появились дополнительные профили: основы этики, эстетика, культура и искусство Украины, основы моделирования и конструирования.

     Гимназии. Учебные планы предусматривают широкий спектр предметов по выбору: языки народов Украины, стилистика Украинского языка, старославянский язык, латинский и греческий языки, современный европейский языки, народоведение, ораторское искусство, поэтика, логика, история, культура, этнография, «человек и общество». А так же специальные предметы: введение в философию, ритмика, хореография.

     Гимназия - это гуманитаризация образования. Сегодня гимназии совершенствуются. Например в Луганске - бывшие 30 и 52 школы, Лисичанская и Старобельская (самая  старая гимназия в Луганской оьласти) гимназии. Лицейское образование продолжается 3-4 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ЧТО ТАКОЕ ЭЛИТАРНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ 

     В печати, в выступлениях часто говорят  и пишут об «элитарном образовании». При этом чаще всего имеются в  виду платные школы, гимназии, Вузы, где учащихся и студентов возят на автобусах, кормят черной икрой, освобождают от трудных предметов, например, математики и т.д. Но это вовсе не элитарное образование – это лишь способ воспитания новорусских хамов и бар. Настоящее элитарное образование – это совсем другое. Попробуем разобраться – что же оно собой представляет?

Информация о работе Элитарное образование