Элитарное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. История мирового и отечественного образования и педагогической мысли неразрывно связана с историей элитарных образовательных систем, а также элитопедагогики. Первые образовательные институты возникли как институты элитарные, так как получение образования было средством для занятия высокого положения в обществе. Впоследствии выделяется собственно элитарное образование, означающее систему закрытого образования для узкого круга — "элиты крови" (основной критерий знатности в традиционном обществе), "элиты богатства" (главный критерий для индустриального общества) и "элиты знаний" (критерий, становящийся приоритетным в информационном обществе).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Элитарное воспитание, история возникновения и развития
6
Глава 2. Что такое элитарное образование 10
Глава 3. Реалии и перспективы «элитарной школы» 26
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

элетарное образование.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, получается, что настоящая  элитарная школа должна формировать полноценных граждан своей страны, умеющих грамотно выделять существенные проблемы, осложняющие наше развитие и, главное, способных переживать по поводу этих проблем и стремящихся квалифицированно их решать. Еще бывший вице-президент РАО РФ, академик В.В. Давыдов говорил, что «именно в школе должны обсуждаться самые острые проблемы нашего общества, те проблемы, которые пока еще не обсуждают ни политики, ни аналитики… иначе наше общество обречено на стагнацию, ведь если выпускники школ будут убеждены в том, что в обществе нет проблем, то у них не будет стимула совершенствовать наше общество…».

     Главный смысл подлинно гуманного образования  должен состоять в том, чтобы давать человеку простор для самоопределения, и главное, — формировать у него потребность в поиске именно своего идеала, чтобы самоопределяющийся человек был в постоянном творческом и нравственном напряжении. Известный психолог и психотерапевт В.Франкл видел основную задачу образования не в том, чтобы «довольствоваться передачей традиций и знаний», а в том, чтобы «совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы». При этом он специально отмечал, что для нахождения своих смыслов «даже в эру отсутствия ценностей», человек «должен быть наделен в полной мере способностью совести»18.

     К сожалению, многие наши спецшколы (часто претендующие на то, чтобы называться «элитарными образовательными учреждениями») ограничиваются лишь «качественной передачей знания». Но как будут использоваться эти знания, в какой мере эти знания будут работать на процветание общества (а не просто использоваться для построения успешной карьеры) мало кого волнует. А ведь это, прежде всего воспитательная проблема.

     Другая  важная проблема элитарного образования  связана с тем, что далеко не всегда официально заявленные элитарные школы формируют полноценную элиту. Естественно, нельзя отрицать того, что если такими школами специально заниматься, т.е. привлекать лучших педагогов, финансировать (прежде всего, из бюджета, а не жить на «спонсорские подачки»), осуществлять отбор в эти школы согласно талантам, а не протекции и взяткам богатых родителей и т.п., то возможности для формирования полноценной элиты увеличиваются.

     Но и в других (официально не элитарных) школах также могут быть выдающиеся педагоги и талантливые дети. И тогда такие школы становятся «потенциально элитарными». Отсюда задача и для директоров школ, и для педагогов — готовить себя к встрече с талантливыми учениками, а также, даже, несмотря на обычный статус своей школы, все-равно стремиться к тому, чтобы обучать настоящую элиту.

     Правда, при этом возникает другой проблемный вопрос: в каждом классе есть свои таланты и свои посредственности. В настоящее время многие психологи признают, что нельзя всех детей считать одинаково талантливыми, ведь существуют индивидуальные различия и никуда от них не денешься. И вероятно, именно талантливым детям нужно уделять особое внимание. Но что делать с обычными детьми? По отношению к ним можно выделить различные стратегии действий:

  1. В старших классах такие дети сами могут уйти в профессиональные учебные заведения начального звена, если обучение в школе становится для них неинтересным или трудным.
  2. Иногда полезно просто не торопить события (сегодня школьник не демонстрирует особых успехов, но пройдет некоторое время и таланты могут проявиться…).
  3. Формирование учебной мотивации, основанной, прежде всего, на актуализации в сознании учеников значимых проблем по данному учебному предмету (когда из-за этих проблем «спать не хочется», а хочется понять, как же эти проблемы решаются…). В идеале — это ситуация, когда у ученика появляется своя точка зрения (свое видение пути решения проблемы) и он готов спорить как со своими одноклассниками, так и с педагогами. Но поскольку для корректного спора нужны знания, то лучшей учебной мотивации и не придумаешь…
  4. Частично это может быть профильное обучение, когда ученик больше внимания уделяет именно тем дисциплинам, которые его больше интересуют…

     Но мы бы не хотели опять возвращаться к так называемому «знаниевому подходу», при котором часто забываются ценностно-смысловые (собственно гуманистические) цели образования. Настоящая элита — это не просто образованные люди. Это, прежде всего, люди, способные переживать наиболее острые проблемы общества и стремящиеся эти проблемы решать, т.е. улучшать общественную жизнь. А знания — это лишь средства для решения проблем. Если же знания начинают доминировать над целями (гуманистическими целями), то мы получаем «искусственную интеллигенцию» (термин В.П. Зинченко), которая может использовать эти знания и во вред нашему обществу, если таким «искусственным интеллигентам» кто-то хорошо за это заплатит…

     Таким образом, главная перспектива развития элитарного образования в России — это формирование полноценных граждан страны, способных чувствовать наиболее острые проблемы, осложняющие развитие общества и стремящихся решать эти проблемы, опираясь на качественное знание. Реально в нынешних российских условиях элитарная школа может быть как официально заявленной, так и существующая без официального признания, но опирающаяся на талантливых и смелых педагогов и руководителей.

     И не всегда финансовая поддержка «спонсоров» — это хорошо, поскольку часто «спонсорские школы» формируют сильнейшую зависимость от «благодетеля» (мы даже не рассматриваем пока вопрос о том, какими путями «благодетели» зарабатывают свои деньги). А более высокие зарплаты учителей (по сравнению с «не спонсорскими школами») провоцируют нездоровые отношения в педагогических коллективах и во взаимоотношениях педагогов с руководителями.

     Иногда  для формирования подлинной элиты  важнее личный пример порядочного и высококвалифицированного учителя. А зарплаты должны быть высокими (или хотя бы сопоставимыми) во всех школах и решение этой задачи — основная проблема нашего замечательного государства. Ведь как мы уже подчеркивали, и в простой школе может воспитываться будущий гений, а простой учитель очень даже может способствовать появлению такого гения… Настоящее образование (особенно элитарное) не должно быть «рыночным», оно вообще должно стать основой полноценной государственной кадровой политики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключение, опираясь на опыт мирового элитного образования и исходя из потребностей социально-экономического и политического развития России, поставим вопрос о том, какова должна быть государственная политика России в области элитного образования. Прежде всего, необходим курс на постоянное увеличение инвестиций в область народного образования в целом, это - магистральный путь возрождения России с ее великими культурными и научными традициями. Государство должно поддерживать элитные научные и учебные заведения. Нужна "точечная" поддержка талантливой и способной молодежи, главным образом путем проведения конкурсов - региональных и общероссийских, олимпиад, присуждение грантов их победителям и призерам, чтобы они могли подготовиться к поступлению в элитные вузы страны (особенно это касается помощи одаренным детям, талантливой молодежи, живущей в провинции, в городах и селах, далеких от культурных центров).

     Советская образовательная система представляла государственный диктат, унификация, идеологизация учебного процесса, господствовал эгалитаристский подход к организации системы образования.

     В постсоветский период образовательная  система России быстро движется в  направлении ее деидеологизации, перестал существовать тотальный государственный контроль, идет процесс диверсификации образовательных программ и образовательных институтов, большего учета групповых и индивидуальных запросов населения.

     Иначе говоря, это явное движение к плюралистической модели образования.

     Российские  модели рекрутирования элиты также  переходят от номенклатурной к плюралистической, т.е. к более открытой системе, что  сближает ее с системой рекрутирования американских элит. Итак, можно констатировать общее движение социально-политических структур обеих стран к плюралистическим моделям, в большей мере отражающим демократические процессы в современном мире, в том числе феномен возрастания роли индивидуума как субъекта социального процесса.

     Таким образом, мы попытались рассмотреть основные особенности элитарного образования, его отличия от образования массового. Естественно, элитарных учебных заведений не может быть много, и они не могут быть большими по контингенту – увеличение численности обучающихся неизбежно ведет к «снижению планки» - примеров известно множество. Но России в нынешних условиях крайне необходима элита профессионалов, и элитарное образование необходимо развивать на всех уровнях. Нужны и элитарные детские сады, и элитарные школы, и элитарные профессиональные училища и техникумы, и университеты, и даже элитарная аспирантура и докторантура.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Ашин Г.К. Элитное образование // Общественные науки и современность. – 2005. № 5.
  2. Ашин Г.К., Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л., Резаков Р.Г. Теоретические основы элитологии образования. - М., 2004.
  3. Вознесенская Е.Д. Профессии высококвалифицированного труда и молодежь: привлекательность, престиж, выбор/ Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ. Сб.научн. тр.(Отв. Ред. В.Н. Шубкин, Д.Л. Константиновский). — М.: Центр социологии образования РАО, 1996, с. 62–78.
  4. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 288 с.
  5. Гуваков В.И., Фигуровская В.М. Метафизика элитарного образования/ Проблемы образования. Сб.научн.тр. (Отв.ред. В.М. Фигуровская). — Новосибирск: НГАЭиУ, 1997, с. 9–12.
  6. Джуринский А.Н. История педагогики. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 432 с.
  7. Долганова В.А., Трубина Е.Г., Шабурова О.В. Языковая школа: возможности элитарного образования // Магистр. 1995, №2, с. 75-80.
  8. Дюркгейм Э. Социология образования. - М., 2006.
  9. ИвасенкоА.Г., Путинцева Н.Н., Ивасенко А.А. К вопросу об элитарной высшей школе/ Проблемы образования. Сб.научн.тр. (Отв.ред. В.М. Фигуровская). — Новосибирск: НГАЭиУ, 1997, с. 74–81.
  10. Карабущенко П.Л. Политическое образование для становления элит // Полис. 2006. № 4.
  11. Константиновский Д.Л. Динамика привлекательности профессий/ Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ. Сб.научн. тр. (Отв. Ред. В.Н. Шубкин, Д.Л. Константиновский). — М.: Центр социологии образования РАО, 1996, с. 12–49.
  12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Министрества образования России от 11.02.2002. №393 (www.informika.ru - официальный сервер Министерства образования РФ).
  13. Кравченко А. И. Общая социология:  Учеб.  пособие  для  вузов.  –  М.: ЮНИТИ, 2001.
  14. Левит М. Элитарное среднее образование в России - демократический ответ на вызов олигархической эпохи. Лицейское и гимназическое образование. 2000. №2 (15), с. 6-12.
  15. Маннхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 2004.
  16. Олейникова О.Д. Искусство в контексте гуманизации образования/ Проблемы образования. Сб.научн.тр. (Отв.ред. В.М. Фигуровская). — Новосибирск: НГАЭиУ, 1997, с. 81–88.
  17. Пряжников Н.С. Психология элитарности. — М.: МПСИ, 2000. — 512 с.
  1. Самарин А.Н. Становление элит и элитарное  образование в России / А.Н. Самарин // Элитное образование: мировой опыт и модель МГИМО: Сборник научных статей / МГИМО(У) МИД России; Под ред. Г.К. Ашина, С.А. Кравченко. – М.: МГИМО, 2002. – С. 52-117.
  1. Самойлов  Е.Ф. Элитное образование. Социальная справедливость // Общественные науки  и современность. – 2006. № 11.
  2. Социология образования: Учеб. пособие // Под ред. Ю.В. Манова. – М., 2007.
  3. Социология: учебник для вузов/ В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О.  А. Шабанова,  Г. С. Лукашова; Под ред. Проф.  В.  Н.  Лавритенко.  –  М.: ЮНИТИ, 2006.
  4. Фигуровская В. М. Элитарное образование: научное содержание и теоретическое обоснование проблемы // Проблемы образования : Сб. науч. трудов. Новосибирск: НГАЭ и У, 1997, с. 4-9.
  5. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.- 368 с.
  6. Чередниченко Г.А. Школа массовая и элитарная: перемены в деятельности и карьеры учащихся // Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ. По материалам массовых социологических обследований молодежи. Отв. ред. В.Н. Шубкин, Д.Л. Константиновский. М.: ЦСО РАО, 1996, с. 50-61.
  7. Элитное образование: вчера и сегодня. Учеб. пособие // Под ред. В.С. Горшкова. – С-Пб., 2007.

Информация о работе Элитарное образование