Эмоционально – психическое поведение подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель прохождения производственной практики - ознакомление с деятельностью подразделения по делам несовершеннолетних.
Для достижения цели прохождения производственной практики поставлены следующие задачи:
1. Обучение подростков навыкам саморегуляции поведения.
2. Развитие чувства ответственности по отношению к другим.
3. Обучение приемам контроля своих внешних поведенческих проявлений и отслеживания внутреннего психического состояния.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Коррекционно-реабилитационная программа по работе с несовершеннолетними правонарушителями “Точка опоры”……………………………………………5
2. Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения……....15
Заключение........................................................................................................25
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

педагоги.практика отчет (2).doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

День 2.

                                      2. Упражнение “Волшебный ключ”

Цель: развитие групповой  сплоченности, происходящее в значительной мере на символическом уровне, настрой  на совместную работу.

Время: 10 минут.

Инструкция: “Сейчас  вам предлагается пропустить эту  веревку с ключом под одеждой  таким образом, чтобы она входила  под одежду сверху, на уровне воротника, а выходила снизу, на уровне пояса. Теперь выполните несколько физических упражнений: встаньте, наклонитесь вперед, присядьте, встаньте, сядьте. С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что мы одна команда”.

Анализ:

Какие эмоции у вас  возникли при выполнении этого задания?

Что вы чувствовали, когда  совместно выполняли физические упражнения?

В каких жизненных  ситуациях вы оказывались “связанными  одной нитью”?

                      3. Мини-лекция “Что же такое  жизненные ценности?”.

Цель: дать понятия жизненных  ценностей.

Время: 5 минут.

День 3.

                                      4.Упражнение “Стул хвастовства”

Цель: раскрепощение подростков, создание положительного эмоционального фона, снятие эмоционального напряжения.

Время: 15 минут.

Инструкция: “Это не простой  стул”. Это стул хвастовства. Кто сядет на него, получает право похвастаться. Чем? Да чем угодно! Любыми достижениями на своем жизненном пути. Свое сообщение ты должен начинать со слов: “Я хочу похвастаться тем, что…”.

Анализ:

Что вы чувствовали, когда  сидели на этом стуле?

Трудно ли было хвастаться?

Хотелось ли вам приукрасить  свои достижения?

                                  5. Упражнение “Основные ценности”

Цель: диагностика личностных ценностей подростков, определение  их жизненных целей.

Время: 15 минут.

Материалы: лист бумаги, ручки, список ценностей.

Инструкция: “Выберите  из предлагаемого списка 5 главных  для вас ценностей. Распределите их в порядке значимости. Что для  вас главное в жизни? Что значимо, ценно?”

- интересная работа, хорошая  обстановка в стране, общественное признание, материальный достаток, любовь, семья, удовольствия, развлечения, самосовершенствование, свобода, справедливость, доброта, честность, искренность, вера, целеустремленность.

День 4.

                                       6. Игра “Бег с карандашом”

Цель: научить подростков координировать свои действия с партнером, брать инициативу на себя, руководить этими действиями.

Время: 10 минут.

Материалы: карандаши.

Инструкция: “Встаньте  вкруг и зажмите, пожалуйста, карандаши  между подушечками указательных пальцев соседей. Теперь, не отпуская карандашей, синхронно выполняйте задания”:

1. Поднять руки, опустить  их, вернуть в исходное положение. 

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад. 

3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед.

4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться.

5. Присесть; встать.

Анализ:

Понравилось ли вам упражнение?

Что вызвало наибольшую сложность при выполнении?

День 5.

                                           7. Игра “Коллективный счет”

Цель: развитие внимательности, умения координировать свои действия.

Время: 15 минут.

Инструкция: “Сейчас  мы будем считать от одного до двадцати. При этом каждое следующее число  не может называть рядом сидящий  участник, нельзя называть два числа  подряд одному и тому же участнику, нельзя одновременно называть число двум и более участником. После каждой ошибки, мы будем возобновлять счет”.

Анализ:

Трудно ли вам было считать совместно с остальными?

Чем вы руководствовались, когда называли последующее число?

На что при этом обращали внимание?

      Использование  приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует  психологическим особенностям несовершеннолетних, облегчает процесс запоминания,  освоения упражнений, повышает эмоциональный  фон занятия, способствует развитию  мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

      Программа  проведения сюжетных игр направлена  на решение следующих задач:  укрепление здоровья детей, повышение  функциональных и адаптационных  возможностей организма, умственной  и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Подбор средств и  методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей. Для решения поставленных задач можно использовать различные физические упражнения, последовательность которых соответствует общепринятой трехчастной структуре.

      При  этом упражнения, используемые подготовительной  и заключительной частях занятий, а также этюды психогимнастики, танцы и игры можно менять через 2-3 занятия, варьируя их в соответствии с сюжетом.

      После  разучивания упражнений в течение  3-4 занятий они выполняются под  музыку поточным способом по  методике ритмической гимнастики. Использование ритмичной музыки вызывает у детей положительные эмоции, способствует воспитанию чувства ритма, облегчает формирование двигательных навыков.

Комплексы общеразвивающих  упражнений, используемые в основной части, целесообразно выполнять на протяжении 15-16 занятий, постепенно усложняя упражнения и увеличивая нагрузку. При дозировке упражнений необходимо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей. 

  Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, довить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.  
            В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда, но кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Снижение тревожности, эмоционально-психического  напряжения 

День 6.

                                     8. Упражнение “Переоценка ценностей”

Цель: подвести подростков к переосмыслению жизненных ценностей  до совершения правонарушения и после.

Время: 10 минут.

Материалы: бланк таблицы  по количеству участников.

Инструкция: “А теперь давайте  еще поработаем с вашими целями в жизни”. Наверное, вы слышали выражение “переоценка ценностей”. Так говорят о том периоде жизни человека, общества, когда на смену одним ценностям приходят другие. Изменению ценностей способствуют многие факторы - изменение условий жизни, какие-то события в жизни. Для этого надо будет заполнить анкету: Приложения А.

Анализ:

Трудно ли было определять свои ценности?

Давайте посмотрим, а изменялись ли ваши ценности?

А что нужно сделать для того, чтобы ценности могли воплотиться  в будущем?

Что сейчас вы чувствуете?

      Каждый  участник получает лист бумаги  и делит его на четыре части.  Дается следующая инструкция: Дай  10 ответов на вопрос: “Кто я  такой?”. Сделай это быстро, записывая  свои ответы точно в той  форме, в какой они сразу  приходят в голову. Запиши их в первый столбик. Во второй столбик запиши ответы на тот же вопрос, но так, как, по твоему мнению, отозвались бы о тебе твои близкие (выбери кого-то конкретно). В третий столбик запиши ответы на тот же вопрос так, как, по твоему мнению, отозвался бы о тебе участник группы, сидящий слева от тебя.

      Теперь  сложи листок так, чтобы не  были видны твои записи, и передай  соседу слева. Получив листы,  в оставшемся пустом столбике  запиши 10 ответов на вопрос: “Кто  такой тот человек, который  дал тебе этот лист?”. После этого листы собираются ведущим и перемешиваются. Поочередно зачитываются вслух характеристики из последнего столбика, а группа должна определить, о ком идет речь (писавший молчит). Обсуждается, насколько группа согласна с данным портретом. Затем листы возвращаются участникам, и они сами сравнивают все четыре набора ответов, анализируют их сходство и различия.

      В заключение  дается домашнее задание: по  окончании тренинга предложить  своим близким дать 10 ваших определений  и сравнить их с вашим предполагавшимся набором черт.

      В качестве  приема организации обратной  связи можно применить упражнение  “Кто ты?”. Каждому участнику  на спине крепится большой  лист плотной бумаги. Каждый педагог  должен написать каждому хотя  бы один ответ на указанный вопрос. После этого обобщенные характеристики анализируются и обсуждаются в группе.

      Отечественными  психологами доказано, что полноценная  личность не может быть сформирована  без решающего влияния взрослого  человека, передающего ребенку и подростку общественный опыт. Все эти три стороны развития личности, три процесса тесно и нерасторжимо связаны и взаимодействуют между собой.

      Основными  факторами формирования личности  ребенка и подростка являются: общественное бытие и общественное сознание, сложившееся в стране; особенности производства, быта, культуры и природы места проживания; семья; среда непосредственного общения: соседи, друзья, знакомые; школа; внешкольные учреждения.

      Важнейшим  фактором развития личности учащегося  призвана стать школа. Она организует и направляет основную работу по воспитанию школьников. Она по мере совершенствования общества начинает играть основную роль в развитии личности ребенка и подростка. Ниже мы коснемся того, как важно учитывать воздействия всех перечисленных выше факторов при корригировании особенностей личности и поведения “трудных” подростков.

      Противоправные  действия детей до 14 лет не  влекут за собой для них  уголовную ответственность. Отвечают  за детей родители или воспитатели.  В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяжелые преступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрослым. Противоправное поведение школьников чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого. Обратимся к первому.

      Агрессивность  может проявляться уже в дошкольном  возрасте в драках детей из-за  игрушек. Некоторые младшие школьники  пускают в ход кулаки, когда  им не хватает логических доказательств  в споре. Во всех этих случаях повышенная агрессивность отмечается редко. Поэтому, естественно, такие действия не представляют собой серьезной социальной угрозы, хотя воспитатель должен стремиться их не допускать. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчетливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся. В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек - значительно реже. Агрессия у юношей обычно отмечается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы.

      Агрессивность  по отношению к младшим обычно  выражается в насмешках над  ними, толчках, подзатыльниках, иногда  в отбирании мелких личных  вещей и денег. Особенно она  может проявляться против детей,  не имеющих сильного защитника. Агрессивность в подобных случаях является средством насмешливой и снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. А. С. Макаренко предложил эффективный способ борьбы с этим злом - шефство старшего воспитанника над конкретным младшим. Это имело двоякий смысл: позволяло юноше самоутвердиться и развить у себя хорошие качества будущего семьянина, а подшефному ребенку получить защитника и опекуна, у которого он мог бы перенять полезный опыт старшего.

Информация о работе Эмоционально – психическое поведение подростка